— Как телеком-отрасль проходит пандемию? Кто, по-вашему, главный выгодоприобретатель сегодня?
— Год был очень сложным и непредсказуемым. Пока трудно четко спрогнозировать, как отрасль в целом будет выходить из пандемии.
В условиях кризиса, вызванного карантинными мерами, у нас просел целый ряд направлений выручки. Сократился роуминг, уменьшились объемы SMS-рассылок для бизнеса, ушли некоторые секторы b2b. При этом мы наблюдали серьезный рост трафика, который, в свою очередь, не сопровождался адекватным ростом выручки. Кроме того, произошло изменение географии трафика — отток из крупных городов в малонаселенные пункты вынуждал нас строить и вводить новые мощности там, где раньше не приходилось. Причем в этой ситуации мы должны были обеспечить тот уровень сервиса и качества связи, к которому привыкли наши клиенты. При этом требования абонентов к качеству связи возросли. Если раньше мобильный интернет больше был в основном развлечением, то сегодня это прежде всего образование, здравоохранение, бизнес и другие основополагающие сферы нашей жизни.
Конечно, в кризис операторы мобильной связи понесли потери в моменте. При этом телеком пострадал не так сильно, как другие отрасли, деятельность которых была полностью или отчасти парализована из-за локдауна. Но в долгосрочной перспективе наша отрасль, несомненно, является бенефициаром случившегося. Огромное количество граждан нашей страны, которые прежде никогда не пользовались или пользовались ограниченно мобильным интернетом, будут нашими важными клиентами в ближайшие годы.
Главным итогом пандемии для Tele2 стало то, что наши продукты крайне востребованы. И да, мы надеемся воспользоваться возможностями, которые откроются в новых условиях.
— Как компания адаптирует свою стратегию в ситуации с изменившимися во время пандемии требованиями потребителей? В чем ваш ключевой подход? На что прежде всего нацелено внимание Tele2?
— Мы не изменяем своей стратегии. Стратегия Tele2 оправдала себя и в это сложное время, ее базовый принцип — создание уникального, выгодного, простого и честного предложения для клиентов — остался прежним. Новых трендов для нас не появилось, однако то, что мы планировали, чего мы ожидали в течение ближайших нескольких лет, случилось в этом году практически одномоментно и массово. В таких условиях для компании было важно принимать решения быстро.
Компании, которые смогли сократить time-to-market до нескольких недель, ранее составлявший несколько месяцев, оказались в лидерах. К примеру, мы в Tele2 во время объявления локдауна смогли пройти путь от идеи до запуска акции за выходные, предоставив гигабайты интернета своим клиентам, соблюдавшим режим самоизоляции. Такой сервис и скорость его запуска просто невозможно было представить в предыдущие периоды.
— Верно ли, что именно скорость реагирования, скорость принятия решений и реализации стали ключевыми в период пандемии?
— Да, скорость важна. При этом необходимо отметить, что динамика процессов внутри компании зависит от уровня вовлеченности всего коллектива, от качества и эффективности взаимодействий всех подразделений и служб. Элементы agile, нравится это кому-то или нет, стали, очевидно, очень важны. Ключевое требование к деятельности компании в быстроменяющейся ситуации — способность быстро меняться и работать как единая команда. Именно сплоченность сотрудников Tele2 дала нам возможность пройти этот период достойно.
— Для того чтобы обеспечить столь оперативную работу компании, необходим определенный опыт, фундамент. Как в Tele2 создавались условия для быстрой адаптации к пандемии?
— Такой фундамент вряд ли возможно создать прямо сейчас или в короткий срок. Поздно сажать дерево, когда тебе нужна его тень. Не могу сказать, что Tele2 давно готовилась к пандемии. Просто то, чем мы всегда жили, над чем работали, стало настолько востребованным, что это позволило нам показать хорошие результаты даже в экстремальных условиях.
У нас принято действовать нестандартно, это заложено и в ценностях, и в нашей коммуникационной платформе «Другие правила», которая легла в основу бизнес-философии и определила подход компании к ведению бизнеса. Этой идее подчиняется всё — от разработки тарифов до визуальной айдентики бренда. Другие правила, по сути, стали нашим корпоративным духом. Это не значит, что мы отрицаем все правила. Правила важны, но мы не боимся их менять, если того требуют обстоятельства.
— Расскажите о точках роста Tele2. Каковы основные тренды, с которыми вы будете работать?
— Главным драйвером был и остается рост качества клиентской базы, то, насколько много в ней активных пользователей мобильного интернета. Именно такие абоненты составляют сердцевину базы, приносят максимальное количество выручки и, соответственно, прибыли. Также важен высокий уровень проникновения смартфонов и пакетных тарифных планов, так называемых бандлов.
Телеком-компании, которые смогли развить в этом направлении своих собственных клиентов или привлечь новых абонентов извне, будут выигрывать.
