Пресс-центр РБК

На открытии учебного центра «Технониколь» обсудили развитие кадрового потенциала строительной отрасли


Инновационные методики и инструменты, применяемые в строительстве, требуют от работников знаний и умений, позволяющих полностью реализовать потенциал, заложенный в современных материалах и технологиях. Квалификация исполнителей напрямую влияет на качество, стоимость и сроки проведения работ.

На днях в Москве состоялось открытие юбилейного, двадцатого, учебного центра компании «Технониколь» для работников строительной и смежных отраслей, в том числе представителей ЖКХ и надзорных органов. В условиях, когда дефицит квалифицированных кадров в строительных компаниях ощущается на всех уровнях — от рядовых сотрудников до инженерно-технических работников и руководства, подобные учебные центры являются источником востребованных и квалифицированных специалистов.

Вопросы поиска и обучения сотрудников в условиях кадрового дефицита, а также эффективного построения образовательного процесса с целью повышения квалификации существующих и обучения новых кадров обсудили в ходе дискуссии «Кадры решают: рост качества строительства через образовательные программы». Мероприятие проходило на территории учебного центра «Технониколь» созданного на базе инновационно-образовательного комплекса «ТЕХНОГРАД», находящегося на территории ВДНХ.

Директор департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин отметил, что в наши дни «человек может не являться профессионалом стройки, но он всегда находится рядом со стройкой. Либо для него строят, либо он сам строит, либо — заезжает в новый дом. И, как в любой сфере — будь ты инженер, механик, токарь или строитель — очень важны профессиональные кадры». По словам Алексея Фурсина, такая «проблематика возникла не сегодня, кадры действительно решают все. И вопрос всегда ставится один: как воспитать профессиональные кадры?».

«Когда мы по поручению мэра Москвы Сергея Собянина создавали инновационно-образовательной комплекс „ТЕХНОГРАД“, на территории которого расположился новый учебный центр „Технониколь“, главная мысль была в том, чтобы не выстраивать вузовское или среднее специальное образование. Для нас было важно создать центр практического получения навыков. Чтобы профессионалы, индустрия и компании в значимых для города сферах давали непосредственную возможность для обычных людей или для представителей компаний, относящихся к малому и среднему бизнесу, получать квалифицированных специалистов, которые очень дороги сегодня на рынке. И открытие учебного центра продолжило эту логику, позволяя создавать возможность повышения квалификации, а, следовательно, повышения уровня качества строительных работ для людей и для компаний», — отметил директор Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы.


Важность актуализации образовательных программ отметил и врио ректора ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет» Павел Акимов. Он рассказал о том, что за последний год в институте активно «начали работать над актуализацией существующих программ и разработкой новых, ориентируясь на потребности работодателей. Будем стараться более гибко реагировать на потребности отрасли». «Сейчас на первое место в сфере строительного образования встают вопросы цифровизации. С 1 января 2022 года становится обязательным применение технологий информационного моделирования. Для обучения работе с новыми инструментами в институте запускают программы дополнительного профессионального образования и повышения квалификации, за короткие сроки дающие быстрый результат».


Управляющий партнер корпорации «Технониколь» Сергей Колесников рассказал о важности построения трехстороннего взаимодействия между учебными заведениями, бизнесом и органами власти. А также о применении передового мирового опыта образовательных программ для воспитания современных квалифицированных специалистов.

Сергей Колесников:
«Мы взаимодействуем со строительными университетами и институтами, делая основной упор на них. Поскольку без массового образования получить действительно заметные результаты невозможно. Более того, в некоторых регионах мы устраиваем учебные центры непосредственно в учебных заведениях».
«Серьезный момент, влияющий на развитие образовательных программ — непосредственно поведение самих компаний. Мы активно занимаемся этим с середины 2000-х годов. Изучаем опыт Европы и Америки и адаптируем под отечественные реалии. Там, где это получается, используем отечественные методики. Однако, по сравнению с Западом, у нас ассоциации играют меньшую роль». И важным направлением такой работы является «взаимодействие с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Поскольку стандарты, которые выпускает Министерство, непосредственно влияют как на строителей, так и на университеты. Поэтому мы включаемся в технические комитеты и стараемся активно влиять на нормативную базу строительства».
«Для нас учебные центры — это не только обучение, это обратная связь от строителей, с которыми мы непрерывно контактируем во время обучения. Мы обучаем 50 тысяч человек в год, всегда слушая, что говорят подрядчики и проектировщики. Собираем и внимательно изучаем данные, получая по всем учебным центрам до четырехтысяч предложений в год. Это позволяет компании постоянно перестраиваться и совершенствоваться. Поэтому обучение для нас процесс преподавания и познания». Есть много практических примеров такого взаимодействия, так «на основании обратной связи, мы изменяли длину шурупов и вносили изменения в конструкции отдельных узлов. Сейчас мы всерьез задумались о том, что такого мы можем сделать на производстве, чтобы коллеги на стройке могли быстро и без потери качества выполнять монтаж наших продуктов».


