Коммерческий директор Tekta Group рассказала о главных трендах 2021 года на рынке жилья
28 января на площадке РБК состоялась онлайн-конференция "Рынок недвижимости 2021: точки развития", в которой приняли участие ведущие эксперты, девелоперы и аналитики. Об основных трендах на рынке жилья, предпочтениях покупателей и перспективных проектах в 2021 году рассказала коммерческий директор Tekta Group Елизавета Севастьянова.
С какими ожиданиями вы вступаете в 2021 год? Насколько сложным он будет для рынка жилой недвижимости?
- От 2021 года серьезных потрясений мы уже, надеюсь, не ждем. Согласитесь, их было достаточно в 2020 году. То как развивались события в прошлом году – самоизоляция, закрытие строек, неопределенность на рынке, резкое падения спроса и последовавший бум продаж – все это потрясло рынок. Поэтому 2021 год будет посвящен стабилизации отрасли и поддержанию активного роста.
Как оцениваете ситуацию со спросом на жилье? Сумел ли рынок восстановиться?
- Сейчас спрос вышел на стабильный плановый уровень, который, как мы прогнозируем, останется на протяжении всего 2021 года, даже несмотря на возможную отмену льготной программы ипотеки.
Ожидается ли дальнейший рост цен на новостройки?
- Говорить про рост цен на недвижимость преждевременно, на это влияют слишком много различных факторов. Считаем, что такого сильного роста цен, который был в 2020 году, уже не будет, но тенденцию к их повышению сохранится, хотя бы потому, что с каждым днем происходит увеличение себестоимости строительства. При этом существенного взлета цен ждать не приходиться.
Какие тренды рынка недвижимости станут основополагающими в 2021 году?
- На мой взгляд, часть главных трендов 2021 года плавно перетекает из тех, что наметились еще в прошлом году. Отдельно хочется отметить сформировашийся в этом году тренд на диджитализацию. И здесь идет речь как об онлайн-продажах квартир, так и о диджитализации кредитования и выдаче льготной ипотеки онлайн. Конечно, сделки не уйдут полностью в онлайн, поскольку для покупки квартиры клиенту важно приехать на объект, посмотреть макет в 3D, саму локацию. Однако покупателю сейчас достаточно приехать в офис один раз, выбрать понравившуюся квартиру, а в дальнейшем вся сделка возможна в режиме онлайн. Цифровизация коснулась и жилых пространствах – повсеместно появляется wifi-покрытие в домах, внедряются системы биометрического доступа, сервисы управляющих компаний становятся доступны в смартфоне.
На рынке жилья также стало уделяться особое внимание к качеству проектов. Сейчас клиенты стали очень требовательными, обращая внимание на качество материалов, отделки и другие аспекты. Поддерживая этот тренд, очень важно иметь прямой контакт со своей целевой аудиторией, и понимать, что потребителю действительно важно. Я считаю, что те девелоперы, которые не уделяют большое внимание продукту, в скором времени потеряют долю своего покупателя.
Как изменились запросы покупателей в 2021 году? Каким форматам жилья отдается предпочтение?
- Пожалуй, самый важный тренд этого года связан именно с форматами жилья. Спрос будет концентрироваться на более качественных объектах даже в рамках одного сегмента. Поэтому сейчас на первый план выходят эргономичность пространства квартир, благоустроенность территорий и комфортность общественных и внутренних пространств. Очень большое внимание уделяется интеграции ретрита и зонированию общественных пространств в целом. С ними наравне вырастает значимость дизайна и уникальности архитектурных решений. Поэтому главный тренд 2021 года связан с планировками, архитектурой, дизайном, благоустройством и концепцией проекта - все это в совокупности и будет влиять на спрос.
Изменился ли портрет покупателя?
- Надо понимать, что портрет покупателя не меняется быстро, как правило трансформация идет постепенно. Радикальных изменений мы не наблюдали, хотя стоит отметить определенные тренды. К примеру, мы можем говорить, что по итогам 2020 года возрастная категория наших покупателей помолодела – мы наблюдали увеличение числа клиентов в возрасте от 25 лет, в том числе среди покупателей жилья бизнес-класса. Что касается сферы деятельности клиентов, то мы видим увеличение доли покупателей из IT-индустрии, которая по сути стала одним из бенефициаров пандемии. Порядка 15% наших покупателей в 2020 году заняты именно в IT-отрасли. Также в период пандемии увеличилась доля покупателей из сферы услуг и торговли ― их доля в общем объеме продаж достигла 25%. Кроме того, выросла (с 16 до 37%) доля покупателей с собственным бизнесом при почти соразмерном падении доли наемных сотрудников в частных компаниях или госслужащих.