К сожалению, в этом году значимого роста количества пользователей не произошло. Причина очевидна — люди оптимизируют затраты и отказываются от дополнительных SIM-карт. Один из вызовов, с которым столкнулась отрасль, в том, что произошел существенный рост трафика, но на гораздо меньшем количестве SIM-карт. Число платящих клиентов, которые генерируют выручку, сократилось. Думаю, в конце года мы не увидим значимого роста абонентских баз операторов мобильной связи.
— Что ждет рынок телекома в новой реальности?
— По многим параметрам рынок уже не восстановится, по некоторым — возможен рост. Прежде всего, изменится дистрибуция, например, трафик в салонах связи Tele2, который мы отмечали в предыдущие годы, не вернется никогда. Пользователи уже оценили цифровой образ жизни и получили клиентский опыт покупок и сервиса онлайн.
У нашей отрасли есть возможность предоставлять полностью цифровой продукт. Здесь необходимо сказать про технологию eSIM, которая уже полтора года развивается в нашей стране. Пока эта технология не получила должного продвижения, но я уверен, что в 2021 году настанет переломный момент активного внедрения eSIM. Это станет базовой технологией, и все подключения клиенты будут делать только в интернете. Это навсегда изменит роль офлайн-розницы в работе операторов связи.
Мы считаем, что других радикальных потрясений рынка по окончании пандемии не будет. Я думаю, что рост возобновится, но это будет уже другой рынок — во многом сильно смещенный в онлайн, в цифровую жизнь.
— Телеком-операторы сегодня не только предоставляют услуги связи, но становятся в основе новых экосистем. Какой в связи с этим видит себя Tele2?
— Это общий тренд, и мы вовлечены в него. Пандемия показала лучшую адаптацию компаний с развитыми экосистемами, их умение фокусироваться на развитии одних элементов сегментов бизнеса в критический для других момент.
Разные компании отличает подход к созданию экосистем. Один подход — в строительстве полноценной экосистемы, когда компания старается быть лидером во всех направлениях. Я скептически подхожу к такому сценарию, так как это очень дорого и есть большой риск, что не все сервисы будут популярны. Тогда компании придется навязывать не самые лучшие сервисы своим клиентам.
Tele2 развивает экосистему не за счет приобретения новых бизнесов, а за счет заключения партнерств с лидерами других областей, что делает ее открытой, гибкой и способной предложить наилучшее качество услуг в самых разных областях жизни. Этот подход кажется мне наиболее взвешенным, он не потребует дополнительного, неконтролируемого CAPEX, но при этом даст возврат инвестиций. Таким образом будет повышена безопасность бизнеса в турбулентное время.
— Какова нынешняя ситуация с технической составляющей связи? Есть ли потенциал роста у технологии 4G? Каковы перспективы 5G?
— Технология 4G — базовая на сегодня, 95% трафика и 90% смартфонов работают на базе 4G, которая удовлетворяет все текущие потребности в массовом сегменте рынка связи. Но тот факт, что пользователи стали потреблять в среднем 20 Гб интернет-трафика в месяц, делает вопрос о небесконечности возможностей ресурса частоты 4G все более очевидным.
Говоря о 5G, необходимо отметить, что Россия пока отстает от развитых стран во внедрении этой технологии. Основной причиной такой ситуации стало отсутствие частот, выделенных под 5G. Предлагаемые государством частоты требуют использования сложного оборудования и большего количества базовых станций, в результате чего построенная на этой основе сеть будет самой дорогой и уникальной в мире, что на глобальном рынке не является конкурентным преимуществом.
Тем не менее рост трафика неизбежен, и это, безусловно, потребует широкого использования 5G. Замечу, что пока нет необратимого отставания нашей страны в этом процессе.
Мы видим новые задачи. Заканчивается спектр частот, нам необходимо строить много новых базовых станций. В этот период CAPEX становится крайне важен.
— Какие новые услуги, сервисы появятся в ближайшее время как следствие адаптации к новым условиям?
— Прежде всего мы наращиваем мощности всех онлайн-каналов, в том числе гибридных, таких как доставка, и полностью цифровых, как eSIM. Изменилась структура дистрибуции, сегодня мы выходим на сторонние онлайн-площадки, в торговые сети. SIM-карту Tele2 могут доставить клиенту до двери. При этом все подключения к сети абонент делает уже самостоятельно и полностью онлайн.
В результате жесткой конкуренции среди операторов связи в России сформировался потребительский рынок с широкими возможностями. Клиентам доступны смена оператора, смена тарифа, возможность покупать и продавать трафик, настроить тариф под себя, множество дополнительных сервисов. Сегодня у нас достаточно новых продуктовых инициатив. Есть наработки и в перспективном направлении развития экосистемы Tele2. При этом высокое качество инфраструктуры и сервиса останется для Tele2 одной из ключевых задач на ближайшие годы.