Пресс-центр РБК

Новые силы ВЭД

18 марта состоялась ежегодная конференция Сбербанка «СберВЭД. Сила возможностей» с участием малых и средних предприятий, ведущих внешнеэкономическую деятельность. В этом году пятая по счету конференция прошла онлайн. Пандемия вынуждает искать новые форматы. На онлайн-конференции  были представлены достойные ответы вызовам времени.

В условиях изменения правил игры на международной арене и адаптации к новой реальности требуется выработать принципиально новые подходы и инструменты поддержки экспорта продукции. Мнением о перспективах российских несырьевых товаров на международном рынке, о том какие решения могут повысить эффективность ВЭД, о ключевых мерах поддержки экспортных компаний поделились участники мероприятия - эксперты и представители органов власти. В рамках события в прямом эфире состоялось награждение победителей премии «Экспортёры. Новый уровень», учрежденной Сбером совместно с компанией DHL Express.

В приветственном слове Анатолий Попов, заместитель Председателя Правления Сбербанка, рассказал о том, как в условиях новой реальности меняются Сбер и его продукты. Анатолий Попов сообщил, что Сбер реализовал масштабные изменения, сделав продукты банка понятными и полностью цифровыми, существенно расширив их линейку.

«3 года назад мы выделили отдельное направление - ВЭД. Сбер сфокусировал свое внимание на развитии полезных решений для клиентов, ведущих бизнес с иностранными партнерами, - сказал Анатолий Попов. - Банк создал специальный центр компетенций ВЭД, который работает с запросами клиентов 22 часа в сутки на русском, английском и китайском языках. Обладая не только страновой и отраслевой экспертизой, менеджеры Сбера могут проводить консультации по сделкам любой сложности. Спикер добавил, что совсем недавно клиентам стал доступен раздел ВЭД в мобильном приложении для корпоративных клиентов СберБизнес».

Также, Анатолий Попов рассказал, что в 2020 году состоялся запуск нового сервиса - бизнес-миссии онлайн, замещающей отменённые в связи с пандемией профильные ярмарки, выставки и конференции, на которых уже сегодня производители из России презентуют свои товары иностранным покупателям в формате онлайн.

Ведущая конференции Наталья Голудина, советник заместителя Председателя Правления, перед началом обсуждения поделилась своими эмоциями.
«2020 год стал серьезным испытанием для всего мирового бизнес-сообщества. Но при этом он дал мощный толчок развитию онлайн технологий. Я восхищаюсь нашими экспортерами, которые в такой ситуации не просто смогли удержать объемы поставок на прежнем уровне, но даже нарастить», - сказала Наталья Голудина.

В ходе насыщенной панельной дискуссии в диалоге с модератором конференции Львом Хасисом, первым заместителем Председателя Правления Сбербанка, российские экспортеры делились опытом ведения ВЭД в современных реалиях.

Денис Булик, коммерческий директор компании «Арсал», рассказал об особенностях экспорта в Китай, и о том, как в пандемию компания сохраняла свои обороты. Найти свой путь на зарубежные рынки помог четкий выбор целевых стран, ABC-анализ, участие в выставках, благодаря чему, компания достигла объемов поставок в размере 5000 тонн аквакультуры в Китай. В период пандемии «Арсал» смогла найти новые возможности, но были и сложности. Возникли проблемы с оформлением экспортной лицензии. Благодаря собственному упорству, поддержке партнеров, в том числе из-за рубежа, обращавшихся лично к Михаилу Мишустину, проблема была решена.

Татьяна Капустина, управляющий директор компании «Тайга Органика», рассказала, что для ее компании офлайн выставки по-прежнему являются наиболее эффективным способом продвижения на зарубежные рынки. Татьяна заверила коллег, что необходимо предпринять всё для того, чтобы появился уникальный, а таковой, по её уверениям, бывает у всех, шанс в развитии компании. Таким в истории «Тайга Органика» стал личный интерес Владимира Путина и Си Цзиньпина к их продукции, представленной на одной из крупных международных выставок. Безусловно, это был не единственный фактор. Определяющим, все же, является глубокое знание локальных рынков, адаптация продукта к потребностям региона и способы выхода на них. Свой успех в Китае «Тайга Органика» сегодня пытается повторить на рынках Ближнего востока. Также вдохновляет Татьяну Капустину заинтересованность франшизой во Франции.