Присутствовавший на мероприятии директор по цифровой трансформации в жилищно-строительной сфере «Дом.РФ» Николай Козак обратил внимание собравшихся на то, что вопрос цифровой трансформации является сегодня одним из главных вопросов в строительной отрасли. «Эффективная эксплуатация объекта капитального строительства является неотъемлемой частью жизненного цикла здания или сооружения и залогом безопасного использования, а также экономии средств собственника». Стройка — это огромная системообразующая отрасль, с определенным сводом правил и канонов. Не из-за того, что это консервативно, а из-за того, что это безопасность людей. И сейчас эта отрасль достаточно быстро и эффективно совмещается с цифровой отраслью. Безусловно, цифровой инструментарий предполагает наличие большого кадрового фундамента, подготовки десятков тысяч профильных инженеров, проектировщиков, разработчиков, специалистов стройконтроля, надзора и экспертизы.


«Есть два очень важных направления: первое — оптимизация, второе — трансформация. С точки зрения оптимизации цифра позволяет учить быстрее, строить быстрее, более прозрачно и качественно. И если делать возведение любого объекта капитального строительства быстро и качественно, то можно начинать строить следующее здание, и следующее — за счет этого экономическая модель ускоряется и растет рынок. С другой стороны цифра позволяет открывать новые области не только непосредственно в стройке», «если раньше для того, чтобы приобрести квартиру и взять ипотеку надо было потратить много времени, то теперь рынок стремится к тому, чтобы делать это в один клик». «Цифра вошла в жизнь стройки и мы получили то, что мы называем синергия, когда достаточно консервативная отрасль начинает ускоряться и стремительно развиваться с помощью цифровых технологий». При этом вопрос кадров сегодня — это самое важное. «В отрасли ощущается нехватка BIM-специалистов (BIM, Building Information Modeling — информационное моделирование зданий). Важно понимать, кого мы должны готовить и для чего. Мы можем запустить большие программы обучения и тогда мы получим специалистов через 3 года, или запустить очень быстрые, 72 часа, онлайн-курсы повышения квалификации». Стоит также учитывать, что строительная отрасль связана с гражданами, министерствами, ЖКХ и прочим. Учить надо всю цепочку, делая акцент на повышении квалификации всех людей, работающих в жилищно-строительной отрасли".

Тема повышения квалификации и обучения новых кадров в последнее время является одной из наиболее обсуждаемых. На дискуссии «Кадры решают: рост качества строительства через образовательные программы» присутствовали представители крупнейших застройщиков: Донстрой, Инград, ПИК, Самолет, А101, Пионер, М Р Групп, Капитал Групп, Эталон. А также генеральные подрядчики: Монарх, АнтЯпы, Ренейссанс Констракшн. Большинство представителей строительной отрасли сошлись во мнении, что открытие учебных центров подобных тем, что открывает компания «Технониколь», позволит решать вопросы нехватки квалифицированных специалистов практическим путем.

Старший вице-президент и руководитель блока ConTech в ПИК Станислав Кондратьев отметил, что для всего рынка следствием низкой квалификации исполнителей становятся переделки. «В итоге девелоперы вынуждены откатываться на предыдущие этапы и переделывать работы, которые были выполнены неправильно, не по технологии, с ошибками. Ликвидация брака приводит к просрочкам». Образовательная программа позволит избежать подобных ситуаций. «Учебные центры и практические знания в этом смысле играют очень важную роль — позволяют экономить и деньги, и время».
Оптимизация строительных процессов тесно связана с внедрением новых технологий, которое невозможно без проведения переобучения специалистов. «Мы уже сейчас задумываемся о том, как построить дом с помощью минимального количества чертежей. Потому что чертеж — это, как правило, бумага, не цифровые носители. И хотя перевод цифрового двойника в плоский вид — очень трудозатратный процесс, мы уже работаем с этим. У нас есть BIM-библиотеки и BIM-стандарты внутри компании, все это позволяет управлять процессами и проектирования, и строительства. Внедрение этих технологий в стройку, в том числе и для оптимизации остальных процессов: расчет стоимости, эксплуатация, управление качеством на строительных площадках — будет идти и дальше. Это важная задача, и, если мы сможем ее решить, то цифра подберется ближе непосредственно к исполнителям» — появится возможность брать планшет, смотреть как устроена модель и повторять ее физически с помощью строительных материалов, используя технологии, которые мы применяем", — отметил Станислав Кондратьев.
Заместитель председателя комитета по градостроительной политике, строительству и промышленности строительных материалов МКПП (р) Иван Дьяков со своей стороны подтвердил, что специалистов не хватает, в связи с чем зарплата квалифицированных кадров выросла на 30−40%. Он поддержал слова представителя компании ПИК Станислава Кондратьева: «Важно, чтобы исполнитель мог строить по объемным моделям, не используя традиционные подходы и чертежи». Иван Дьяков заметил, что учебные заведения уже сейчас начинают интенсивно готовится к новому витку по обучению специалистов. «В настоящее время идет ускоренная цифровизация, и это — большой рывок в будущее». И открытие новых учебных центров свидетельствует о существующем спросе на квалифицированные кадры.


Учебные центры компания «Технониколь» старается размещать в тех местах, где они максимально востребованы. Двадцатый, юбилейный учебный центр, позволит увеличить выпуск новых квалифицированных специалистов и сделать доступным повышение квалификации для действующих строителей, внося реально измеримый вклад в развитие строительной отрасли России.
Новость