Зерновой Форум 2023

В Сочи состоялся II Всероссийский зерновой форум

С#nbsp;18 по#nbsp;20#nbsp;мая в#nbsp;Сочи прошел#nbsp;II Всероссийский зерновой форум, организованный Союзом экспортеров зерна при поддержке Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. На#nbsp;полях Форума руководители российского АПК, органов государственной власти и#nbsp;представители стран#nbsp;— импортеров российского зерна обсудили стратегию развития зерновой отрасли России в#nbsp;новых реалиях.
Темой пленарного заседания стала проблема мирового голода и#nbsp;роль России в#nbsp;ее#nbsp;решении. Также обсуждались развитие транспортно-логистической инфраструктуры и#nbsp;торговые стратегии в#nbsp;условиях действующих ограничений на#nbsp;экспорт зерна и#nbsp;других культур. Открывая пленарное заседание, первый заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации Оксана Лут отметила, что, несмотря на#nbsp;сложности и#nbsp;вызовы последних лет, отечественные компании выполнили все поставленные задачи по#nbsp;обеспечению внутренней продовольственной безопасности и#nbsp;развитию экспорта.
«С#nbsp;товаром у#nbsp;нас проблем нет. Технологии наших сельхозтоваропроизводителей на#nbsp;очень высоком уровне, и#nbsp;мы#nbsp;считаем, что каждый год, каждый сезон можем производить стабильный объем#nbsp;— порядка 130 млн тонн, чтобы обеспечивать себя и#nbsp;всех наших партнеров необходимым объемом зерновых»,#nbsp;— Оксана Лут.
В#nbsp;этом сезоне на#nbsp;мировые рынке будет поставлено порядка 55−60 млн тонн российского зерна. Ожидания по#nbsp;экспорту в#nbsp;следующем сезоне порядка 50−55 млн тонн. Среди глобальных задач Оксана Лут отметила построение новых логистических цепочек. Основные виды транспортировки#nbsp;— автотранспорт, водные пути и#nbsp;железнодорожные перевозки. В#nbsp;новых условиях доставка по#nbsp;воде приобретает особое значение, в#nbsp;прошлом году российские компании лишились части фрахта. Также важно развивать транспортировку река#nbsp;— море, особенно из#nbsp;регионов ПФО, где в#nbsp;этом сезоне собрано почти 37 млн тонн зерна, которое нужно вывозить на#nbsp;экспорт.

Заместитель генерального директора ОАО#nbsp;РЖД Алексей Шило в#nbsp;своем выступлении отметил, что «„Российские железные дороги“ абсолютно точно понимают свою роль и#nbsp;ответственность в#nbsp;организации цепочки обеспечения продовольственной безопасности не#nbsp;только для#nbsp;нашей страны, но#nbsp;и#nbsp;для потребителей в#nbsp;других странах».
Рекордный урожай в#nbsp;2023 году привел к#nbsp;рекордным перевозкам по#nbsp;железным дорогам: рост составил более 38%. Традиционно во#nbsp;втором квартале начинается спад в#nbsp;связи с#nbsp;окончанием сезона, но#nbsp;в#nbsp;этом году отмечаются рекордные объемы перевозок, которых ранее не#nbsp;наблюдалось.

Растут объемы транспортировки в#nbsp;экспортном направлении, здесь прирост составляет 85%. Показательным является расширение географии и#nbsp;динамики перевозок: например, они увеличились на#nbsp;56% в#nbsp;Киргизию, в#nbsp;полтора раза#nbsp;— в#nbsp;Азербайджан. Задействованы абсолютно все подходы к#nbsp;портам и#nbsp;железнодорожным пунктам пропуска. Традиционно идут отправки в#nbsp;страны Африки. Идет работа с#nbsp;дружественными странами, где доля зерновых составляет более 93%. РЖД выдерживает такие объемы.

Интересно, что если раньше традиционно речь шла о#nbsp;перевозках пшеницы, то#nbsp;сейчас пшеница составляет порядка 70%, резко начинает расти доля семян масличных культур. Наблюдается большой рост перевозок сои и#nbsp;гороха в#nbsp;Китай#nbsp;— это новые для#nbsp;железнодорожного транспорта номенклатурные группы. В#nbsp;новых условиях 125 млн тонн подвозной мощности, созданной два года назад на#nbsp;подходах к#nbsp;портам Азово-Черноморского бассейна, уже недостаточно, поэтому в#nbsp;РЖД есть определенная программа по#nbsp;развитию производственных мощностей. В#nbsp;ближайшие годы планируется выйти на#nbsp;131 млн тонн, есть поручение правительства по#nbsp;дальнейшему расширению до#nbsp;150 млн тонн.


