Пресс-центр РБК

Эксперты обсудили рынок БАДов в России

Хотя российский рынок БАДов и специализированных продуктов быстро развивается, его участники сталкиваются с многочисленными проблемами и ограничениями. Об этом рассказали эксперты и представители этого рынка в ходе Евразийского конгресса индустрии специализированных пищевых продуктов в Москве.

Правильное питание, в том числе и специализированными продуктами, может очень ускорить процесс выздоровления больных. Подчас питание само является единственным способом лечения, заявил в ходе дискуссии главный педиатр ДГКБ № 9 им. Г. Н. Сперанского и главный внештатный детский аллерголог-иммунолог минздрава Московской области Андрей Продеус. По его словам, для многих больных детей лечением «в первую очередь и является правильное питание, исключение определенных продуктов». «Если средний возраст постановки диагноза — четыре месяца, если ребенку поставили диагноз до шести месяцев, начали его правильно лечить, мы будем лечить его в среднем восемь месяцев, — подчеркнул врач. — Если после шести месяцев это случится, то мы будем лечить его минимум полтора года». Именно поэтому так важно продолжать развивать рынок специализированных и лечебных продуктов, считают специалисты.

Зампредседателя комитета Совета Федерации по социальной политике Татьяна Кусайко уточнила, что рынок таких продуктов — это перспективное экономическое направление, позволяющее расширять ассортимент пищевой продукции, «в том числе — за счет ее обогащения пищевыми ингредиентами, и это может послужить толчком для развития отечественной пищевой отрасли в целом». При этом этот сегмент рынка, который сейчас, по словам сенатора, проходит фазу становления, должен быть ориентирован на безопасные и качественные продукты, соответствующие законодательным нормам и последним достижениям науки. Однако в законодательном регулировании этого сегмента рынка есть ряд проблем, сказала Кусайко. Так, не в полной мере регламентирован оборот функциональных и специализированных продуктов питания, и это приводит к появлению на рынке продуктов, не обладающих заявленными свойствами, уточнила она. «Мешает работе рынка и отсутствие производства функциональных пищевых продуктов как вида экономической деятельности во Всероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности, — пояснила сенатор. — Есть и отсутствие мер поддержки, преференций и льгот производителям функциональных и специализированных продуктов с доказанной эффективностью и положительным влиянием на здоровье человека». По ее словам, серьезной проблемой является также отсутствие подтверждения терапевтической эффективности применения функциональных продуктов. «Не выделена специализированная функциональная продукция для военнослужащих и населения северных регионов, отсутствует специализированное питание в целевых федеральных и региональных программах по здравоохранению, программах дополнительного лекарственного обеспечения, получения государственной компенсации для обеспечения детей, страдающих разными видами заболеваний, тяжелыми формами аллергии», — заключила представитель Совфеда.

Директор Федерального научного центра пищевых систем им. Горбатова Оксана Кузнецова в ходе обсуждения добавила, что проблемой является и сам взгляд производителей специализированных пищевых продуктов, особенно российских, на рынок. «Когда мы говорим с российскими производителями детского питания или с теми, кто производит общее питание: Давайте вы займетесь производством детского питания специализированного, — они говорят: Зачем? Мы потратим много денег на переоборудование производства, мы дополнительно будем тратить на входной контроль сырья, на повторный контроль во время технологического процесса. А дальше мы уйдем в 44-ФЗ и начнем там торговаться с нашими школами, больницами, детскими садами. Вы понимаете, что мы уйдем ниже себестоимости?» — уточнила Кузнецова. Есть и некоторый рассинхрон на уровне терминов в документах, из-за чего обогащенная пищевая продукция не отнесена в России к специализированному питанию, хотя «в сознании многих потребителей продукт с повышенным содержанием витаминов, с пониженным содержанием соли не является общим продуктом», говорит Кузнецова. Однако проблема с регламентирующими документами в сфере специализированных продуктов не только в несовпадении терминов: по словам директора научного центра, на национальном уровне не гармонизированы документ по стандартизации и технические регламенты. «Все, что касается стандартизации специализированного питания, нам надо пересматривать», — сказала Кузнецова.

