Пресс-центр РБК

Бизнес-партнерства в 2023: кейсы, тренды и концепции

27 апреля, на площадке конференции «Банки. Трансформации. Экономика. 2.0», при поддержке компании QIWI, состоялась сессия «Новые концепции и механики бизнес-партнерств», в рамках которой обсуждались ключевые тренды в развитии бизнес-партнерств, наиболее эффективные форматы взаимодействия компаний и ключевые параметры оценки при выборе бизнес-партнеров в текущих условиях. Участники мероприятия представили на конкурс успешных бизнес-партнерств кейсы по развитию делового сотрудничества, а главным призом стал сертификат на командное обучение яхтингу.

Модератором встречи выступил Александр Агаков, коммерческий директор группы QIWI, который отметил важность выстраивания бизнес-партнерств на всех уровнях, а не только в рамках делового взаимодействия
«Мы часто проводим ивенты, где приглашаем партнеров в непринужденной обстановке обсудить свои потребности. Оказалось, что собираться вместе, обсуждать проблемы искать новые возможности — это очень действенные вещи. Большинство новых идей и новых бизнесов рождается именно от того, что мы друг у друга спрашиваем о своих болях»
С 2019 года группа QIWI проводит собственный футбольный чемпионат — QIWI CUP, участие в котором доступно как взрослым, так и детским командам бизнес-партнеров компании. На соревнованиях царят динамичная обстановка и спортивный дух.
По словам Александра Агакова: «выход с конкурентами на одно поле дает понимание, что в каких-то моментах вы можете обыгрывать друг друга, но в тоже время можете вместе радоваться и сопереживать. Такие отношения позволяют увидеть в бизнес-партнере человека, который разделяет твои ценности и понимает тебя».
Чтобы выжить на рынке, нужно постоянно создавать новые деловые партнерства. Исследование QIWI показало, что надежность и доверие для половины опрошенных представителей малого и крупного бизнеса оказались гораздо важнее материальных выгод. Хорошее бизнес-партнерство, в рамках которого контрагенты могут доверять и надеяться друг на друга, выстраивается годами. Именно такой подход дает максимальный эффект на перспективу. При этом, конечно, взаимные выгоды, комфорт и удобство сотрудничества также имеют значение.
Половина участников опроса указала, что сохранила старые деловые связи в условиях турбулентности последних лет, что указывает на стабильность ситуации в сегменте развития деловых связей. Более 90% респондентов отметили, что удовлетворены текущими партнерскими отношениями. Исследование еще раз демонстрирует, что партнерства — это тот локомотив, который двигает бизнес вперед.
Елена Лазарева, директор по развитию клиентских сервисов Национальной системы платежных карт (НСПК), представила совместный кейс платежной системы «Мир» и «Ростуризма», в рамках которого держатели карт «Мир» могли быстро и удобно получить кэшбэк за покупку туров и бронирования гостиниц.
Акция стартовала в 2020 году, когда государство решило поддержать туристическую индустрию и выделить средства на то, чтобы россияне могли путешествовать по стране с выгодой. Важно было запустить акцию так, чтобы любой гражданин, решивший попутешествовать по России, мог очень просто получить обратную выплату, не оформляя сложные документы и не заходя на дополнительные ресурсы.
Ростуризм обратился к НСПК с просьбой использовать платформу лояльности компании, на которой уже был реализован механизм начисления кешбэков в рублях. При реализации проекта НСПК столкнулась с проблемой присоединения к платформе тысяч юридических лиц в короткий период времени, однако этот вопрос удалось решить достаточно оперативно.
Партнерство в проекте было многосторонним: между государством; НСПК, как технологическим партнером; туристической индустрией и физическими лицами, которые выступали абсолютно равноправными партнерами. Благодаря реализации этого партнерства миллионы людей смогли воспользоваться своей преференцией без задержек и бюрократии, что способствовало развитию внутреннего туризма и туристической отрасли в целом.
Говоря о трендах в развитии бизнес-партнерств, Елена Лазарева отметила, что «7% участников опроса QIWI указали, что конкуренты являются для них партнерами — и это один из новых трендов, которые нас ожидают. Если посмотреть на крупный бизнес, каждый в своем контуре разрабатывает новые продукты, которыми могут пользоваться в том числе конкуренты, выступая в качестве партнеров».
Андрей Личманов, председатель правления Ozon Банка, согласился с этим выводом: «Конкуренция в современном мире равна партнерству. Мы с QIWI себя не ощущаем конкурентами в том смысле, в каком это было раньше. Когда я думал, как описать наши партнерство двумя-тремя словами, родилась фраза „доверие и дополнение друг друга“, я назвал это правилом четырех „Д“».

