Пресс-центр РБК

Интервью с Игорем Маковским, генеральным директором «Россети Центр» и «Россети Центр и Приволжье»

ГК «Российские сети» включает более 600 административных и муниципальных районов в 20 субъектах РФ, 165 тыс. трансформаторных подстанций и 750 тыс. км линий электропередач. В 2018 году руководство компании доверило управление самым крупным в РФ межрегиональным электросетевым комплексом «Россети Центр» и «Россети Центр и Приволжье» Игорю Маковскому, с 2012 по 2018 годы занимавшему должность генерального директора «Янтарьэнерго».

К тому моменту в компании уже была принята к реализации концепция цифровой трансформации, что легло в основу программы цифровой трансформации электросетевого комплекса сразу в 20 субъектах РФ. Какие пункты этой программы удалось реализовать за три года руководства? Как пандемия отразилась на работе электросетевого комплекса»? Как цифровизация изменила организацию работы в одной из крупнейших энергетических российских компаний? Какие изменения запланированы в российском электросетевом комплексе на ближайшие годы? Обо всем этом мы поговорили с генеральным директором «Россети Центр» и «Россети Центр и Приволжье» Игорем Маковским.

- Какие изменения произошли в электросетевом комплексе в условиях формирования новой экономической реальности, пандемии, и как за последние 3 года изменилась компания?

Изменения, реализованные за три года под нашим управлением, можно условно разделить на три блока.

К первому, первостепенному блоку, относятся технологические изменения — это мероприятия, направленные не модернизацию существующих сетей с целью повышения надежности электроснабжения потребителей. Стоит отметить, что здесь мы не только проводим плановые работы, но и оперативно реагируем на возникающие внештатные ситуации, в максимально сжатые сроки восстанавливая поврежденные в результате стихийных бедствий и аварий участки. 

Ко второму блоку относятся реинжиниринг, формализация и изменение ключевых показателей эффективности бизнес-процессов для достижения целей, стоящих перед компанией. В этом направлении также делается все необходимое.

Третий блок включает развитие корпоративной культуры и модели управления. Основными бенефициарами происходящих в нем изменений являются клиенты, акционеры и сотрудники компании. Сегодня мы предлагаем ряд дополнительных услуг и сервисов, которых не предлагали раньше: уличное и внутридворовое освещение, архитектурная подсветка зданий и памятников архитектуры, работа на внутридомовых сетях.

Дополнительно «Россети» реализует проекты по благоустройству крупных городов. Например, в 2021 году проводятся работы по благоустройству проспекта Революции в Воронеже, включающие модернизацию уличного освещения и приведение в порядок ландшафтных зон.

На последнюю отчетную дату чистая прибыль «Россети Центр» и «Россети Центр и Приволжье» достигла 2,9 млрд и 6,6 млрд соответственно. По итогам первого и второго кварталов 2021 года акционеры дают прогноз, что к концу года дивиденды по обоим компаниям превысят 12%, что почти на 5% выше, чем было три года назад.

- Как можно описать новую экономическую реальность, сформировавшуюся в результате мировой пандемии, и ее влияние на работу компании?

 Это было настоящее испытание и для электросетевого комплекса, и для коллектива компании. Кардинально изменились нагрузки на районы с бытовым потреблением — потребление стало резко расти. Люди переводились на удаленку и выезжали из Москвы и Московской области, из-за чего нагрузка на электрические сети выросла на 40-60%.

В то же время экономически развитые и промышленные территории, а также свободные экономические зоны резко снизили свое потребление. И нам приходилось очень быстро принимать решения, чтобы оперативно реагировать на происходящие изменения. Помогло то, что к моменту введения ограничений общее состояние электросетей было удовлетворительным. Это позволило избежать массовых отключений электроснабжения. Подводя итоги, можно сказать, что мы с честью выдержали все изменения, вызванные перераспределением нагрузки внутри сетей. 

-  Диверсификация, развитие дополнительных услуг и сервисов — одни из ключевых трендов в условиях быстро меняющейся экономики. Какие соглашения, посвященные развитию этих направлений, были подписаны компанией «Россети» в рамках Петербургского международного экономического форума?

Развитие дополнительных сервисов и услуг — это основная деятельность компании. В прошлом году мы разработали пятилетнюю программу развития указанных направлений. Целевые показатели программы — к 2024 году достичь выручки в 14 млрд рублей.

Если начиналось все с 1 млрд рублей в 2018 году, то по итогам первого полугодия 2021 года нетарифная выручка уже составляет около 1,5 млрд рублей, а прогноз на конец года подразумевает рост этого показателя до 5 млрд рублей и выше.

На ПМЭФ-2021 «Россети» подписали с врио губернатора Белгородской области Гладковым Вячеславом Владимировичем соглашение о создании в Белгородской области информационного аналитического центра. По результатам соглашения совместно со специалистами Белгородской области планируется собрать, обработать и проанализировать дополнительные данные, чтобы составить отчет, который будет направлен руководству региона.

