Пресс-центр РБК

Легкий старт в эпоху перемен

Большинство сегментов малого и среднего бизнеса страдает от эпидемии коронавируса, однако спрос на аренду коммерческой недвижимости сохраняется. О том, почему это происходит, что ждет сегмент стрит-ритейла и какие меры поддержки девелоперы оказывают объектам сопутствующей инфраструктуры в жилых комплексах рассказала на онлайн-конференции РБК «Московский бизнес-климат: жизнь после карантина» руководитель управления коммерческой недвижимости ГК «А101» Оксана Моисеева.

По ее словам, в жилых комплексах ГК «А101» темпы продаж коммерческих помещений превосходят запланированные годовые показатели. Интерес поддерживается на высоком уровне и во время самоизоляции, сместившись от компактных лотов до 6 кв. метров в сторону крупных объектов и помещений, которые можно объединить.

Причина — гибкость при создании продукта, готовность адаптироваться к новым реалиями и эффективные меры поддержки малого и среднего бизнеса. «С точки зрения продаж коммерческой недвижимости сильнее всего пострадают точечные застройщики, у которых объективно нет достаточной гибкости при создании продукта. Между тем, сегодня как никогда важно перестроиться под новые реалии, чтобы удовлетворить текущий спрос», — отметила она.

ГК «А101» является не только крупным застройщиком, но и управляет частью коммерческих помещений: у девелопера в продаже находится около 30 тыс. кв. метров, а в управлении — еще порядка 15 тыс. кв. метров. Совмещение этих функций позволило компании комплексно подойти к поддержке предпринимателей, предложив эффективные решения в каждой сфере.

Всего Группа разработала меры поддержки малого и среднего бизнеса сразу по трем направлениям. Первое — арендные каникулы на 8 месяцев. Они распространяются на помещения площадью от 40 до 600 кв. метров, экономия на среднем блоке площадью 100 кв. метров составляет порядка 1,5 млн рублей.

«Когда режим самоизоляции будет снят, у бизнеса на первых этажах откроется „второе дыхание“. Многие люди, которые каждый день ездили в офис, продолжат работать из дома и после эпидемии. Это сформирует спрос на более широкий спектр товаров и услуг в жилых районах. Общий оборот „первых этажей“ станет намного выше, чем при ежедневной маятниковой миграции. Поэтому сейчас важно обеспечить комфортные условия для запуска и раскрутки бизнесов, которые обеспечат новые районы качественной и разнообразной инфраструктурой», — объясняет Оксана Моисеева.

При этом для медицинских учреждений льготный период увеличен до 10 месяцев, размер экономии составит порядка 1.7 млн рублей. Таким образом, любой предприниматель, который заключает договор аренды и заходит в проект до 31 мая 2020 года, обеспечивает себе достаточно легкий старт для развития бизнеса.

Второе — обучение начинающих бизнесменов, которое проводится при содействии Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы. В частности, предоставляются консультации на тему того, как открыть и вести бизнес в столице, а также получить субсидии от городских властей.

Третье направление – поддержка франчайзи. Сейчас более 60% предпринимателей работают по франшизе, поэтому ГК «А101» активно занимается поддержкой этого направления. В частности, ведет предварительный акцепт своих помещений у нескольких десятков франчайзеров, сотрудничая с площадками Topfranchise и BUYBRAND, а также участвует в городских программах поддержки франчайзи. 

«Успех продаж квартир в проекте – это во многом и успех бизнеса, который открывается в рамках новых жилых проектов. Именно поэтому мы занимаемся комплексным развитием территории и не разделяем наш продукт. Мы стоим на пороге развития новых трендов, что позволяет смотреть на текущую ситуацию вполне позитивно», - подчеркнула Оксана Моисеева. 

По ее мнению, наибольшую динамику при восстановлении рынка покажет сфера услуг, в том числе медицинских. Однако сфера развлечений, рестораны, маленькие бизнесы, которые не адаптировались к онлайн-продажам, будут восстанавливаться значительно дольше.