Пресс-центр РБК

Участники пленарной дискуссии форума «Умные решения — умная страна: вызовы и перемены» обсудили, каким будет цифровое будущее

Цифровые инструменты и технологии уверенно вошли в обиход большинства людей, навсегда изменив мировые экономические и бизнес-процессы.

Этот процесс повлиял и на развитие производственно-технического комплекса, разогнав прогресс до немыслимых скоростей. События последних лет дали дополнительный импульс развитию технологий, а новые программные и технические продукты, которые выпускаются сегодня почти каждый день, коренным образом изменили жизнь на всех уровнях. 

Даже тренды в области цифрового развития в последнее время меняются довольно быстро: искусственный интеллект уже стал частью повседневной рутины и используется большинством компаний, а само понятие «цифровизация» признается многими экспертами как устаревший термин, на смену которому идут новые определения.

О том, как новые технологии практически сказываются на отдельных отраслях, чего удалось достигнуть и какие глобальные перемены ожидают мир в будущем — говорили участники мероприятия.

Как отметил старший вице-президент по банковским технологиям «Банка Уралсиб» Константин Меденцев, цифровая трансформация не происходит сама по себе, ей необходима активная поддержка на местах: «Мы достигли текущего уровня цифровизации благодаря грамотному сочетанию планового и постоянного совершенствования существующих систем, с активным использованием инноваций, внедряя которые мы на корню меняли бизнес-процессы. Мы выстроили работу таким образом, чтобы создать минимум административных барьеров для процессов разработки и внедрения. Например, организовали быстрые эффективные процессы отбора внешних проектов. Естественно, такого развития невозможно достичь без поддержки руководства банка, которое понимает всю важность цифровизации. Я не знаю примеров на рынке, когда топ-менеджмент банка собирается для того, чтобы обсудить даже небольшие инновационные проекты пилотирования. У нас такие собрания проходят не реже, чем один раз в месяц».

Член Правления и вице-президент по информационным технологиям и автоматизации процессов «Сегежа групп» Павел Вахнин также подчеркнул важность активной работы на местах, отметив высокий потенциал внедрения передовых технологий в производственный сектор: «Безусловно, главное — это подход, который мы используем в своей работе. Чтобы новые технологии давали результат, необходимо прежде всего повышение внутренней эффективности. Здесь мы идем широким фронтом и стараемся рассматривать и использовать различные технологии, которые в той или иной степени зрелости появляются на рынке. Если говорить про текущую операционную деятельность — у нас есть мега-важная система, которая предназначена для учета всего, что происходит в лесу. Начиная от заготовки древесины до поставки к конечному потребителю. В этом проекте используется широченный спектр систем и технологий, начиная от машинного обучения, мобильных приложений и компьютерного зрения и т. д., чтобы сам процесс был более прозрачным и более эффективным. И это напрямую сказывается на эффективности работы техники. Благодаря такой системе мы существенно повысили эффективность работы лесозаготовительных комплексов в лесу. Речь про конкретные цифры: очень большой экономический результат и хороший пример того, как новые технологии дают реальный эффект, который можно пощупать, увидеть и оценить. И этим задают новые планки для нашей работы».

Директор по цифровым технологиям «Северстали» Борис Воскресенский подчеркнул практическую пользу и реально измеримый эффект от использования цифровых технологий в производственном цикле: «Сейчас довольно интересное время, как минимум в области машинного обучения. Например, сейчас с помощью искусственного интеллекта можно создавать такие вещи, которых абсолютно нет. Искусственный интеллект научился генерировать объекты, очень похожие на реальность не только в изображениях и текстах.
Если говорить про промышленность, мы тоже применяем технологию по генерации. Сегодня есть возможность генерировать не только тексты и изображения. Мы, например, для обучения наших моделей генерируем последовательности рулонов. Потому что на реальном агрегате вы не сможете произвести столько рулонов, чтобы получить некоторые алгоритмы. Сейчас уровень развития такой, что очень многие задачи можно решать относительно небольшой выборкой. Даже такие кейсы, как предиктивные ремонты по детектированию редких событий с поломкой оборудования “Северстали”, успешно решаются. И это, мне кажется, прекрасное время, чтобы использовать современные технологии в области машинного обучения».

