Российское ПО (Т1 консалтинг)

Как грамотно подготовить и реализовать цифровую трансформацию

Вместе с экспертами из «Т1 Консалтинг» рассказываем, стоит ли сейчас заниматься digital-трансформацией, когда можно рассчитывать на первые результаты и зачем компаниям нужны цифровые консультанты.

— Рынок находится в состоянии сильной турбулентности и неопределенности. Многие компании потеряли часть выручки. Стоит ли в такой ситуации заниматься цифровой трансформацией?

Нередко сложная ситуация на рынке или в компании как раз и сигнализирует о том, что пора заняться трансформацией. В таких условиях еще важнее, чем раньше, пробовать и внедрять новые технологии, менять культуру компании, переосмысливать бизнес-цели и процессы.

Недавнее исследование «Т1 Консалтинг» показало, что более продвинутые в цифровом плане игроки чувствуют себя увереннее с финансовой точки зрения.

«Мы увидели, что у компаний с более высокой цифровой зрелостью выручка растет. Среднее значение ее прироста у топ-5 компаний — 29%. А у компаний с невысокими показателями цифровой зрелости она падает», — рассказывает директор направления «Цифровой консалтинг» Артем Каранович.

Анастасия Рыжкова, менеджер по цифровому консалтингу «Т1 Консалтинг»: «Чтобы почувствовать положительный эффект от трансформации, необязательно становиться цифровым чемпионом. Достаточно занять уверенную середину и не скатиться в аутсайдеры. Уже это создает возможности для роста. При этом важно отметить, что практически во всех отраслях, которые мы проанализировали, есть прямая корреляция между уровнем цифровой зрелости и приростом выручки».



Из чего состоит цифровая зрелость:

«Т1 Консалтинг» провела исследование «Цифровая зрелость B2B» среди 150 крупных компаний. Для этого эксперты разработали собственную методологию, которая включает в себя шесть основных блоков.

  • Продуманность: наличие и полнота стратегии цифровой трансформации, планов по развитию ИТ-направления, сроки реализации, наличие обновлений.
  • Ценности: функционал, который предоставляет компания своим клиентам и партнерам с помощью «цифры», возможность взаимодействия по цифровым каналам и работы с цифровыми подписями, наличие электронной торговой площадки, репутация, факторы ESG.
  • Команда: образование сотрудников в области ИТ, наличие менеджеров, ответственных за безопасность данных и цифровое развитие, их публикации и научные работы.
  • Открытость: публичная активность компании в области «цифры», участие в конференциях, поддержка мероприятий, открытое распространение ноу-хау и лучших практик.
  • Страсть к развитию: наличие офиса проектного развития, активность в сфере НИОКР, патенты, работа с венчурными проектами и стартапами.
  • Платформизация: наличие интегрированных цифровых систем в разных подразделениях компании, системы накопления и обработки данных, собственный ЦОД, использование облачных технологий.



— Зачем компаниям нужны цифровые консультанты?

Задача цифрового консультанта — предложить самые эффективные и наиболее подходящие для клиента digital-инструменты из всех доступных на рынке.

«Даже если компания разработает детальную стратегию внедрения какого-то ПО, то через год планы потеряют актуальность. Нужно, чтобы был кто-то, кто поможет спрогнозировать развитие ситуации», — объясняет Анастасия Рыжкова.

Например, консультанты заранее учитывают темпы роста компании, спроса на ее услуги, изменение численности персонала и множество других факторов. На основе такого прогноза они предлагают набор решений, которые нужно внедрить уже сейчас.

При этом цифровые консультанты не просто рекомендуют продукт из числа наиболее развитых и популярных, а подбирают оптимальную комбинацию, изучают предложения стартапов, рассматривают нестандартные варианты. В итоге рекомендованный комплекс решений через полгода-год может превзойти по функционалу те продукты, которыми сегодня пользуются лидеры рынка.

— Как меняется запрос на услуги цифрового консалтинга?

Сама услуга digital-консалтинга появилась на Западе еще в 1990-х годах. На первых этапах речь шла в основном о маркетинге, CRM-системах, инструментах продаж и продвижении в интернет-среде. То есть о решениях, повышающих доходность.

Теперь запрос сместился в сторону цифровой трансформации, которая создает новую ценность для клиента и контрагентов, помогая как увеличивать доходность, так и снижать издержки.

По словам участников рынка, сейчас спрос на услуги цифрового консалтинга растет, в том числе за счет крупных игроков. Многие из них 5–10 лет назад разработали цифровые стратегии и карты трансформации, теперь эти планы требуют обновления.

«По сравнению с концом 2021 года спрос на услуги цифрового консалтинга в нашей компании вырос в три раза», — отмечают в «Т1 Консалтинг». Однако запросы клиентов очень различаются в зависимости от отрасли и конкретной компании — одним нужен аудит, другим помощь с внедрением новых методологий разработки, третьим — создание стратегии цифрового развития.

— Многие зарубежные поставщики ПО покидают российский рынок. Достаточно ли внутри страны ИТ-решений, чтобы проводить цифровую трансформацию?

По состоянию на июль 2022 года в едином реестре российского программного обеспечения насчитывается почти 14 тыс. решений. Во многих сегментах уже есть полноценные аналоги зарубежного ПО — например, российские операционные и ERP-системы. Но по некоторым направлениям сохраняется зависимость от зарубежных разработок, их еще предстоит заменить, говорит Артем Каранович из «Т1 Консалтинг».

