С 18 по 20 мая Союз экспортеров зерна при поддержке Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, провел II Всероссийский зерновой форум, главной темой которого стала проблема мирового голода и роль Российской Федерации в ее решении. Пленарное заседание Форума традиционно открылось обращением главы Министерства сельского хозяйства России Дмитрия Патрушева к участникам мероприятия.
Поприветствовав участников зернового рынка, заинтересованные ведомства и партнеров из Королевства Саудовская Аравия, Египта, Турции, Пакистана и Азербайджана, Дмитрий Патрушев отметил, что площадка Зернового форума оказалась достаточно своевременной, дав экспертам возможность вести прямой диалог и укреплять деловые контакты.
Поприветствовав участников зернового рынка, заинтересованные ведомства и партнеров из Королевства Саудовская Аравия, Египта, Турции, Пакистана и Азербайджана, Дмитрий Патрушев отметил, что площадка Зернового форума оказалась достаточно своевременной, дав экспертам возможность вести прямой диалог и укреплять деловые контакты.
«Рекордный урожай зерновых 2022 года — практически 158 млн тонн — закрепил позиции России как одного из ведущих экспортеров зерна. Мы доказали, что мы один из крупнейших производителей зерновых. На нашу страну пришлось более 30% мирового валового сбора пшеницы и почти 16% ячменя. Такой урожай, безусловно, повысил наш экспортный потенциал и не только по зерновым. По агропромышленному комплексу в текущем году планируется поставить на глобальные рынки более 55 млн тонн зерновых культур, из них пшеницы порядка 45 млн тонн — это также рекорд для нашей страны», — Глава Министерства сельского хозяйства Дмитрий Патрушев.
Как отметил глава Минсельхоза, потенциал российского экспорта в настоящий момент реализован не полностью из-за внешних сдерживающих факторов и санкционного давления. Возникают сложности со взаиморасчетами, фрахтом и страхованием морских судов — эти вопросы не удалось решить в рамках Зерновой сделки. Достигнутые показатели экспорта — во многом результат господдержки, диалога между сельхозпроизводителями и властью, а также высочайшего профессионализма и гибкости российских трекеров.
Невзирая на санкции, Россия остается надежным партнером в реализации достигнутых договоренностей. Каждая пятая экспортная пятая партия пшеницы в мире на сегодняшний день имеет российское происхождение.
По прогнозу министерства посевная площадь под зерновыми в этом году должна составить 47,7 млн гектаров — почти 60% от общей по стране. Урожай ожидается в объеме не менее 123 млн тонн, из которых 78 млн тонн пшеницы — это предварительные данные, которые могут быть скорректированы. Такой прогноз позволяет в новом сезоне поставить на внешние рынки не менее 50−55 млн тонн зерновых, сохраняя баланс на внутреннем рынке и развивая экспорт.
В текущем сезоне Минсельхоз расширил комплекс мер господдержки для участников зернового рынка. Впервые с 2016 года были проведены государственные закупочные интервенции в объеме 3 млн тонн. Дополнительно оказывается целевая поддержка производителям зерна: в прошлом году на это было выделено 20 млрд рублей, в 2023 году — еще 20 млрд.
Невзирая на санкции, Россия остается надежным партнером в реализации достигнутых договоренностей. Каждая пятая экспортная пятая партия пшеницы в мире на сегодняшний день имеет российское происхождение.
По прогнозу министерства посевная площадь под зерновыми в этом году должна составить 47,7 млн гектаров — почти 60% от общей по стране. Урожай ожидается в объеме не менее 123 млн тонн, из которых 78 млн тонн пшеницы — это предварительные данные, которые могут быть скорректированы. Такой прогноз позволяет в новом сезоне поставить на внешние рынки не менее 50−55 млн тонн зерновых, сохраняя баланс на внутреннем рынке и развивая экспорт.
В текущем сезоне Минсельхоз расширил комплекс мер господдержки для участников зернового рынка. Впервые с 2016 года были проведены государственные закупочные интервенции в объеме 3 млн тонн. Дополнительно оказывается целевая поддержка производителям зерна: в прошлом году на это было выделено 20 млрд рублей, в 2023 году — еще 20 млрд.
На субсидирование железнодорожных перевозок в этом году изначально предусматривалось 2,3 млрд рублей, но лимит был достаточно быстро выбран и с учетом роста затрат на транспортировку на этот механизм было выделено еще 4 млрд рублей. Если понадобится, на это направление будут направляться дополнительные средства. Для аграриев новых регионов в составе Российской Федерации в 2023 году предусмотрены квоты на беспошлинный экспорт сельхозпродукции, в том числе зерновых.
Несмотря на традиционную экспортную ориентированность зернового комплекса, приоритетным остается полное обеспечение потребностей внутреннего рынка. Для сохранения стабильной ситуации в стране продолжает действовать комплекс мер таможенного регулирования. В отношении пшеницы, ячменя и кукурузы действуют плавающие экспортные пошлины, формулы расчета которых корректируются каждый сезон. В текущем году с учетом рекордного урожая и достаточно ранней посевной планируется провести корректировку перед началом нового сезона, до 1 июня, чтобы снизить финансовую нагрузку на отрасль.
Продолжают действовать экспортные квоты на зерно — в текущем сезоне их совокупный объем составил 25,5 млн тонн. Для повышения эффективности освоения квот Минсельхоз предложил ввести механизм их перераспределения между участниками рынка. Соответствующий проект постановления уже внесен в правительство и в ближайшее время должен быть принят. Планируется, что он заработает уже в текущем сезоне.