Руководитель Федерального агентства морского и#nbsp;речного транспорта «Росморречфлот» Захарий Джиоев поблагодарил государство, Минтранс и#nbsp;Минпромторг за#nbsp;введенные меры поддержки и#nbsp;обратил внимание участников на#nbsp;то, что «Российская Федерация имеет достаточную терминальную инфраструктуру и#nbsp;портовые мощности. Действующая мощность морских портов Российской Федерации на#nbsp;перевалку зерновых грузов в#nbsp;2022 году составила 72 млн тонн. Лидером является Азово-Черноморский бассейн#nbsp;— более 63 млн тонн, Балтика#nbsp;— 5,4 млн тонн, Каспий#nbsp;— 3,2 млн тонн, и#nbsp;небольшой объем есть на#nbsp;Дальнем Востоке».
В#nbsp;2022 году через морские порты было перевалено 45,2 млн тонн зерна. Основной грузопоток зерна на#nbsp;экспорт, почти 90%, шел через Азово-Черноморский бассейн#nbsp;— это 41 млн тонн. Через Балтику прошло чуть больше 2 млн тонн, Каспий#nbsp;— 1,4 млн тонн, Дальний Восток#nbsp;— 0,4 млн тонн. За#nbsp;четыре месяца 2023 года произошел существенный рост перевалки на#nbsp;всех бассейнах. Азово-Черноморский бассейн вырос в#nbsp;два раза по#nbsp;сравнению с#nbsp;периодом прошлого года с#nbsp;9,3 млн тонн до#nbsp;21 млн тонн, что связано в#nbsp;том числе с#nbsp;рекордным показателем урожая прошлого года. На#nbsp;Балтике тоже рост, на#nbsp;Каспии рост почти 60%, Дальний Восток вырос примерно на#nbsp;80%. Доставка зерновых грузов осуществлялась не#nbsp;только автомобильным или железнодорожным транспортом, но#nbsp;и#nbsp;по внутренним водным путям. Грузопоток по#nbsp;рекам Азово-Донского бассейна в#nbsp;2022 году показывает положительную динамику и#nbsp;составляет 3 млн тонн.

По#nbsp;итогам 2022 года перевозки зерна судами под российским флагом осуществляются примерно на#nbsp;четверть от#nbsp;объема#nbsp;— 28%, остальной флот из#nbsp;дружественных стран. Новая транспортная логистическая реальность оказывает влияние на#nbsp;работу экспортеров. Ситуация характеризуется волатильностью ставок фрахта: в#nbsp;прошлом году ставки доходили чуть#nbsp;ли не#nbsp;до 100#nbsp;долл. США за#nbsp;тонну. Ранее в#nbsp;этом регионе ставка составляла 25−30#nbsp;долл. США за#nbsp;тонну. Однако сейчас ставки стабилизировались, что дает возможность экспортерам и#nbsp;судовладельцам планировать свою работу.

Россия играет одну из#nbsp;важнейших ролей в#nbsp;обеспечении мировой продовольственной безопасности, являясь значительным производителем и#nbsp;крупнейшим экспортером пшеницы в#nbsp;мире. По#nbsp;итогам прошлого и#nbsp;текущего сезона показатели урожаев зерна остались те#nbsp;же, увеличились объемы поставок, неизменной осталась структура стран-импортеров. Это говорит о#nbsp;том, что Россия успешно преодолевает все сложности.

Традиционными для#nbsp;России остаются рынки Азии, Африки и#nbsp;Ближнего Востока, который чаще остальных испытывает проблемы с#nbsp;доступностью продовольствия. По#nbsp;отдельным странам отмечается значительный рост поставок: четырехкратный рост поставок в#nbsp;Алжир, двукратный рост в#nbsp;Судан и#nbsp;Бангладеш. Участники экспортной цепочки при активной помощи Минсельхоза занимают ключевое место в#nbsp;вопросах решения проблем в#nbsp;обеспечении продовольствием дружественных стран.


Для#nbsp;преодоления усиливающегося санкционного давления, отсутствия необходимой инфраструктуры на#nbsp;рынках сбыта, сложности в#nbsp;проведении платежей, снижения доступности флота и#nbsp;роста стоимости фрахта, а#nbsp;также внутренних логистических и#nbsp;инфраструктурных ограничений и#nbsp;ужесточения условий страхования используются инвестиции в#nbsp;инфраструктуру в#nbsp;странах-импортерах, системная работа с#nbsp;владельцами флота и#nbsp;программа субсидирования покупки судов экспортерами, а#nbsp;также создание специальной страховой компании для#nbsp;российского агропромышленного комплекса.