«Раньше многие решения просто невыгодно было разрабатывать внутри страны. Но сейчас появился спрос, появится и предложение. Понятно, что это произойдет не мгновенно, технологии не возникнут из ниоткуда, но процесс уже запущен», — объясняет эксперт.

На разработку недостающих решений может уйти несколько лет. Пока же компании подбирают комбинации из доступного на рынке ПО, сочетая доступные решения от российских поставщиков и оставшихся зарубежных вендоров.

— Из каких этапов состоит цифровая трансформация?

Совершенствовать и обновлять цифровые инструменты нужно постоянно, поэтому у процесса трансформации нет конечного числа этапов.

Но можно выделить основные:

  • оценка бизнеса и цифровой зрелости компании;
  • анализ культуры с точки зрения готовности к цифровой трансформации и гибким методологиям;
  • постановка целей и выбор приоритетов на ближайшие полтора-два года;
  • проработка конкретных инициатив, увязанных друг с другом;
  • реализация запланированных инициатив;
  • актуализация и корректировка планов.



Артем Каранович, директор направления цифрового консалтинга «Т1 Консалтинг»: «Часто бывает так, что у компании нет целей и планов, но есть деньги, которые хочется потратить на ИТ. Топ-менеджмент просто предлагает консультантам: «Приносите нам идеи и инициативы, а мы будем на них смотреть». Это типичный пример неправильного подхода к цифровой трансформации. Зачем нужны идеи, если непонятно, к чему они должны привести? Например, некоторые компании хотят крутые роботизированные склады, как у Amazon. Но на деле они могут быть совершенно не нужны. Amazon борется за каждый кубический сантиметр. В России подобной проблемы, как правило, нет».

 — Сколько времени нужно на подготовку стратегии цифровой трансформации и ее реализацию?

Чтобы проанализировать бизнес и его готовность к цифровой трансформации, разработать план изменений, крупным предприятиям необходимо не менее четырех месяцев.

Но среди инициатив всегда есть быстрые решения, которые можно запустить за два-три месяца и почти сразу получить результаты. То есть первые эффекты от цифровой трансформации будут видны примерно через полгода после старта.

При необходимости интенсивность процесса ЦТ можно регулировать, изменив бюджет, или вовсе приостановить трансформацию.

 — Можно ли планировать и проводить ЦТ самостоятельно?

Если вы уверены, что отлично понимаете отрасль и ситуацию в своей компании, то можно попробовать сделать все самостоятельно. Главное, чтобы это было не несколько разрозненных инициатив, а системный процесс. Причем нужно периодически оценивать результат этой деятельности — туда вы идете или нет.

Но с подрядчиком, как правило, выше шансы на успешную стратегию. У компаний, которые специализируются на цифровом консалтинге, есть дополнительные возможности и ресурсы:
  • сотрудники, которые не нужны самой компании на постоянной основе (например, для проведения интервью с персоналом);
  • обширная экспертиза, которая не ограничивается одной компанией или отраслью;
  • методология: без нее сложно оценить эффективность инициатив и выстроить приоритеты.



Как это работает на практике.

Крупный металлургический комбинат столкнулся с угрозой штрафа. Предприятие загрязняло город, и один из контрольных показателей был значительно превышен.

Профильное ведомство предупредило комбинат, что, если показатель не изменится в течение трех месяцев, его ожидает миллиардный штраф.

Оказалось, что утечки загрязняющих веществ идут из разных точек. Причем такие утечки легко обнаружить с помощью камеры. Установка системы видеоаналитики обошлась в ₽5 млн. Как только камера засекала дымок от утечки, система подавала сигнал сотрудникам, которые быстро устраняли проблему.

В итоге уровень выбросов резко снизился. Компании не пришлось выплачивать миллиардный штраф.



 — На что обращать внимание при выборе подрядчика для подготовки ЦТ?

Оценивать подрядчика желательно комплексно, учитывая опыт, возможности, репутацию и устойчивость компании. Как правило, крупные игроки надежнее индивидуальных исполнителей.

Следует выбирать подрядчиков, которые потенциально могут не только подготовить, но и реализовать цифровую стратегию.

Кроме того, желательно привлекать консультантов с опытом в разных отраслях. Это позволяет создавать более интересные, эффективные и менее шаблонные решения.

 — Сколько стоит стратегия цифровой трансформации?

Все зависит от размера компании-клиента и задач. Объем работ для небольшого регионального бизнеса и крупной федеральной сети совершенно разный. Для крупного клиента нужно изучить больше информации, провести больше исследований, поговорить с огромным количеством людей.

Артем Каранович: «В данном случае важно не впадать в крайности, покупая стратегию за сотни миллионов рублей. Однако стоит понимать, что не бывает эффективной стратегии и за десятки тысяч рублей. Ценовая политика не должна быть определяющим показателем, необходимо смотреть на прошлые кейсы подрядчика и реальность предложения. Если вам, например, предложат встретиться один раз и сделать все «под ключ», пообещав результат через несколько месяцев — это утопия. Каждая стратегия индивидуальна, а шаблонными могут быть только небольшие ее части. Здесь как с ремонтом: хороший капитальный ремонт всегда стоит дороже, чем косметический «на скорую руку». То же самое — с цифровой трансформацией. Планирование и реализация процесса с хорошим результатом, работающим еще несколько десятков лет, стоят дорого. Точечная проработка может стоить немного, однако общую картину она не изменит».