Никита Семенов, вице-президент и член Совета директоров Группы компаний «Тополь», поделился опытом продвижения своей продукции через онлайн-площадки напрямую потребителям. При этом спикер указал предпринимателям, желающим вести ВЭД, на три важных фактора успеха. По мнению Никиты Семенова, прежде всего требуется анализ продукции в сравнении с конкурентами. При этом, в первую очередь нужно анализировать предложения на Amazon, считает спикер, опираясь на собственный опыт компании, более половины объемов продаж которой проходят на этой площадке. И конечно, нужно думать о том, как продукт будет представлен потребителю. Контент является ключевым вопросом с точки зрения подготовки и вывода продукта, если говорить про онлайн продажи, поскольку онлайн продается не продукт, а образ того продукта, который мы создаем.

Алексей Семенов, исполнительный директор Synergetic, рассказал, как компания выбирала стратегию продвижения продуктовой линейки на китайский рынок. Спикер отметил, что в случае с Synergetic, пришлось отказаться от стандартной схемы дистрибуции. По предположению Алексея Семенова, их брендовый продукт, скорее всего, остался бы пылиться на полках магазинов, поскольку в продвижении до конечного потребителя продавцы не очень заинтересованы. Поэтому сегодня в Шанхае у компании собственный офис, где работает уже 28 человек, ответственных за онлайн, дизайн и контент. В их случае, именно это является ключом к успеху, считает Алексей Семенов.

Дмитрий Романенко, CEO компании USHATAVA, поделился накопленным опытом экспорта продукции в Европу. Спикер рекомендовал, прежде всего, решить вопросы, связанные с комфортом процесса покупки. А именно: избавить счастливого обладателя нового платья от уплаты таможенных сборов и пошлин (это USHATAVA удается с помощью специальной услуги партнеров по логистике – компании DHL Express, которая «очищает» товар от трансграничных сборов); предоставить возможность оплаты в валюте, удобной покупателю (сегодня Сбер предоставляет возможность организовать валютный эквайринг); обеспечить оперативные сроки доставки и сделать ее стоимость доступной для конечного потребителя. Все это было непросто организовать, когда компания только начинала выходить на зарубежные рынки, но сейчас, благодаря новым сервисам Сбера и DHL Express, стало доступно всем желающим предпринимателям.

Алекс Васильев, CEO и основатель Healthy Eva, рассказал об особенностях выхода на китайский рынок. По мнению спикера, компания опиралась на потребительские предпочтения, в том числе относящиеся к продукции Healthy Eva – детскому питанию. Алекс Васильев считает, что китайцы склонны считать товар, произведенный в Европе, более качественным, поскольку существует определенная производственная школа, высокие профессиональные и индустриальные стандарты, строгий государственный контроль. Говоря об особенностях китайского товарооборота, Алекс Васильев обратил внимание на бурный рост (до 30% от общего рынка) social commerce, что по мнению спикера, является перспективным направлением продвижения и продажи товара в Китае.
В панельной дискуссии онлайн-конференции приняли участие представители и зарубежных рынков. Они поделились своим актуальным анализом, оценив присутствие в их странах российских импортеров. Спикеры рассказали о возможностях своих площадок, условиях, особенностях и преимуществах ведения бизнеса на локальных рынках. В частности, Luke Liu, руководитель по развитию бизнеса JD Worldwide, указал на очевидно огромные перспективы российских товаров в Китае, приведя данные, согласно которым сегодня доля таковых составляет на площадке JD Worldwide 0,2%, при том, что у лидеров - США 26%, а у Европы - 19%. Его коллега из Турции, Emre Ekmekçi, президент Турецкой ассоциации электронной коммерции (ETID), привлек внимание участников к перспективам ведения экспортного и транзитного бизнеса в стране, рассказав о преференциях для предпринимателей со стороны турецкого государства.