Директор по развитию цифровых технологий ПАО «Ростелеком» Леонид Новожилов говорил про важность комплексного развития экосистем и программных решений: «“Ростелеком” решает целый спектр задач, поэтому мы замечаем, куда движутся все. В массовом сегменте сегодня формируется условно лайфстайл-платформа которая должна закрывать все аспекты жизни людей. У всех разные продукты для создания этой экосистемы, и у “Ростелекома” это тоже нечто свое. Мы однозначно верим в то, что построение новых сервисов должно базироваться на том, где мы уже твердо стоим на ногах. Например, мы уже у вас дома. Я думаю, что половина здесь сидящих, с учетом доли нашего рынка “Интернет от Ростелекома”, пользуется нашими продуктами. Мы уже у вас дома, у вас квартире, со своим кабелем, который входит в какую-то вашу розетку. И входит не просто так — мы многое о вас знаем. Например, про интересы вашего потребления и то, как вы серфите в интернете. На основе полученных данных мы предполагаем, используя технологии искусственного интеллекта и другие алгоритмические методы, какой состав у вашей семьи, есть ли ли у вас маленькие дети, можно ли вам предложить нашу продукцию или уже существующие продукты наших близких партнеров. 
На мой взгляд, “Ростелеком” воспринимает построение экосистемы как один из продуктов. У нас есть работающие решения в этой области. Например, «Ростелеком ключ», который позволяет автоматизировать многие процессы. Когда к вам приходят гости и жмут на звонок, через мобильное приложение вы можете посмотреть на камеры прямого наблюдения, есть ли свободное парковочное место во дворе, что в лифте происходит, в подъезде и т д. Здесь же есть возможность пообщаться с управляющей компанией, передать показания счетчиков и выполнить другие операции. Этот продукт не чисто цифровой, но он дает новый цифровой сервис нашим клиентам».

Президент группы компаний ЛАНИТ Филипп Генс отметил ценность оффлайн-общения и обратил внимание собравшихся на удобство гибридного формата: «Многие нас также смотрят онлайн, что очень хорошо и приятно. За последние пару лет возникло много разных форматов работы и взаимодействия людей  — всё это это новые полезные инструменты, которые необходимо использовать».

Глава группы компаний ЛАНИТ представил 7 основных трендов ближайшего будущего, среди которых: гибкая работа — возможность выбирать удобный график и режим работы, что положительно сказывается на бизнес-показателях; переход информационных технологий из категории дополнительного сервиса для бизнеса в новое качество — основу для реализации новых бизнес-моделей; прямое взаимодействие между людьми и развитие коммуникативных платформ; сверхавтоматизация — автоматизация всех процессов, которые могут быть автоматизированы; интернет-поведение — сбор с умных устройств данных из жизни людей в единую базу, распознавание разных видов деятельности по движениям человека и контроль за эффективностью персонала; конфиденциальность и безопасность при использовании современных технологий и разработок, а также переход от глобализации к локализации производства.

Вице-президент по информационным технологиям АФК «Система» Игорь Козлов рассказал про положительный эффект от освоения новых сервисов при переходе на удаленный формат взаимодействия, подчеркнув необходимость обеспечения высокого уровня защиты при использовании облачных программных продуктов: «Повышение эффективности работы сотрудников из любого места. Многие люди должны были работать на карантине, для чего потребовалось обеспечить эффективное взаимодействие не только в офисе. Есть несколько перспективных проектов, которыми мы занимаемся. Например, создание единого мобильного приложения, выполняющего функцию единой точки подключения ко всем информационным ресурсам корпорации, которое находится внутри защищенного периметра. Это приложение должно, с одной стороны, позволить сотрудникам работать более удобно, с другой – не должно позволять легко проникать сквозь защищенный периметр и обеспечивать высокую информационную безопасность».

Также Игорь Козлов отметил, что сейчас большое количество компаний финансового рынка, не только производственных, выходят на IPO. И публичное размещение на бирже накладывает на компании определенные ограничения. Поэтому одно из важных направлений — автоматизация работы коллегиальных органов, что должно стать одним из трендов индустрии.

Управляющий директор и руководитель департамента «Технологии» компании Accenture в России и Казахстане Мария Григорьева оценила моральную и этическую сторону цифровизации, рассмотрев положительные и отрицательные стороны этого явления в целом: «Сейчас активно развивается культура человекоцентричности, цифровые технологии — это не только доступ из дома, но и безопасные предприятия, в которых человек занимает место за пультом в безопасном месте, а опасную работу по резке деревьев, определению качества деревьев и т. д. — выполняют машины. У развития технологий есть и обратная сторона — "большой брат" следит за нами всегда. Однако “умные решения”, которые направлены на помощь человеку в выполнении его ежедневной работы: от утреннего пробуждения и определения калорийности еды или контроля за активностью до отслеживания работ, которые сотрудник выполняет на своем месте — несомненно, приносят большую пользу».

Участники встречи сошлись во мнении, что развитие цифровых продуктов происходит все стремительнее и IT-отрасль только выходит на пик своего развития. Заказ товаров и услуг, просмотр новостей, финансовые операции, транспорт, связь, развлечения и многое другое — уже стали доступны большинству из нас за несколько кликов.

Это те изменения, которые каждый может заметить и ощутить вокруг себя на бытовом уровне. Однако все они - лишь отголоски глобальной мировой цифровой трансформации.
Каким будет мир будущего, предсказать невозможно. Ожидания большинства участников дискуссии наиболее полно отразили слова Филиппа Генса, президента группы компаний ЛАНИТ: «Жизнь должна становиться легче и лучше, а цифровые решения должны становиться удобнее и доступнее».

Новость