Пресс-центр РБК

Интерес к БАДам связан со снижением количества полезных веществ в пище

Специалисты, представители органов власти и рынка специализированных лечебных продуктов обсудили тему оборота биологически активных добавок к пище в мире и в России в ходе Евразийского конгресса индустрии специализированных пищевых продуктов. По словам генерального директора iHerb в России Ильи Микина, за рубежом рынок БАДов и витаминов растет очень быстрыми темпами, причем в последние несколько лет рост составляет около 8% в год. «Сейчас глобальный рынок оценивается в $123 млрд, самыми крупными рынками являются Северная Америка и Юго-Восточная Азия, при этом Юго-Восточная Азия, Япония, Корея, Индия, Китай растут опережающими темпами и планируют, что через семь лет они будут на первом месте в данной категории, — подчеркнул он. — Не только потребители стали больше покупать БАДы и витамины, в том числе и на уровне правительств нескольких стран, в Евросоюзе есть централизованные программы по витаминизации продуктов питания для восполнения дефицитов, например, йодирование соли, добавление витаминов и минералов в молочные продукты, муку и другие продукты». Популярность БАДов и витаминов в мире объясняется двумя вещами, отметил эксперт. Во-первых, она связана со старением населения в странах не только с развитой экономикой, но и в Индии, и Китае. Во-вторых, говорит Микин, интерес к БАДам связан со снижением количества полезных веществ в пище. По подсчетам швейцарской компании Geigel, с 1985 по 2003 год содержание витаминов и минералов в овощах и фруктах — яблоки, бананы, брокколи, картофель — снизилось от 20 до 70%, так как промышленное выращивание фруктов и овощей приводит к снижению их питательных свойств, подчеркнул он.

Лидером по потреблению БАДов можно назвать Японию: там их регулярно употребляют 90% населения. В Китае потребителями БАДов и витаминов являются 67% населения, в США — 66%. «2020 год в связи с пандемией, конечно, подхлестнул спрос [на БАДы и витамины], и если в среднем индустрия растет на 8% в год, то в этом году глобально наблюдается рост спроса на витамин С — более 200%, на цинк — более 300%, на витамин D — почти в четыре раза рост спроса», — сообщил Микин.

В России уровень потребления БАДов и витаминов невысок, отметил эксперт. По его данным, в России регулярно потребляют БАДы 3% населения, 15% делают это периодически, при этом больше 30% врачей не рекомендуют БАДы даже в качестве профилактики заболеваний.

Это большая проблема, так как именно в России выявлен очень высокий уровень дефицита витаминов у населения: выявленные дефициты ключевых витаминов являются, как правило, не только синглетными, но и носят сочетанный характер, сказал представитель iHerb. «По данным ФИЦ питания и биотехнологии, в Российской Федерации практически нет детей, обеспеченных всеми витаминами в оптимальном количестве и соотношении, — подчеркнул он. — В настоящее время дефицит витамина С имеет место у 70–90% детей дошкольного возраста, витаминов группы B — у 20–90%, бета-каротина — более чем у 40%, при этом более чем у 70% обследованных детей наблюдается сочетанный дефицит трех и более витаминов». Даже летом у 35–70% детей выявляется низкая обеспеченность витаминами C, B1, B2, фолиевой кислотой, а у 20–40% она достигает степени глубокого дефицита.
Также проблема распространения БАДов в России связана с тем, что формально врачи не могут рекомендовать их пациентам, хотя большая часть препаратов-витаминов является именно БАДами. Об этом в ходе дискуссии рассказал главный педиатр ДГКБ № 9 им. Г.Н. Сперанского Андрей Продеус.

Ранее Минпромторг доработал проект постановления правительства о розничной торговле, запрещающего продажу БАДов дистанционным способом. Комментируя эту инициативу, президент Евразийского совета индустрии специализированных пищевых продуктов Юрий Зубарев заявлял, что она угрожает рынку и ущемляет россиян в правах. По его мнению, инициативы, принимаемые без обсуждения со всеми органами власти и представителями общества, вызывают настороженность. В этом случае надлежит посоветоваться с промышленными ведомствами, ведь в период кризиса любое уменьшение сбыта приведет к закрытию сегодняшних производителей, сокращению штата, прекращению уплаты налогов, отмечал Зубарев. Он уверен, что подобные запреты с большой вероятностью приведут к росту нелегального рынка БАДов.

Неоднозначно об инициативе Минпромторга отозвались и другие эксперты. Они напомнили, что из-за пандемии коронавируса в аптеках пропали многие витамины, что привело к росту спроса на биологически активные добавки, то есть витамины растительного происхождения. По той же причине люди чаще совершают заказ препаратов через интернет, не выходя из дома. Соответственно, государство требует соблюдения дистанции, одновременно рассчитывая запретить покупать нужные вещи онлайн, подчеркнули специалисты.

Впервые понятие «диетические добавки» появилось в законодательстве США в 1994 году. Тогда американский Конгресс принял соответствующий закон, в котором уточнялось определение «диетических добавок» и уточнялись положения о регулирования обращения и маркировки таких продуктов. В документе также говорилось, что различные аспекты применения добавок необходимо продолжать изучать. Вскоре в Национальном институте здоровья США был организован отдел по обращению диетических добавок, который отвечал за углубленное исследование потенциальных возможностей их использования в системе здравоохранения в США и за помощь в проведении научных исследований добавок и их роли в укреплении здоровья населения. За 1998–2003 гг. бюджет этой организации увеличился с $3,5 млн до почти $20 млн. Сейчас ее деятельность направлена на проведение научных конференций и симпозиумов, поддержку исследовательских проектов, инициацию программ по совершенствованию аналитической методологии и созданию стандартов по диетическим добавкам.

Государства-члены Евросоюза в 2002 году приняли Директиву 2002/46/EC Европейского Парламента и Европейского Совета по гармонизации правовых норм государств-членов в отношении пищевых добавок. В России же основными законодательными актами, определяющими обращение БАДов, являются федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и федеральный закон от 2 января 2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
Новость