Пресс-центр РБК

Илья Сивцев: российский софт в эпоху импортозамещения — тренды и вызовы

Программные продукты «Астры», в том числе ОС Astra Linux, известны в российском сегменте информационных технологий достаточно давно. ГК «Астра» — это один из ведущих игроков на отечественном рынке ПО. Компания занимается разработкой программного обеспечения, операционных систем, платформ виртуализации, резервного копирования и других инфраструктурных решений. Во время конференции «Цифровая индустрия промышленной России», которая входит в пятерку крупнейших мероприятий в области цифровой экономики в России и является одной из ключевых площадок для обсуждения цифровой трансформации общества и ключевых отраслей экономики, студию РБК посетил Илья Сивцев, генеральный директор ГК «Астра», который рассказал о текущей ситуации в отрасли, последствиях ухода западных вендоров, а также трендах и перспективах развития российского ИТ-сегмента.
ЦИПР входит в пятерку крупнейших мероприятий в области цифровой экономики России. Какие цели вы ставите перед собой в рамках конференции 2023 года и какие у вас ожидания от площадки?

ЦИПР — это основное мероприятия с точки зрения нашего бизнеса. Мы демонстрируем нашу стратегию развития инфраструктурного софта, увязанного в единую вселенную Astra Linux по подобию западных конкурентов.

Мы занимаемся разработкой не только операционной системы, но и систем виртуализации, почтовых решений, баз данных — то есть создаем некий плацдарм для построения на наших информационных технологиях любых других отраслевых бизнес-приложений.

Цифровой профиль российской индустрии радикально изменился за последние полтора года. Как это отразилось на деятельности вашей компании?

Для нашей компании цифровой профиль не изменился. Мы как 10 лет назад начали работать в рамках программы импортозамещения, так и сейчас продолжаем эту деятельность. Отношение к нашим продуктам, естественно, стало лучше: все понимают, что многие участники рынка ушли из России. От нас многого сейчас ждут, ставят амбициозные задачи. Мы не просто создаем аналоги лучших мировых производителей — мы должны их обогнать, адаптировать нашу продукцию под «железо», представленное в России.

Так что конъюнктура отличная, нам есть чем заняться, и у нас очень крутые результаты. По некоторым направлениям бизнеса наша доля составляет практически 70% рынка, например, по рынку отечественных операционных систем. Мы активно развиваемся: нас уже 1500 человек и около 1000 новых членов команды присоединится к нам в течение года.

Сегодня главная цель ИТ-отрасли — достижение технологической независимости. Какова ваша стратегия в этом направлении?

Мы считаем, что просто продуктовыми стратегиями задачу не решить. В условиях миграции крупнейших потребителей важно предлагать продуктово-сервисный подход: не просто оказывать техподдержку 24/7, а увязывать это с текущей инфраструктурой заказчика. Инфраструктура западных партнеров все равно остается на нашем рынке, и очень важно не рушить под ноль текущие информационные системы, давать соответствующий уровень технической поддержки при проектах миграции, обеспечивать консалтинг, обучение.

Изменились ли как-то отношения между заказчиками и разработчиками?

Конечно, изменились — в первую очередь по причине внешних факторов и общего понимания того, что страна двигается в сторону импортозамещения. Уход иностранных разработчиков сильно на это повлиял: они по факту бросили своих заказчиков, отозвали многие лицензии, закрыли облака с потерей данных. Мы считаем, что при таком уровне поведения западных партнеров, скорее всего, возврат на наши рынки для них будет достаточно сложным.

Любой заказчик сейчас поддерживает каждое начинание по применению российских технологий, ставит классные задачи, контролирует результат. И для нас это самое важное, что наши продукты реально применяются, что заказчик дотачивает их таким образом, чтобы они действительно обгоняли западные аналоги. Поэтому на рынок мы смотрим с позитивом.