В ходе открывающей сессии «Рынок витаминов и БАД: Россия в русле мировых трендов» пространства «Здоровое общество» Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) представители власти и бизнеса обсудили регулирование рынка витаминов и БАДов и необходимость маркировки. В ней приняли участие председатель подкомитета по вопросам обращения лекарственных средств комитета по охране здоровья Госдумы Александр Петров, директор по развитию маркетплейса натуральной косметики и витаминов iHerb Оксана Богатенко и руководитель АНО «Здоровая нация» Ирина Пудова.
По словам экспертов, пандемия коронавируса стала своего рода катализатором роста интереса россиян к укреплению своего иммунитета. Рынок БАДов и витаминов отреагировал на это: в 2020 году спрос на них увеличился на 40%, его объем составил около 56 млрд. руб, а в январе 2021 года продажи витаминов и биодобавок выросли на 50% по сравнению с прошлой зимой.
Так как интерес населения к подобным продуктам продолжает расти, все очевиднее необходимость системной госполитики для этого рынка, заявила в ходе сессии представитель iHerb Оксана Богатенко. «Ранее этот интерес был обусловлен ростом интереса к здоровому образу жизни в принципе, но пандемия подхлестнула этот рост, - рассказала она. - За прошлый год наши соотечественники потратили на витамины почти в 2,5 раза больше, чем в 2019». Несмотря на то, что сейчас интерес к витаминам и БАДам немного сократился на фоне вакцинации, начавшие их употреблять люди, как правило, продолжают. Поэтому «медленно, но верно» начинает формироваться культура употребления витаминов и БАДов, подчеркнула эксперт. «Мы как ведущий мировой ритейлер пытаемся стимулировать этот осознанный подход к употреблению, - сообщила она. - Так, у нас недавно закончилась акция совместно с «Гемотестом», когда мы стимулировали наших потребителей подходить к употреблению БАД осознанно, на основании собственных анализов, и эта акция пользовалась огромным спросом». Однако задача повышения культуры употребления подобных продуктов стоит не только перед поставщиками, но и перед чиновниками и медицинским сообществом, убеждена она. Ведь рост интереса россиян к этим продуктам привлек на рынок большое количество фальсификата. Именно поэтому iHerb поддерживает госполитику в области маркировки витаминов и БАДов, уточнила Богатенко. «На этом рынке нужны совершенно четкие правила, которые будут помогать потребителю и защищать добросовестных производителей, - убеждена она. - Очень важно, чтобы люди видели всю цепочку производства препарата, который они покупают».
Глава АНО «Здоровая нация» Ирина Пудова также привела данные о росте интереса россиян к витаминам. Согласно опросу ВЦИОМа, 52% россиян принимало какие-то витамины в течение последнего года, сообщила она. Однако при этом только каждый десятый потребитель витаминов сдавал анализы перед приемом витаминов, и столько же консультировались с фармацевтом. Это говорит о том, что мы занимаемся в основном самолечением, пояснила эксперт. Чтобы бороться с этой и другими проблемами рынка, необходима централизованная госполитика, считает она. «Наличие госполитики позволило бы обеспечить условия для инвестиций в производство витаминов, ферментных препаратов, пробиотиков и других пищевых ингредиентов продуктов массового потребления, - уточнила Пудова. - Это сделало бы приоритетом развитие фундаментальных исследований в области современных биотехнологических и нанотехнологических способов получения новых источников пищи». Также это позволило бы российской промышленности наладить собственное производство витаминов и биоактивных веществ, обеспечить прозрачность и безопасность этого рынка, уверена она.
По словам депутата Петрова, одна из главных проблем рынка – борьба с фальсификатом и контрафактом на рынке. «Следующий вопрос – это ввоз препаратов по интернету, нам нужна точная регуляция для интернет-торговли, - сообщил он. - По GMP: стандарт производства должен быть един для БАДов и для лекарственных препаратов, препарат должен производиться максимально не наносящим вред способом, потому что у людей разный иммунный статус». Он согласился с тем, что производители и поставщики витаминов и БАДов должны стараться прийти к системным решениям.