Пресс-центр РБК

Ксения Боломатова: о вкладе Группы ОЗК в инфраструктуру зерновой отрасли

Всероссийский зерновой форум — одно из ключевых событий в аграрной сфере, которое неизменно привлекает внимание как отечественных, так и зарубежных участников. Являясь постоянным участником форума, Объединенная зерновая компания активно участвует в обсуждениях важных вопросов развития отрасли и делится с коллегами своими успехами. Корреспондент РБК Дарья Заречкина встретилась с заместителем генерального директора АО «Объединенная зерновая компания» Ксенией Боломатовой, чтобы поговорить о трендах развития сельскохозяйственной отрасли, обсудить итоги уходящего сезона и планы на будущий год.

Дарья Заречкина, корреспондент:

— Объединенная зерновая компания является традиционным участником Всероссийского зернового форума. Какое значение он имеет для зерновой отрасли и какие задачи помогает решать, в том числе компаниям-экспортерам?

Ксения Боломатова, заместитель генерального директора АО «Объединенная зерновая компания»:

— Всероссийский зерновой форум занимает важнейшее место в календаре участников российского зернового рынка. Мероприятие проходит уже третий год подряд, и именно на нем мы традиционно подводим предварительные итоги уходящего сезона, а также обсуждаем планы и взаимодействие на будущий сезон.

Форум был создан СЭЗ в ответ на запрос со стороны участников рынка на дискуссионную площадку. Поскольку при этом были серьезные требования по доверию к организатору, а также требования к высокому качеству подготовки и проведения мероприятия, то вряд ли кто-то, кроме СЭЗ, мог бы выступить организатором подобного мероприятия. С самого первого форума интерес к нему проявили и наши иностранные партнеры. В 2024 году в форуме принимают участие более 60 компаний из разных стран мира, среди которых Китай, Индия и Турция. Это не может не радовать.

— С какими результатами Объединенная зерновая компания планирует завершить сельскохозяйственный сезон 2023–2024 года? Чем он запомнится вашей компании?

— Результаты достаточно позитивные. Объем экспорта Группы ОЗК превысил 3 млн тонн, что позволило нам в очередной раз сохранить место в пятерке крупнейших экспортеров зерна в России. На нашем ключевом активе — портовом зерновом терминале НКХП — перевалка уже превысила 7 млн тонн.

Важной вехой в завершающемся сезоне 2023/2024 для нас стало выполнение поручения президента по осуществлению гуманитарных поставок в шесть наиболее нуждающихся африканских стран. Даже несмотря на имеющийся у Объединенной зерновой компании большой опыт по организации гуманитарных поставок, эта задача была абсолютно беспрецедентной по своим масштабам. Но мы справились.

Говоря о странах, в которые мы экспортировали, в географию экспорта вошли 19 стран, среди которых как наши традиционные партнеры — Турция, Бангладеш, Иран, Египет, так и новые. Например, в этом сезоне мы впервые осуществили поставку в Индонезию.

— Как идет развитие портовой, железнодорожной и экономической инфраструктуры для экспорта зерновых?

— 2023 год показал, что при рекордных урожаях инфраструктура ключевых экспортных ворот — это Новороссийск, где находятся три крупнейших зерновых портовых терминала, — отработала на загрузке 96%. Поэтому не может не радовать, что все три терминала в настоящее время осуществляют масштабные инвестиционные программы по увеличению мощности перевалки.

Нужен определенный запас прочности, потому что не всегда получается организовать отгрузки зерна в непрерывном режиме и определенном ритме в силу погодных условий или всплесков спроса у импортеров.

Увеличение мощности всех трех терминалов в совокупности на 10,5 млн тонн — более чем на 50% — создаст необходимый запас прочности.

Кроме того, требуют развития и железнодорожные перевозки. Помимо автоперевозок, это ключевой способ доставки зерна в портовые терминалы. За 2023 год по железным дорогам в Новороссийск было доставлено 11,6 млн тонн зерна — совершенно беспрецедентный объем, который превысил предыдущий рекорд на 2,2 млн тонн.

Участники рынка научились эффективно использовать существующую железнодорожную инфраструктуру. Одна из мер, которая позволила это сделать, — маршрутные отправки. Конкретно Группа ОЗК за прошлый год отправила 79 маршрутов в Новороссийск. И если за первый квартал прошлого года мы отправили всего 14 маршрутов, то за первый квартал 2024 года уже 42 маршрута. Маршрутизация — очень важное и перспективное направление.

Речь о маршрутах, которые идут до станции Новороссийск и достаточно серьезно нагружают ее, поэтому следующим этапом должна стать приемка маршрутов непосредственно на территории терминалов. Терминал Группы ОЗК – НКХП – уже к этому готов. Мы завершили необходимую реконструкцию железнодорожной инфраструктуры у себя на территории и подписали договор о технологическом присоединении с ОАО «РЖД», чтобы присоединить свои пути к магистральным. В начале 2025 года мы станем первым терминалом, который начнет принимать маршруты на собственной территории, минуя очень загруженную станцию Новороссийск, — это очень важный и нужный результат.

Отдельно хочу отметить развитие биржевой инфраструктуры. Уже сейчас участникам рынка доступны три основных инструмента. Первый — ежедневные зерновые аукционы, которые дают участникам рынка гарантированный канал сбыта продукции по прозрачной цене.

Любой аграрий может в любой момент времени открыть аукцион, посмотреть, нравится ли ему цена, и решить, хочет ли он участвовать, понимая, что завтра тоже сможет продать зерно на аукционе. Аукционы проходят ежедневно, у них фактически нулевой барьер доступа, нет никакого гарантийного обеспечения, нет штрафных санкций — любой участник рынка может к ним присоединиться.

Сейчас аукционы на ежедневной основе проводят Группа ОЗК и «Деметра-Холдинг». На неежедневной основе аукционы проводят и другие экспортеры.

Аукционы позволили создать второй инструмент — биржевой индекс на пшеницу на условиях поставки CPT Новороссийск. Он является сейчас очень важным ценовым ориентиром для участников рынка и отражает ожидания аграриев по цене.

Третьим инструментом стали зерновые фьючерсы, которые позволяют профессиональным участникам рынка хеджировать ценовые риски. Пшеница — это биржевой товар, который подвержен достаточно серьезной волатильности. Чтобы гарантировать свои затраты при совершении сделки, участники рынка могут воспользоваться инструментом хеджирования ценовых рисков.

Группа ОЗК совместно с Московской биржей проводит большую работу по популяризации всех биржевых инструментов, в том числе посредством обучающих вебинаров. На прошлой неделе на ВДНХ состоялся первый биржевой форум, на котором было подписано соглашение между Московской биржей, Группой ОЗК и «Деметра-Холдинг», направленное на развитие и популяризацию этих инструментов. Наша цель — сделать их максимально понятными и доступными для всех участников рынка.

— Спасибо.
Всероссийский зерновой форум играет значимую роль для всей зерновой отрасли России. Это эффективная площадка для обмена опытом, обсуждения насущных проблем и нахождения совместных решений. Такие мероприятия способствуют углублению международного сотрудничества и развитию экспортного потенциала российской зерновой продукции. О главных событиях форума читайте на сайте РБК.
Интервью