По словам представителя международной ассоциации «Антиконтрафакт» Юлии Логиновой, для производителей сегодня рынок специализированной пищевой продукции — это «такой бег с препятствиями, и препятствия ставит само государство, потому что сейчас очень у нас конкурентная среда». Проблемы российских предприятий заключаются и в том, что они вынуждены конкурировать с иностранцами, и в том, что многие российские производители не дотягивают до нужных стандартов. «Поэтому этот рынок им менее интересен, чем, например, рынок БАДов, потому что БАДы — они проще, с ними понятнее, чем со специализированной пищевой продукцией», — прокомментировала Логинова. Сложности есть и с процедурой государственной регистрации, так как многие производители боятся ее и не думают, что могут этот барьер преодолеть. «Если все будет узаконено и действительно появятся понятные правила игры для всех участников рынка, это будет, конечно, огромный шаг вперед и развитие индустрии в том числе», — считает эксперт.

О ситуации на рынке витаминов и БАДов в общем участникам дискуссии рассказал член генерального совета общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Илья Микин. По его словам, в последние годы этот рынок растет очень быстрыми темпами — около 8% в год. «Сейчас глобальный рынок оценивается в $ 123 млрд, самыми крупными рынками являются Северная Америка и Юго-Восточная Азия, — сообщил он. — При этом Юго-Восточная Азия, Япония, Корея, Индия, Китай растут опережающими темпами и планируют, что через семь лет они выйдут на первое место по данной категории». При этом, по словам Микина, в последнее время централизованные программы по витаминизации продуктов питания для восполнения дефицитов, например йодированию соли, добавлению витаминов и минералов в молочные продукты, муку и другие продукты, появились на уровне Евросоюза. «Во всем мире рост популярности БАДов и витаминов связывают с двумя вещами: первое — это старение населения в развитых экономиках, да и уже не в развитых, то есть в Индии, в Китае наблюдается тоже старение населения, — уточнил эксперт. — И другая причина: вот цифры швейцарской компании Geigel, они вели наблюдения в течение нескольких лет и подсчитали, что с 1985 по 2003 год содержание витаминов и минералов в овощах и фруктах — яблоки, бананы, брокколи, картофель — снизилось от 20 до 70%, то есть промышленное выращивание фруктов и овощей приводит к снижению их питательных свойств».

Лидером по потреблению витаминов и БАДов является Япония, где их регулярно употребляют 90% населения. В Китае это число составляет 67%, в США — 66% населения. «В Европе власти идут по пути централизованной витаминизации питания, — добавил Микин. — 2020 год в связи с пандемией, конечно, еще подхлестнул спрос, и если в среднем индустрия растет на 8% в год, то в этом году глобально наблюдается рост спроса на витамин С — более 200%, на цинк — более 300%, на витамин D — почти в четыре раза рост спроса».

В России, по данным исследований, выявленные дефициты ключевых витаминов являются, как правило, не только синглетными, но и носят сочетанный характер, сообщил эксперт. По данным ФИЦ питания и биотехнологии, в Российской Федерации практически нет детей, обеспеченных всеми витаминами в оптимальном количестве и соотношении, уточнил он. «В настоящее время дефицит витамина С имеет место у 70−90% детей дошкольного возраста, витаминов группы B — у 20−90%, бета-каротина — более чем у 40%, при этом более чем у 70% обследованных наблюдается сочетанный дефицит трех и более витаминов, — сказал эксперт. — Даже в летнее время у 35−70% детей выявляется низкая обеспеченность витаминами С, B1, B2, фолиевой кислотой, при этом у 20−40% она достигает степени глубокого дефицита». Ситуация осложняется тем, что в России регулярно потребляют БАДы всего 3% населения, 15% делают это периодически, больше половины врачей не рекомендуют БАДы, и больше 30% врачей не рекомендуют БАДы даже в качестве профилактики время от времени, заключил эксперт.
Новость