Кроме того, действуют ограничения экспорта в отношении масличных культур. В совокупности эти меры позволяют обеспечить стабильное положение на внутреннем рынке, а также загрузить российские перерабатывающие мощности. Так, с 2021 года производство муки в стране выросло на 400 000 тонн, а ее экспорт вырос в 3,3 раза. Производство растительного масла с 2021 года увеличилось более чем на 1 млн тонн, а экспорт вырос почти на 350 000 тонн.
Говоря про развитие отечественного семеноводства, Дмитрий Патрушев подчеркнул, что это направление деятельности остается одним из самых важных для зерновой отрасли. На сегодняшний день проблем с поставками семян нет, посевная обеспечена ими в полном объеме. Однако определенная доля иностранной селекции до сих пор сохраняется. На развитие собственной базы направлена федеральная научно-техническая программа.
Объемы производства отечественных семян растут. По словам министра, в России есть отличные собственные сорта и гибриды, которые нужно активно развивать и внедрять в производство, обеспечивая не только свои потребности, но и потребности международных партнеров.
С октября 2023 года планируется вводить некоторые некритичные ограничения на ввоз иностранных семян — соответствующий документ внесен в Правительство Российской Федерации.
Мы смогли достичь достаточно высоких показателей самообеспеченности по основным сельхозкультурам, в состоянии это сделать и по семенному материалу, подчеркнул Дмитрий Патрушев.
Для дальнейшего развития экспорта зерновых планируется расширение портовых мощностей. На Дальнем Востоке нужно создавать инфраструктуру для вывоза зерна непосредственно из регионов ДФО и Сибири. На Балтийском побережье уже реализуется несколько проектов по перевалке. Отдельной темой является Каспийское море, где также планируется развитие портовой инфраструктуры и дноуглубление для наращивания поставок на Ближний Восток и в Среднюю Азию. Реализация этих проектов позволит создать альтернативные маршруты по вывозу зерновой продукции.
Еще одна важная задача — обеспечение российского рынка судами. Системные решения в этой сфере связаны с развитием собственного флота. В первую очередь это касается крупнотоннажных балкеров, которых на сегодняшний день практически нет. Минтранс разрабатывает финансовый механизм поддержки приобретения и эксплуатации сухогрузов, который должен появиться до конца 2023 года.
В настоящее время Минсельхоз совместно с рядом крупнейших экспортеров, компанией «РосАгроЛизинг» и объединенной судостроительной корпорацией ведет проектирование отечественного балкера для перевозки зерна. Первое судно должно быть построено на стыке 2025−2026 годов.
Еще одна важная задача — обеспечение российского рынка судами. Системные решения в этой сфере связаны с развитием собственного флота. В первую очередь это касается крупнотоннажных балкеров, которых на сегодняшний день практически нет. Минтранс разрабатывает финансовый механизм поддержки приобретения и эксплуатации сухогрузов, который должен появиться до конца 2023 года.
В настоящее время Минсельхоз совместно с рядом крупнейших экспортеров, компанией «РосАгроЛизинг» и объединенной судостроительной корпорацией ведет проектирование отечественного балкера для перевозки зерна. Первое судно должно быть построено на стыке 2025−2026 годов.
Отдельное внимание уделяется развитию речного судоходства для вывоза зерна из Поволжья. По этому направлению строительство судов налажено, однако необходимо усиливать и увеличивать проходимость наших рек.
Не менее важно и развитие железнодорожной инфраструктуры. По опыту текущего сезона непростая ситуация сложилась на южном и дальневосточном направлениях. Для повышения провозной способности РЖД планирует поэтапное увеличение объемов перевозок зерна до 2030 года и далее. Уже к 2025 году планируется увеличить мощности на дальневосточном направлении на 22 млн тонн, а на подходах к портам Азова и Черноморского бассейна на 6 млн тонн.
Кроме того, Минсельхозом принимаются меры по стимулированию покупки вагонов-зерновозов участниками рынка для снижения зависимости от крупных операторов. Намечен план приобретения таких вагонов на ближайшие три года. Для поддержки в данном вопросе предусмотрено льготное финансирование в виде кредитов на приобретение подвижного состава, готовятся механизмы льготного лизинга.
Для развития направления экспорта зерновых с международными партнерами обсуждаются системные меры, включая создание зерновых хабов в странах-импортерах, совместных перерабатывающих предприятий в России и перехода на расчет в национальных валютах. Доля таких поставок уже в ближайшее время может достичь 30%. Для развития взаиморасчетов Минсельхозом был разработан и внесен в Правительство проект указа Президента, который упростит процедуру открытия счетов для иностранных компаний.
Кроме того, Минсельхоз и Россельхознадзор продолжают работу по открытию новых рынков и актуализации требований импортеров к российскому зерну. Перспективными направлениями в этой части являются Алжир, Саудовская Аравия, Индонезия, Вьетнам, Филиппины, Нигерия и Марокко.
Как отметил Дмитрий Патрушев, зерновой экспорт — это огромный вклад России в глобальную продовольственную безопасность. Российская Федерация планирует и дальше поставлять зерно традиционным покупателям и наиболее нуждающимся странам. А меры поддержки для АПК, о которых рассказал в своем выступлении глава Минсельхоза, должны помочь российским аграриям достойно преодолеть все возникающие сложности и продолжить устойчивое развитие зерновой отрасли России.