Для нас как самого молодого банка с универсальной лицензией было вызовом продвигать свои услуги на уже сложившемся финансовом рынке. Ozon Банк создавался как финтех при маркетплейсе, и задача была в том, чтобы реализовывать новые финансовые услуги и платежные сервисы для продавцов и покупателей, в том числе, daily banking. Когда клиентов у Банка Ozon стало более 16 млн, стало ясно, что без расширения возможностей не обойтись. На помощь пришел проверенный и надежный партнер в лице группы QIWI: благодаря этому партнерству клиенты могут, например, оплачивать коммунальные платежи или пополнять счет мобильного телефона в личном кабинете Ozon Банка.

На следующем этапе, совместно с НСПК и Банком России, Ozon Банк начал работу над формой оплаты через Систему быстрых платежей. Запуск произошел накануне распродаж конца прошлого года, когда важно было обеспечить качество и стабильность работы сервиса. Мы ожидали рост в 2−3 раза, но в определенный момент достигли 30-кратного роста благодаря клиентам, которые использовали эту форму оплаты. Нагрузка была серьезная, но с мы ней справились. Динамика роста оборота показала, что покупатели оценили удобство оплаты за минимальное количество кликов. Таким образом, в партнерстве с QIWI нам удалось создать доверительную платежную среду для миллионов покупателей на маркетплейсе.
Александр Самсонов, директор по стратегическим партнерствам «Авито», отметил, что в текущих условиях, когда компании аккуратней относятся к инвестициям в inhouse разработку или на приобретение компаний, «опции партнерства выходят на принципиально другой уровень значимости», что позволяет гораздо быстрей и дешевле тестировать и запускать новые бизнес модели. С точки зрения ключевых критериев успешного развития партнерства, Александр отметил ориентированность на создание ценности для клиента, решение его проблем — именно это в первую очередь должно быть целью партнерства.
Синергии, гибкость, возможность быть полезным друг другу не только в рамках одной бизнес задачи, но и шире также крайне важны. Например, в Авито это может быть сотрудничество с одним партнером в рамках нескольких бизнес-вертикалей или категорий.
«Кроме этого, для построения долгосрочного сотрудничества, фундаментом является честность партнеров друг другу, что позволяет сохранить партнерство и партнерские отношения на длинной дистанции, даже если в моменте стороны оказались не готовы к сотрудничеству», — добавил Александр.
Иван Савкин, директор по развитию нетелеком продуктов и цифровых сервисов Билайна, в своем выступлении тоже говорил про доверие, но уже между продуктом и клиентом: «Доверие к партнеру — это доверие между одним и другим партнером. Но важнейшим фактором является еще одна составляющая — доверие клиента. При правильном подходе должно присутствовать доверие клиента к тому, что получается».
Так, 2022 год вернул доверие со стороны клиентов к оплате с баланса мобильного телефона. При этом в компании не остановились только на бизнес-партнерствах, о чем свидетельствует кейс, направленный на развитие новых методов оплаты в социальной сфере: жители Краснодарского края стали первыми, кто смог пополнить транспортную и социальную карту со счета мобильного телефона для оплаты проезда в муниципальном и коммерческом транспорте. Клиенты билайна по достоинству оценили новый сервис.
Для индустрии игр пополнение с баланса телефона также стало одним из инструментов, который позволил вернуть доверие к технологии. Отдельным направлением стала игровая платформа в мобильном приложении билайна — продукты разных разработчиков оперативно выводятся на витрину, где их видят клиенты оператора. Благодаря высокой технологической готовности появилась возможность быстрее развивать партнерство без длительных интеграций.
Есть в билайне и собственная платформа для благотворительных фондов, на ней уже представлены семь организаций. Теперь клиенты компании в удобном для них интерфейсе могут подключить подписку или совершить разовое пожертвование.
«У нас нет задачи конкурировать с традиционными способами проведения оплаты, но нам важно предоставлять нашим клиентам удобную и безопасную альтернативу. А партнерства здесь дают возможность делать это еще и на более выгодных условиях», — резюмирует Савкин.
Каждый из участников представил на обсуждение достаточно уникальные и познавательные кейсы, что говорит о поступательном развитии отечественного бизнеса, даже в турбулентных условиях последних лет.
Новость Пресс-релиз