Дополнительно ведется увеличение доли взаимных расчетов в#nbsp;рублях и#nbsp;расширение использования других национальных валют, развитие альтернативных каналов продаж и#nbsp;платежей, обмена финансовой информацией. Для#nbsp;решения логистических вопросов применяется маршрутизация, что позволяет ускорить доставку грузов, снизить стоимость перевозки, улучшить оборачиваемость вагонов и#nbsp;повысить доходы сельхозпроизводителей. В#nbsp;части страхования необходимо рассмотреть возможность создания специальной страховой/перестраховочной компании и#nbsp;наладить системную работу с#nbsp;владельцами флота. Также необходимо оказывать государственную поддержку приобретению инфраструктуры.

Генеральный директор#nbsp;АО «Объединенная зерновая компания» Дмитрий Сергеев в#nbsp;своем выступлении упомянул, что в#nbsp;2022 году компания столкнулась с#nbsp;вызовами практически по#nbsp;всем направлениям: не#nbsp;получали платежи, не#nbsp;могли участвовать в#nbsp;тендерах, контрагенты отказывались заключать прямые контракты, были проблемы с#nbsp;фрахтом. Первые полгода по#nbsp;многим показателям произошло проседание примерно на#nbsp;40%, однако уже со#nbsp;второго полугодия компания немного адаптировалась, и#nbsp;к#nbsp;началу 2023 года одно из#nbsp;ключевых предприятий дало рекордные показатели до#nbsp;750 тыс. тонн перевалки в#nbsp;месяц. Со#nbsp;второй половины 2022 года стали поступать платежи.


Учитывая ситуацию, компания пересмотрела приоритеты и#nbsp;готовится создать свой флот. Росагролизинг уже заказал техническую документацию на#nbsp;разработку судов, что займет примерно полгода. После этого можно будет понять цену строительства и#nbsp;уровень поддержки государства. Если эти условия устроят все стороны, то#nbsp;в#nbsp;2030 году планируется заказать первые 14 судов.

Еще один приоритет#nbsp;— инвестиции в#nbsp;логистику. Развитие инфраструктуры позволит увеличить объем перевалки. Большие вложения идут в#nbsp;наземную инфраструктуру.

Третий приоритет#nbsp;— биржевые инструменты. В#nbsp;2021 году при поддержке Минсельхоза России и#nbsp;Центрального Банка запущены аукционы: за#nbsp;два года было закуплено более 2 млн тонн зерна на#nbsp;сумму свыше 31 млрд рублей. Компания стремится максимально увеличивать объемы закупок по#nbsp;всем биржевым инструментам.
Генеральный директор «Деметра-Холдинг» Алексей Грибанов подчеркнул: «Рекордный урожай зерна#nbsp;— это также и#nbsp;повышенная ответственность для#nbsp;экспортеров и#nbsp;сельскохозяйственной логистики. По#nbsp;понятным причинам инфраструктура основных экспортных направлений перегружена. Ограниченная пропускная способность железнодорожной инфраструктуры на#nbsp;подходах к#nbsp;глубоководным зерновым терминалам Азово-Черноморского бассейна может усложнить экспорт зерна. В#nbsp;связи с#nbsp;этим мы#nbsp;ищем новые подходы к#nbsp;работе и#nbsp;совместно с#nbsp;другими грузоотправителями и#nbsp;РЖД внедряем эффективные решения, которые учитывают взаимные интересы всех участников отрасли. Например, использование маршрутных отправок зерна повышает скорость доставки грузов в#nbsp;два раза».
Еще один приоритет#nbsp;— биржевые инструменты. В#nbsp;2021 году при помощи Минсельхоза и#nbsp;Центрального Банка запущены аукционы: за#nbsp;два года было закуплено зерна примерно на#nbsp;31 млрд р., компания стремится максимально увеличивать объемы данного направления.

