Трансмашхолдинг, как ведущий в России и СНГ производитель подвижного состава, активно интегрирован в цифровую экономику. Какие цели вы перед собой ставите в этом направлении? И что для вас цифровизация?
Мы с 2018 года начали активно заниматься развитием промышленных технологий через решение информационного полотна, цифровой предиктивной аналитики и вошли в проект под названием «Цифровое полотно промышленности».
Сделали мы это, конечно же, не сразу. Это была задача прежде всего от бизнеса. Мы шли в общем тренде развития промышленного полотна производителей машиностроения, техники и так далее. Ключевыми факторами, которые подтолкнули нас к этой работе, стали прежде всего предиктивная аналитика, аналитика данных, работа с большими объемами информации, Big Data, прогнозированием.
Мы — промышленники. У нас большой объем производственных предприятий на территории Российской Федерации и за ее пределами — в традиционном для нас контуре в странах колеи 1520, где мы чувствуем себя достаточно уверенно с точки зрения нашего продукта. В данном случае для нас это была абсолютная необходимость — решать вопросы в ключевых направлениях: управление производством, управление экономикой производства и, соответственно, управление издержками, а также управление цифровыми данными в рамках совместных проектов с нашими заказчиками. Речь идет также об аналитике качества нашего подвижного состава.
И конечно, очень важна подготовка специалистов, которые работают в инженерии и проектировании подвижного состава на современных технологичных решениях, преимущественно уже на базе отечественных приложений. Это дает возможность проектировать технику независимо от западных или иных аналогов, которые ранее активно использовались в инженерии тяжелого машиностроения.
Поэтому, говоря о цифровизации, для нас это прежде всего драйвер собственного экономического развития. Драйвером выступает не только производство, где мы внедряем предиктивные технологии и 3D-проектирование. Мы создаем коробочные решения ЦИМ — цифровую имитационную модель производства. Мы сами разрабатываем проекционные пределы, производственно-технологические линии, устанавливаем новое оборудование, строим расчетные модели.
По сути, это математика производства. Это грамотные специалисты, которые накапливают данные, управляют ими. Эти данные закладываются в аналитические модели, которые демонстрируют нам лучшее экономическое состояние, логистическое расположение производственных мощностей и так далее. Таким образом, экономя ресурсы, мы видим, как спроектировать не только новый производственный участок, но и улучшить его технические характеристики и качество эксплуатации: просмотреть в 3D-модели и рассчитать любой участок, оценить заполненность, компетенции, надежность. У нас этим занимаются специалисты — от инженеров до технологов.
Таким образом, мы вышли сразу на несколько ключевых проектов, которые применяем в тяжелом машиностроении и активно используем на собственных предприятиях. Это моделирование больших данных в производстве, транспортно-логистическое управление через предиктивную аналитику и аналитику данных: загрузка, система хранения, система выдвижения, данные с приборов и датчиков, установленных на нашем подвижном составе, на локомотивах, на различных элементах железнодорожной инфраструктуры, куда поставляется наша техника.
Мы обрабатываем эту аналитику, чтобы улучшать качество продукции — как изделий, так и целых машин. И конечно, важно, что, развивая себя, мы одновременно развиваем и наших поставщиков. А их у нас огромное количество.
Таким образом, мы работаем не только внутри себя, но и развиваем отрасль в целом, расширяя ее возможности. Все цифровые решения, которые мы сегодня предлагаем в машиностроении, — это полномасштабные инструменты, охватывающие не только производство, но и сервис, гарантийное обслуживание. Мы создаем цифровые модели, которые позволяют решать сложные задачи, возникающие в процессе эксплуатации техники.
Например, это хорошо видно на примере выпуска нового поезда «Москва 2020», который эксплуатируется в городском метрополитене. Он современный, технологически сложный. Из простого в нем, пожалуй, только кузов, и то он насыщен передовыми решениями. В онлайн-режиме мы считываем с него огромный объем данных. Кто может их обработать? Только предиктивная аналитика. То есть только аналитика данных, Big Data, которая обрабатывает не только данные о пассажиропотоке, но и технические характеристики самого поезда — сигналы о его состоянии, работоспособности, параметрах эксплуатации и так далее.
