Зерновой Форум 2022

Интервью: Игорь Марич, управляющий директор по продажам и развитию бизнеса, член правления ПАО Московская биржа

— Какие финансовые продукты биржи наиболее востребованы среди компаний АПК? 

— Московская биржа — это группа компаний. В прошлом году мы приблизились к цифре в 20 млн клиентов. Более 6000 инструментов, как российских, так и глобальных рынков, доступны для клиентов, которые работают на Московской бирже.

Общий объем торгов у нас достиг 1 квадрриллиона, это примерно 10 ВВП России. У нас задействованы очень востребованные инструменты, которыми пользуются все. В том числе компании аграрного сектора. На мой взгляд, для аграриев, которые работают с зарубежными контрагентами, интересными инструментами являются валютный рынок, инструменты конверсии и валютные операции. У нас есть механизмы прямого доступа и доступа через брокеров.

Также сильно развивается рынок деривативов, который стабильно входит в топ-10. Дополнительно мы развиваем спот-торги. В прошлом году стартовали интересные операции — это аукционы по покупке пшеницы, участников здесь очень много, уже есть порядка двухсот контрагентов, которые продают пшеницу через аукционы. 

— Какие задачи сейчас стоят перед Московской биржей? 

— Мы живем в интересное время, с новыми вызовами. Роль биржи заключается в том, чтобы помогать участникам развивать их бизнес. С другой стороны, биржа — это продолжение регулятора. Биржа всегда находится между участниками и регуляторами, помогая создавать прозрачные условия ценообразования, а также достигать бизнес-целей.

Новые условия повышают значимость торгов для участников рынков. Наша задача — предложить механизмы, которые будут помогать участникам заключать сделки на ликвидном рынке по справедливым ценам и с минимальными рисками.

Что касается агрорынка и зернового рынка, здесь мы развиваем деривативы. Сейчас произошел большой отрыв российского рынка от зарубежного, и есть проблемы даже по получению информации от зарубежных рынков.

В общих чертах глобальный рынок торгуется производно-финансовыми инструментами, но у нас в основном они торговались на зарубежные, глобальные мейч-марки. Сейчас это стало сложно и не так актуально. Мы сейчас регистрируем внебиржевые сделки на основе регулирования — это продолжение нашей роли в виде помощника регулятора. 70 млн тонн в сделках по агропродукции за прошлый год мы зарегистрировали. Задача помочь сформировать индикаторы для использования участниками рынка в целях минимизации рисков сейчас ключевая для нас. 

— Какие ключевые факторы сегодня влияют на ценообразование пшеницы?

— Индекс, который мы начали считать на основании реальных сделок на аукционах. К нам сейчас присоединяется крупный участник — «Деметра-Холдинг». Мы ждем и других крупных экспортеров пшеницы. За счет расширения экспортеров и их контрагентов биржа будет улучшать этот индикатор.

С другой стороны, такие инструменты годятся не только для экспортеров, но и для крупных компаний, таких как «Русагро», которые используют аукционы для того, чтобы повысить прозрачность операций по купле-продаже на рынке.
Этот индикатор мы начали рассчитывать и считаем, что в ближайшем будущем он станет одним из производно-финансовых инструментов расчета для пшеницы, что очень важно. Потому что фьючерсы являются тем инструментом, который существует на товарных рынках и позволяет участникам получать то, что им нужно.

Биржевой товарный рынок должен объединить участников финансового рынка и участников реального товарного рынка, чтобы они вместе сформировали необходимую ликвидность. У нас в России традиционно это расчетные инструменты, для этого нужен качественный и результативный бенчмейд. У нас большой опыт в расчетах, и мы обеспечиваем качественные методологии вместе с ведущими экспертами рынка, которых привлекаем к этой работе, обеспечивая качество и устойчивость этого индикатора.