Подробнее про открытие центра в Белгородской области: «Россети» имеет уникальный опыт и высокотехнологичную базу, которую можно использовать не только в сфере надежного энергоснабжения жителей и предприятий Белгородской области. Сотрудники «Россети Центр» обладают высокими компетенциями в сборе и анализе большого количества информации. Реализация соглашения позволит органам исполнительной власти региона более оперативно реагировать на обращения жителей и прогнозировать возникновение проблемных вопросов», Игорь Маковский.

- В послании Федеральному Собранию Президент Владимир Путин уделил особое внимание системам накопления энергии. Какой опыт есть у компании «Россети» по внедрению этих технологий?

В 2019 году «Россети» впервые применили систему накопления электрической энергии. В качестве пилотных зон были выбрали филиалы «Белгородэнерго» и «Владимирэнерго». За последние два года, успешно введено в эксплуатацию 28 новых систем. 15 из них обеспечивают надежное снабжение энергией социально-значимых объектов. Остальные обеспечивают качественное электроснабжение в регионах.

Если говорить про перспективы внедрения таких систем, уже сейчас можно отметить, что в пиковые часы потребления к сетям подключается потребление энергии с этого оборудования, а в спокойные периоды идет забор и накопление излишков энергии. Поэтому мы продолжаем расширять и развивать направление систем накопления электрической энергии. В настоящий момент ведутся работы, направленные на повышение энергоэффективности оборудования и снижение затрат на его обслуживание.

-Одна из ключевых составляющих развития любой компании — это переход на высокий уровень автоматизации процессов. Что вы делаете в этом направлении и какие технологии планируется применять в дальнейшем?

Автоматизация — важнейший инструмент, как для повышения качества электросетевой структуры, так и для оптимизации рабочих процессов внутри компании. Автоматизация делает возможным получение достоверной и качественной первичной информации по любым событиям, происходящим на сетях или внутри организации. 

Такой подход подразумевает исключение человеческого фактора, искажение или утрату информации, что дает основу для принятия качественных, быстрых и эффективных управленческих решений. Без автоматизации практически невозможно осуществить забор, хранение, обработку и анализ данных в современных условиях.

Кроме того, автоматизация позволяет в автоматическом режиме управлять оборудованием, а также операциями и процессами, позволяя переводить электроснабжение на резервные линии, выделять поврежденные участки, а при необходимости удаленно выводить оборудование в ремонт.

- Какой вы видите энергетику будущего? На чем «Россети» планирует сосредоточиться в ближайшие годы?

По итогам работы в первом полугодии 2021 года мы провели стратегическую сессию, в рамках которой исследовалась гипотеза подразумевающая, что на некотором временном рубеже компании начнут выходить из цепочек электроснабжения за счет создания автономных источников питания, находящихся в открытом доступе.

В это пока сложно поверить, но мы видим предпосылки к тому, что такое развитие событий вполне вероятно. Поэтому важно уже сегодня начинать готовится и работать над технологиями, позволяющими электросетевым компаниям не просто найти себя в будущем, но и занять лидирующую позицию на рынке подобных продуктов и предложений.

Мы уже работаем с некоторыми технологиями будущего, к которым относятся нейросети и искусственный интеллект, а также работа с большими данными и применение беспилотных летающих аппаратов для выполнения профильных функций по обслуживанию существующей инфраструктуры.

- Когда наступит будущее, о котором вы говорите? Это вопрос 50-100 лет или все случится намного быстрее?

Делая прогноз развития, мы готовили сценарий до 2050 года. Конечно, это горизонт менее 30-ти лет, но мы вполне понимаем уровень зрелости и перспективы развития современных технологий. В ближайшей перспективе станет невозможно обойтись без систем передачи энергии, таких как большие системы образующей генерации и магистральные сети, но есть говорить о распределительных сетях — некоторые из перечисленных изменений могут произойти в ближайшие годы. 

***
Несмотря на сложности, связанные с пандемией, «Россети» обеспечили качественным и надежным энергоснабжением потребителей на всей территории присутствия и своевременно реализовали все необходимые технологические преобразования в электросетевом комплексе. 

А в планах на 2021 год безусловным приоритетом стало развитие дополнительных услуг. И с этой задачей компания смогла справиться, несмотря на влияние внешних факторов. А подписание ряда соглашений в рамках ПМЭФ-2021 только укрепило позиции
«Россети Центр» и «Россети Приволжье».

Компания продолжает успешную реализацию ранее заявленных инвестиционных планов. В сложных и переменчивых обстоятельствах руководству удалось подтвердить свою высокую квалификацию и полностью оправдать ожидания акционеров, потребителей, сотрудников и инвесторов. Впереди у компании новые вызовы и перемены, но несмотря ни на что качество энергообеспечения потребителей компании «Россети» будет оставаться на неизменно высоком уровне.



Интервью