Так работает современный машиностроительный комплекс. Без этого просто невозможно. Цифровые решения — это серьезный импульс не только для развития технологий, но и для развития заказчиков, эксплуатантов нашей техники. Мы передаем высокотехнологичную машину, и у эксплуатанта просто нет возможности не перенять соответствующие технологии, потому что мы работаем в единой экосистеме информационного поля.
Можно сказать, что цифровые решения — это среда. И на мой взгляд, нельзя говорить, что цифровизация затронула только какую-то одну отрасль — например, фарминдустрию. Промышленная революци, обязательна для всех современных крупных игроков и для любого бизнеса, который стремится к качественному, устойчивому, суверенному состоянию.
Цифровизация — это драйвер не только экономики ТМХ, но и драйвер развития инжиниринга. На чем работают наши специалисты? Мы перешли на промышленное отечественное программное обеспечение. Мы отказались от Autodesk, западной системы, в которой раньше проектировали, и перешли на «Компас-3D».
Это потребовало серьезной подготовки наших инженеров. Теперь проектирование осуществляется на отечественном ПО, которое позволяет после этапа макетирования и подготовки конструкторской документации тут же передавать ее в производство, технологам, в обустройство производственных линий и переоснащение техпроцессов. Всё это возможно только на базе проекционных моделей.
Иначе это был бы сложнейший, дорогостоящий и трудоемкий процесс, в котором часто возникает ошибка из-за человеческого фактора. Мы перешли на «Компас-3D», и эта система позволяет нам работать синхронно, в ускоренном режиме, с большими объемами конструкторской документации, вносить доработки на всех производственных мощностях, находящихся на территории Российской Федерации.
Как в целом вы оцениваете уровень развития отечественных цифровых решений?
Мне бы хотелось, чтобы мы подходили к ним более подготовленно с точки зрения практической применимости. Существует большое количество умных людей, предлагающих так называемые цифровые решения. Но на деле это зачастую просто хорошо типизированные решения, адаптированные под промышленный ландшафт.
Но, чтобы они стали по-настоящему цифровыми, не хватает аналитики, не хватает, на мой взгляд, серьезной подготовки специалистов, способных работать с аналитическими данными в составе интегральных решений. Под интегральным решением я подразумеваю модернизированные производственные линии, работающие в промышленном полотне шире, чем контур ТМХ, если говорить о нашей компании.
Это требует серьезной подготовки всей системы, включая потребителя нашего продукта. Что такое «цифра»? Это множество данных, порождающее новое множество данных. Вопрос — в целях и задачах. Что мы делаем для того, чтобы превратить эти данные в конкретное решение?
Вот дальше нужна серьезная аналитическая подготовка, на основании которой и принимаются соответствующие решения. То есть каким образом мы утилизируем большое количество информации, в том числе сервисной, для принятия решений по качеству, например. И это всё зависит от людей, от их подготовки. Соответственно, нужны специалисты, которые умеют строить такие модели.
Нужны такие специалисты, которые в управленческой среде умеют принимать решения на основании подобного рода информационного массива.
Какие цифровые решения применяются в компании для работы с персоналом?
Как только мы четко осознали, что развиваем не только производственную часть — а мы это делаем давно, уверенно и емко с точки зрения продукта, потому что выпускаем полноценную линейку подвижного состава в различных модификациях, — мы также начали разрабатывать инфраструктурно-интеллектуальные решения. Это и система бортового сопровождения, и интеллектуальные системы беспилотной навигации нашего транспорта. Таких систем большое количество.
И именно для решения этой задачи мы обратились к вопросу подготовки внутренних специалистов.
Если учесть, что мы — промышленные лидеры и достаточно широко представлены не только в России, но и за ее пределами и, возможно, являемся крупнейшими по производству подвижного состава и техники, то мы в рамках нашего корпоративного университета реализовали проект под названием «Цифровой корпоративный университет». Мы работаем над моделями подготовки персонала уже около четырех лет.
Что это значит? Это значит, что все наши программные продукты по обучению специалистов — от рабочих профессий до инженерного и управленческого состава — мы перевели в формат описанных дистанционных курсов. Их более 300. Это авторские программы, разработанные специалистами ТМХ.
Более 62 000 пользователей прошли эти дистанционные курсы подготовки. Это значит, что из любой точки мира можно получить доступ к нужной программе — для трудоустройства, повышения квалификации или решения других задач. Такой масштабный пользовательский пакет переведен в цифровой формат — это дистанционное обучение.