Никита Гусаков, генеральный директор АО «ЭКСАР», старший вице-президент АО «Российский экспортный центр», в ходе своего выступления представил подробный анализ ВЭД за 2020 год и отметил меры, предпринятые для роста активности внешнеэкономической деятельности в новых реалиях. По мнению спикера, ключевым инструментом сегодня должна стать широкая цифровизация. Замена или дополнение классических форматов – выставок и бизнес-миссий на онлайн формат придаст новый импульс ВЭД. Кроме того, дальнейшая цифровизация откроет доступ к максимальному количеству государственных сервисов, в том числе в процессе получения различных экспортных лицензий. Часть этой большой работы уже ведет «Российский экспортный центр». Сегодня на сайте центра можно оформить заявки на большинство услуг, для экспортеров работает колл-центр, есть офис в Москве, представительства в регионах и 12 представительств за рубежом. Касаемо финансовых сервисов, Никита Гусаков указал на Сбер, как на ключевого партнера и сообщил, что часть сервисов «Российский экспортный центр» оказывает самостоятельно, а некоторые продукты можно получить и через интернет-банк СберБизнес.

В завершении панельной части конференции Наталья Голудина советник заместителя Председателя Правления представила широкий ряд новых возможностей для предприятий-экспортеров, которые дают современные инструменты, специально разработанные и доступные клиентам Сбера.

Все рутинные каждодневные процедуры Сбер переводит в цифру, и на сегодня найти какую-то бумажную операцию внешнеэкономической деятельности, для которой необходимо посещать офис, практически невозможно.

С 2019 года успешно работает сервис Сбера по экспресс-возмещению НДС. За ним не надо ходить ни в банк, ни в ФНС, все можно сделать через интернет-банк СберБизнес. Поэтому в период пандемии и карантинных мер, такой сервис стал не просто востребованным, а необходимым. Сегодня большинство компаний перешли на квартальные возмещения для того, чтобы быстрее возвращать деньги в оборот, и это стало обыденной практикой.

Тем не менее клиентам Сбера, которым всегда нужны консультации, требуются знания, экспертиза стран, рынков, таможенных барьеров. Для этого Сбером создан центр компетенций, в котором специалисты банка развернуто ответят на вопрос – «Что делать российскому производителю, чтобы выйти на внешний рынок?».

Сегодня Сбер готов оказать широкое содействие в выходе на внешний рынок. Банк делает это исходя из уже наработанного опыта большого количества клиентов, которые ведут внешнеэкономическую деятельность и обслуживаются в Сбере. Сбер начинает работать с клиентами - российскими производителями товаров и услуг ещё до того момента, как они получили статус экспортера или импортера. Процесс реализован в нескольких форматах, в том числе на цифровой платформе Bankofpartners.com от Сбера, где можно посмотреть статистику по рынкам, подобрать маркетплейсы под свой товар и, что очень важно, проверить иностранного потенциального партнера. Уже сейчас Сбер предлагает участникам ВЭД дополнительные продукты и услуги, которые помогут правильно составить контракт, правильно подобрать систему расчётов, и не только классические схемы.

В заключении онлайн конференции «СберВЭД. Сила возможностей» Анна Клинскова, вице-президент по продажам и маркетингу DHL Express в России, и Наталья Голудина вручили премии лучшим российским экспортным проектам в малом и среднем бизнесе.

Победителем в номинации “Экспортный пример” стало ООО “Компания Новая Идея”. Победителем в номинации “Экспортер новатор года” стало ООО “Фотокор”. Победителями в номинации “Экспортер года в сфере e-commerce” стали АО “Русская механика” (3-е место), ИП Пайкачев Евгений Валерьевич (2-е место) и ООО “НПО СтарЛайн” (1-е место).

В завершении награждения Анна Клинскова сказала:
«Мы верим в Российский экспорт. Мы верим в наших российских предпринимателей, и мы дальше будем делать всё возможное для того, чтобы способствовать развитию несырьевого экспорта России».

Конференция «СберВЭД. Сила возможностей» состоялась в онлайн-формате, трансляция велась на сайтах и в социальных сетях Сбера и Bankofpartners.com, а также на YouTube канале и в Facebook компании РБК.
Новость