Пресс-центр РБК

Цифровая грамотность и кадры: как Татарстан лидирует в E-commerce

Пандемия сместила большую часть торговли в онлайн, и рынок электронной коммерции стал расти еще стремительнее. Татарстан — один из лидеров среди российских регионов по развитию e-commerce. Что способствует успешному развитию онлайн-торговли в республике рассказал Фарид Абдулганиев, уполномоченный при Президенте Республики Татарстан по защите прав предпринимателей, помощник Президента Республики Татарстан. Он принял участие в конференции РБК «Как Татарстан лидирует в E-commerce: драйверы роста и секреты успеха».

Татарстан — один из наиболее динамично развивающихся регионов. Каковы последние показатели республики и как это способствует развитию электронной торговли?

Фарид Абдулганиев: Объем нашего (валового .-ред) регионального продукта по итогам прошлого года составил 2 трлн 580 млрд рублей. Это не сравнить с результатами Москвы, однако мы входим в топ-5 по основным показателям: по строительству и объему производства традиционно находимся на 5-м месте, по сельскому хозяйству на 4-м, у нас в этом году отличный урожай: 5,4 млрд тонн зерна. По обороту розничной торговли Татарстан занимает в рэнкинге среди субъектов Российской Федерации 7 место, среди регионов ПФО — 1 место. Оборот розничной торговли по итогам 2019 года составил 952,7 млрд. рублей, и оборот непродовольственных товаров существенно преобладает над продовольственными.

Эти экономические показатели говорят о наличии хорошего покупательского спроса в республике. А, как известно, без платежного спроса электронная торговля никак не смогла бы развиваться.

А каковы темпы развития e-commerce в республике? Каких успехов удалось достичь?

Ф.А: По итогам показателей Яндекс. Маркет за 2019 год Казань стала городом № 1 по интенсивности онлайн-покупок: на регулярной основе в интернете покупают 10% жителей города.

Объем онлайн-продаж бизнеса тоже стремительно растет. Сегодня в Татарстане в сегменте малого и среднего бизнеса заняты 600 тыс человек, включая самозанятых, а это треть трудоспособного населения республики. Тем временем на территории региона действует несколько крупных онлайн-площадок, которые способствуют развитию e-commerce.

Например, за 9 месяцев этого года объем выручки (предпринимателей региона .-ред) посредством продаж через Wildberries вырос в 2,5 раза по сравнению с тем же периодом прошлого года и составил 828 млн рублей. На Ozon за этот период количество стабильных поставщиков выросло в 14 раз, оборот по выручке составил 650 млн рублей. На Яндекс.Маркете продают свои товары около 500 поставщиков из Татарстана. С января по сентябрь 2020 года через эту платформу они продали товаров на 580 млн рублей. Это на 27% больше, чем за весь 2019 год.

3120 продавцов продают свои товары на быстрорастущем татарстанском маркетплейсе KazanExpress, из них 1890 – из самого Татарстана (61%). 71% из них – индивидуальные предприниматели, 26% - ООО и еще 3% - самозанятые. Выручка татарстанских предпринимателей на этой площадке по итогам 9 месяцев 2020 года составила 1,4 млрд рублей.

Что, по вашему мнению, является главным драйвером роста электронной коммерции в республике?

Ф.А: Главным драйвером развития электронной коммерции в регионе выступает институциональная политика республики, направленная на стимулирование продаж, благодаря которым растет бизнес. Мы не могли упустить шанс и начали работу в этом направлении (по выходу компаний на площадки маркетплейсов.-ред) заблаговременно.

А как вы считаете, что больше влияет на быстрое развитие e-commerce в Татарстане — география региона или его экономика?

Ф.А: Безусловно, здесь играют роль многие факторы: и развитая экономика, и инфраструктура, и расположение. Имеет значение и цифровая грамотность населения: сегодня 77% домохозяйств и 100% школ имеют доступ в интернет. Это очень высокий показатель для региона, но мы продолжаем вести работу с населением по части цифровой грамотности и гигиены.

Татарстан стал кузницей кадров IT-специалистов. Уже более 10 лет в Татарстане работают два мощных IT-парка – в Казани и Набережных Челнах. А на территории первого в современной России нового города Иннополис расположена Особая экономическая зона технико-внедренческого типа и Университет, которые являются точками притяжения IT-специалистов со всего мира. Выпускники Университета Иннополис успешно пополняют кадры татарстанских IT-компаний или создают собственные стартапы.

А как вы считаете, каковы перспективы Татарстана в том, чтобы стать «таможенным хабом» страны?

Ф.А: Татарстан действительно вправе быть одним из таких хабов. У нас была сформирована особая экономическая зона «Алабуга», и ее таможенная зона в какой-то мере перекликается с одной из трех составляющих бондовой зоны, которая сейчас формируется.

Кроме того, особые таможенные зоны формируются обычно там, где есть производство. А Татарстан последние 100 лет развивался как раз как крупный промышленный регион: производство есть, экспортеры есть, поддержка предпринимательства есть.

Какое будущее ждет электронную коммерцию? Как преуспеть в новых реалиях рынка?

Ф.А: Скоро понятие электронной коммерции вообще исчезнет как таковое, потому что это явление станет абсолютно обыденным. Это лишь современный канал продаж.

Для примера: раньше, чтобы речка потекла, нужно было канал мотыгой проработать, потом лопатой или позднее экскаватором. Так вот традиционный ритейл — это экскаватор, а электронная торговля — современный инструмент бурения. Наша же задача — обеспечить нормальное функционирование рынка, потому что e-commerce как инструмент будет стимулировать конкуренцию, снижение цен и контроль качества. Первый, кто освоит правила игры этого рынка, и будет успешен.
Интервью