Пресс-центр РБК

«Любые вызовы помогают провести изменения быстрее»

О том, с какими вызовами столкнулся столичный центр занятности населения «Моя работа» во время пандемии и как удалось наладить работу сервиса в кризисный период, рассказывает руководитель службы Роман Шкут.

— Последствия кризисного 2020 года мы будем анализировать еще долго. Какие итоги можно подвести уже сегодня?

— Для службы занятости Москвы «Моя работа» этот год оказался серьезным вызовом и проверкой на прочность. Вся команда нашей системы работала в COVID-кризис в мобилизационном режиме и смогла продемонстрировать свою эффективность. Если бы мне кто-то в начале года сказал, что мы сможем оперативно перейти в дистанционный формат и полностью работать в режиме онлайн, я бы точно не поверил. За кратчайший промежуток времени, мобилизовав в апреле все ресурсы, мы полностью перешли на онлайн-режим и продолжили выполнять обязательства перед москвичами.

— Какие меры были приняты в этот сложный период для жителей столицы?

— Сергей Собянин, посетив флагманский центр в самый напряженный момент, принял решение увеличить компенсационные выплаты москвичам до 19500 руб. Федеральное пособие по безработице также выросло до 12130 руб. Всей системе службы занятости была поставлена задача помочь людям в трудной жизненной ситуации, выплатить в кратчайшие сроки все пособия и продолжать трудоустраивать. Конечно, это невозможно было реализовать, если бы наша система была не готова заранее. В прошлом году мы прошли очень серьезную трансформацию: произошли инфраструктурные изменения, было проведено обучение сотрудников новому стандарту качества предоставления услуг — более 1500 человек были обучены технологиям онлайн-работы, были внедрены новые бизнес-процессы. Работа, проведенная нами в 2019 году, позволила подготовить нашу службу занятости к серьезным вызовам в период пандемии.

Кроме того, в период пандемии — в условиях жесткого дефицита времени — были реализованы сложнейшие ИТ-проекты, позволившие нам первыми в России перейти на оказание услуг в формате онлайн. Результат: в этом году сайт «Моя работа» посетило 7 млн человек. Нами реализована возможность регистрации статуса безработного помимо основного портала еще и через mos.ru. Проведено увеличение ИТ-мощностей в десять раз. Обработан 1 млн звонков через контакт-центр и полностью составлены скрипты диалогов и услуг. Внедренные ИТ-решения позволили обрабатывать заявления на статус безработного на 25–30% быстрее. Например, до пандемии к нам обращалось всего 300–500 человек в день за пособием по безработице. В пиковые же дни пандемии эта цифра доходила до 7 тыс. человек. И мы справились. Мы гордимся тем, что смогли мобилизовать огромную команду сотрудников службы занятости, сохранить ее мотивацию на целый год работы в условиях многократно возросшей нагрузки. За этот год мы существенно повысили квалификацию. На мой взгляд, все задачи, которые были перед нами поставлены, реализованы успешно.

— Как этот опыт трансформировал «Мою работу»?

— Любые вызовы помогают провести изменения быстрее. Ключевое направление реформы нашей работы — цифровизация. Пандемия позволила решить за короткий промежуток времени задачу, которую мы, возможно, решали бы еще долгое время. Нам удалось полностью перевести работу в онлайн-формат. И после снятия ограничений и сейчас, на втором этапе пандемии, все заявки мы принимаем в формате онлайн. При очном посещении необходимо минимальное количество документов — главное, иметь при себе паспорт, все остальное мы запрашиваем через систему межведомственного электронного взаимодействия.

И в этом году мы реализовали совершенно новые технологии. Например, интегрировали в работу службы занятости чат-бот, который через мессенджер WhatsApp задает вопросы: интересует ли соискателя конкретная вакансия, а дальше ведет с ним конструктивный диалог. Мы поняли, что необходимо консолидировать все вакансии столицы в одной базе. Поэтому мы вышли с инициативой к поисковой системе hh.ru и уже в июне подписали с ней соглашение. Сейчас все наши соискатели могут пользоваться вакансиями этого ресурса. Вакансии актуализируются ежемесячно.

Как очень точно отметила в одном из своих интервью вице-мэр Москвы Анастасия Ракова, «благодаря эффективному взаимодействию удалось значительно расширить базу вакансий. Она выросла более чем в два раза, что помогло значительно повысить вероятность трудоустройства безработных и снизить коэффициент напряженности на рынке труда».

В 2021 году мы продолжим работу в этом направлении. Очень надеюсь, что и другие поисковые платформы — такие как «Авито», rabota.ru, superjob.ru — станут нашими партнерами.

— Что будет востребовано в будущем, на ваш взгляд?

— Другой тренд наступающего года — самозанятость. Мы активно проводим работу в нашем новом офисе на Шаболовке, 48 для помощи людям в легализации неформальной занятости — регистрации самозанятости и открытии своего дела. Проводим обучающие мероприятия и консультации, в том числе и в онлайн-формате, по вопросам выбора эффективной формы бизнеса, разработки бизнес-плана, развития и продвижения личного бренда, мерам господдержки. Регистрация самозанятых реализуется непосредственно на площадке Центра с помощью нашего партнера проекта ПАО «Сбер». За этот год более 7 тыс. безработных и граждан, ищущих работу, открыли собственное дело или зарегистрировались в качестве самозанятого.

Еще один очевидный тренд 2021 года — удаленная работа. В период пандемии произошел всплеск спроса на видео-совещания. Люди осознали, что это удобно, что можно работать без привязки к рабочему месту. И законодательно-исполнительная власть оперативно проработала проект закона об удаленной работе.
Московская служба занятости в течение этого года стала драйвером изменений в работе подобных служб по всей России.

Мы пилот, который самостоятельно на собственной площадке реализует самые смелые решения. Очень приятно отметить по итогам года, что не только регионы, но и федеральные структуры обратили внимание на то, какими методами мы действуем и добиваемся результатов. На мой взгляд, этот результат очень важен. Мы стали законодателями определенных процессов в деле борьбы с безработицей.

— Один из аспектов цифровизации — применение в работе BigData. Как вы видите развитие этого направления в своем сервисе?

— Мы планируем в следующем году использовать BigData для выявления тех, кому необходимы наши услуги, и для ускорения поиска подходящих вакансий.
Кроме того, мы используем анкету оценки уровня мотивации безработного для выстраивания соответствующей стратегии его трудоустройства. Мы внедрили кодекс ответственного получателя государственных льгот и пособий, чтобы признаваемый безработным гражданин подписывал согласие с проактивной позицией по трудоустройству. Речь об эффективном взаимодействии со специалистом службы занятости, посещении собеседований с работодателями, участии в открытых отборах, а также самостоятельном поиске работы. Это подразумевает также принятие ответственности за неправомерное получение социальных выплат по безработице и умышленное сокрытие занятости и доходов.

— Когда, на ваш взгляд, последствия пандемии на рынке труда будут устранены?

— Мы проанализировали, какие проекты будут реализованы в ближайшие пять лет в Москве, а это как минимум 37 глобальных инвестиционных стратегических проектов, которые нам дадут 545 тыс. вакансий. Я думаю, благодаря этому серьезному рывку в инвестиционных проектах, мы закроем все потребности города. Мой прогноз: если не будет серьезных ограничений, то мы сможем восстановить уровень занятости в городе доковидного периода
Новость