У нас есть собственный VR-центр. Мы технически разработали свои тренажеры, которые позволяют нам здесь и сейчас сокращать время от сервиса до эксплуатации. Например, обучение по навигации или пилотированию нашей техники. Машинисты, специалисты по эксплуатации, по гарантийному обслуживанию — все в любой момент могут надеть VR-очки и погрузиться в нужную программу, сдать квалификационный экзамен по той или иной машине.
Это серьезно ускоряет доступ ко всем технологиям, сокращает время подготовки, а главное — расширяет возможности масштабирования и цифровизации собственного персонала. Сегодня практически каждый специалист имеет доступ к этой среде.
В нашей группе почти 130 000 человек, и масштаб наших действий говорит сам за себя. Мы утроили охват: доступ к информации, образованию, переподготовке, сертификации, сервисным решениям осуществляется через цифровые платформы и программы.
На сегодняшний день мы, пожалуй, единственные в тяжелой промышленности, кто достиг такого уровня развития. У нас есть полноценный цифровой университет. Мы гордимся тем, что работаем на отечественном программном обеспечении. Эти программы разработаны нашими специалистами и являются коробочными решениями. Это значит, что их можно мультиплицировать в любые другие отрасли, не только в машиностроении. Квалификационный справочник профессий в нашей отрасли — самый широкий в Российской Федерации.
Поэтому все наши партнеры и поставщики могут использовать эти программы. Мы так и работаем — приглашаем к сотрудничеству, чтобы ускорить и улучшить передачу знаний. Самое главное — создать отечественные образовательные программы подготовки специалистов, которые можно не только мультиплицировать, но и модернизировать в зависимости от реалий времени и потребностей. Сегодняшние студенты технических вузов, которых мы с удовольствием принимаем на работу, вместе с нами осваивают сетевые программы.
Мы разрабатываем планы переподготовки: раньше они были двухгодичными, сейчас — полугодовые, потому что по-другому просто не успеваем. Как у Льюиса Кэрролла: чтобы оставаться на месте, надо бежать. У нас такая же ситуация с корпоративным образованием. Наши специалисты не педагоги, а разработчики. Это наши инженеры, технологи, производственники, которые умеют создавать программы и курсы, ориентированные на реальный производственный ландшафт.
Прежде всего — практика. Передача знаний через практико-ориентированный подход.
Какие у вас дальше планы по автоматизации процесса подготовки кадров?
Максимальные — в силу того, что самое главное здесь — не уйти во «флешку». Мы развиваем не только технические навыки, но и soft skills. Чтобы работать в машиностроении, нужно прежде всего оставаться человеком. Это ключевое, потому что всё, что мы производим, проектируем, создаем для промышленности, создается людьми. Это культурный код ТМХ, который занимается не только обучением, но и воспитанием. Воспитанием молодежи, молодых специалистов, приходящих в корпорацию.
Например, ежегодно мы берем на студенческую практику почти 2 000 человек. По нашим подсчетам, около 40% остаются работать у нас после практики — выбирают промышленность как свою профессию, свою судьбу. Потому что в эту сферу нельзя прийти на год, «посмотреть и уйти». Обычно это долгосрочная история.
Таким образом, мы занимаемся не столько профориентацией, сколько профилированием собственной судьбы, как мы говорим. Потому что если ты пришел в промышленность, вложил в нее время и усилия, то вряд ли после этого захочешь передумать.
Работа в промышленности захватывает. Через корпоративный университет мы развиваем не только практико-ориентированный подход, но и корпоративную культуру машиностроения. Нам в этом помогает не только производственное полотно, но и большое количество участников отрасли.
В отрасли работают и наши заказчики, и потребители. Но в первую очередь — пассажиры, которые пользуются нашей техникой. Мы сами с удовольствием ездим на городском рельсовом транспорте, на наших пригородных электропоездах и подвижном составе.
Нет большего удовольствия, чем зайти в собственный электропоезд и понимать, что это сделали твои коллеги. Ты не просто к этому причастен — ты знаешь, что этот подвижной состав будет эксплуатироваться 25–30 лет, а локомотивы — до 40 лет.
Ты понимаешь, какой большой вклад вносишь в экономику страны, в инфраструктуру — и городскую, и общенациональную. Мы формируем облик будущего через транспорт, формируем общее настроение и впечатление от того, что делаем.
Поэтому корпоративная подготовка для нас — это не только специалисты. Это культура машиностроителя.