Пресс-центр РБК

Дарья Парамонова: «Города должны быть человекоцентричными»

О том, почему нужно вовлекать всех участников в процессы городского развития, какие современные концепции позволяют делать наши города комфортнее уже сейчас, а также о важности сохранения исторического облика городов и перспективах развития велосипедной инфраструктуры в России в интервью РБК рассказала генеральный директор Strelka СА Дарья Парамонова.

Дарья, КБ Стрелка много работает с регионами – проекты развития территорий и инфраструктуры, стратегическое мастер-планирование и многое другое. Как, по вашему мнению, сегодня изменились подходы и представление о том, каким должен быть город?

Подход КБ Стрелка фокусируется на том, что города должны быть человекоцентричными.  Наша основная задача понять потребности людей, который в этих городах живут, работают, учатся, самореализуются, а также создать комфортную для каждого среду. Поэтому мы вовлекаем всех стейкхолдеров в процесс разработки мастер-планов: жителей, локальные администрации, бизнес. И видим, что интерес к участию в городском развитии действительно растет. 

Еще одно наблюдение - запрос на разработку консенсусных, а не компромиссных решений. Принцип устойчивости, который лежит в основе наших проектов, основан на заинтересованности всех сторон в выбранной траектории развития города. Например, горожанам для комфортной жизни требуется качественная инфраструктура, городским администрациям необходимы источники для ее финансирования, а инвестор должен быть уверен в прибыльности своего бизнеса.  

Кроме того, обозначенные подходы к развитию городов не только принимаются, но все чаще инициативы на местах базируются на них. Например, мы видим запрос на зеленую инфраструктуру, ESG-решения в девелопменте, внедрение принципов рециркулярной экономики и осознанного потребления.

По вашему мнению, какие необходимы условия для качественного изменения городской среды?

Мне кажется, что есть три наиболее основных и важных условия. Во-первых, заинтересованность стейкхолдеров в качественных изменениях. Это касается, как горожан, так и местных властей, бизнеса. Во-вторых, вовлечение всех участников в процессы городского развития, то есть развитие “соучаствующего проектирования”. И, в-третьих, внимание к локальной проблематике в контексте глобальных вызовов.

При этом особенно хотелось бы обратить внимание на процесс внедрения новаций. Для того, чтобы энтузиазм горожан не угас из-за неизбежного дискомфорта в процессе перенастройки городской среды, важно уже на первом этапе реализовать микромероприятия, которые позволят сделать среду комфортнее. Тогда масштабные перемены будут приняты легче и с большим доверием со стороны жителей.

Один из последних крупных проектов КБ Стрелка – это разработка мастер-плана веломаршрута Москва - Санкт-Петербург. Тема доступности велодорожной инфраструктуры в России зачастую становится предметом обсуждений и споров. Как вам кажется, может ли в российских городах прижиться культура массового использования велосипедов и насколько наши города готовы к этому?

Международные исследования показывают, что развитие велоинфраструктуры и популяризация микромобильности приводит к цепочке положительных эффектов для города, которые касаются здоровья людей, экологии, малого бизнеса и рынка труда. Например, объем европейского рынка велотуризма уже достиг 40 миллиардов евро. 

Если вернуться к веломаршруту между Москвой и Петербургом, при разработке мастер-плана мы учитывали пользовательский опыт, моделируя будущие поездки с учетом ландшафта, климата, локальных особенностей. Сейчас в Московской области уже запущен первый пилотный участок веломаршрута протяженностью в 20 км, который связал Яхрому и причал «Ударный». 

Стоит отметить, что мы совместно с Delivery Club провели исследование, которое подтверждает большой потенциал велопутешествий в России. Несмотря на то, что велоинфраструктура в крупных российских городах зачастую находится не там, где она нужна, люди активно передвигаются на велосипеде по 70% улиц. Развитие новых локальных веломаршрутов внутри городских районов и между ними стимулируют отчасти пандемия, отчасти инициативы на местах. Велосипед все чаще используется не только для прогулок по паркам и набережным, но и для ежедневных поездок на работу или “по делам”.

Таким образом, несмотря на все дискуссии мы видим объективный запрос на развитие микромобильности, однако ее масштабное или осознанное распространение в первую очередь зависит от обеспечения безопасной и современной инфраструктуры. Мы разработали чек-лист, который будет полезен и городским администрациям и велоактивистам для развития соответствующей инфраструктуры. Чек-лист можно найти на сайте нашего исследования. А также мы составили правила передвижения на велосипеде по городу, соблюдение которых позволит повысить безопасность для всех участников движения.

Какие еще темы сегодня в наибольшей степени находятся в зоне интересов КБ Стрелка? 

Если говорить о глобальных трендах развития городов, то сегодня все они так или иначе фокусируются на достижении целей устойчивого развития ООН. КБ Стрелка подходит к трендам с точки зрения российских реалий, адаптируя их к запросам жителей и условиям российских городов. Например, мы уделяем внимание решениям, которые уже сегодня помогут сделать жизнь в наших городах качественно лучше, а сами города эффективнее. Можно выделить три концепции – «15-минутного города», «здорового» города и низкоуглеродного города. Все они взаимодополняют друг друга.  

Например, «15-минутный город» – это город шаговой доступности с плотной застройкой и развитой сферой услуг и улично-дорожной сетью. «Здоровый» город поддерживает физическое и психологическое здоровье жителей: защищает от шумового загрязнения, создает безбарьерную и инклюзивную среду. А низкоуглеродный город предполагает развитие экологичных видов транспорта и микромобильности, в том числе велоинфраструктуры, электробусов, снижение энергопотребления, внедрение альтернативных источников энергии, реконструкцию вместо нового строительства и т.д.

Наряду с интеграцией инноваций и реализацией проектов модернизации для развития городской среды для нас также важно сохранять исторический облик города. Примером нашей работы с культурным наследием можно назвать реставрацию старейшего кинотеатра Москвы - «Художественного». В начале работы нами встала серьезная задача создать проект, по которому можно было бы сохранить историческую значимость здания, соединить наследие с современными технологиями кинопоказа, а также интегрировать кинотеатр в городскую среду. В результате комплексный подход к реставрации позволил сохранить и частично воссоздать архитектурные элементы, которые дошли до наших дней, оборудовать исторические кинозалы современными аудиосистемами и кинопроекторами, а также расширить функционал кинотеатра, превратив его в полноценное общественное пространство с кафе, рестораном, коворкингом и библиотекой.  
Интервью Пресс-релиз