Заместитель руководителя Россельхознадзора Антон Кармазин рассказал о#nbsp;сокращении стран#nbsp;— импортеров российского зерна на#nbsp;фоне международных санкций:

«Осталось 112, на#nbsp;29 стран меньше. Рассматривается возобновление поставок во#nbsp;Вьетнам, Индонезию, Ирак, Оман, Иорданию, Эритрею. Ирак очень тяжело двигается. Но#nbsp;вместе с#nbsp;тем хорошие результаты по#nbsp;Мексике, Сербии, Уганде, Пакистану, Бразилии, Алжиру и#nbsp;ОАЭ».
За#nbsp;прошедшее время были оцифрованы фитосанитарные требования всех основных стран-получателей и#nbsp;требования по#nbsp;качеству безопасности, планируется работа над системой уведомлений, чтобы производители в#nbsp;момент оформления документов получали рекомендации, куда можно отправить продукцию. Драйвером увеличения экспорта стали продукты переработки и#nbsp;нишевые культуры. Продукты переработки имеют серьезную перспективу.

В#nbsp;Китай разрешены поставки яровой пшеницы и#nbsp;ячменя со#nbsp;всех регионов Российской Федерации, получен допуск российского гороха и#nbsp;люцерны. Более 21 тыс. российских поднадзорных объектов пищевой зерновой продукции, производителей и#nbsp;хранителей пшеницы, ячменя, кукурузы, риса, сои, рапса, гречихи, овса, подсолнечника, льна аттестованы Главным таможенным управлением КНР. Активно идут отгрузки гречихи, гречневой крупы, овсяных хлопьев, подсолнечника, соевых бобов, рапса, подсолнечного шрота и#nbsp;жмыха, льна, пшеничной муки, подсолнечного масла и#nbsp;гороха. Надеемся на#nbsp;увеличение отгрузок яровой пшеницы и#nbsp;ячменя. На#nbsp;2023 год планируется допуск озимых пшеницы и#nbsp;ячменя, снятие ограничений по#nbsp;числу российских регионов, допущенных к#nbsp;поставкам кукурузы, риса и#nbsp;рапса, допуск продуктов переработки зерна, ржаной муки, манной и#nbsp;пшенной круп.
Председатель Наблюдательного совета НТБ, Группа «Московская биржа» Игорь Марич рассказал о#nbsp;том, как менялась работа биржи в#nbsp;новых условиях:

От#nbsp;биржи на#nbsp;любом рынке ожидают прозрачности цены и#nbsp;иных условий заключения сделки, а#nbsp;также снижения рисков. В#nbsp;России мы, как биржевая группа, с#nbsp;этим довольно неплохо справляемся, играя ключевую роль на#nbsp;всех основных сегментах финансового рынка: два года подряд совокупный объем торгов превышает один квадриллион рублей".
До#nbsp;2022 года биржа была менее заметна на#nbsp;российском товарном рынке и#nbsp;воспринималась больше как инструмент антимонопольного регулирования, а#nbsp;в#nbsp;сегменте сельхозпродукции как площадка для#nbsp;государственных интервенций. За#nbsp;последнее время роль биржи принципиально изменилась, функционал стал более востребован рынком, при этом традиционные функции товарной биржи на#nbsp;сельскохозяйственном рынке сохранились.


В#nbsp;части регистрации внебиржевых сделок в#nbsp;прошлом году биржей было зарегистрировано более 100 000 договоров на#nbsp;совокупный объем 76 млн тонн, а#nbsp;через государственные интервенции на#nbsp;НТБ прошло 3 млн тонн пшеницы, при этом в#nbsp;торгах участвовали 770 участников. Важно, что эти биржевые продукты удалось дополнить новыми рыночными инструментами, в#nbsp;том числе биржевыми аукционами. Постепенно расширяется номенклатура, увеличиваются объемы, расширяется партнерство с#nbsp;контрагентами.

Биржа дает возможность прозрачного сбора заявок и#nbsp;заключения сделок для#nbsp;более 300 участников на#nbsp;аукционах, организаторами которых выступают свыше 30 крупных компаний (экспортеров, переработчиков, агрохолдингов). На#nbsp;основании торгов формируются биржевые индикаторы. По#nbsp;мере увеличения объема торгов и#nbsp;количества участников будет увеличиваться репрезентативность и#nbsp;востребованность этих индексов.

Биржа постоянно развивает свою инфраструктуру, чтобы сервисы были востребованы и#nbsp;дали дополнительную ценность для#nbsp;участников рынка. В#nbsp;настоящее время успешно запущены торги фьючерсом на#nbsp;основе биржевого индекса на#nbsp;черноморскую пшеницу, сделки с#nbsp;использованием которого уже заключают более 2200 клиентов биржи, а#nbsp;доступ к#nbsp;нему предоставляют все ведущие брокеры. Этот уникальный инструмент позволяет снизить ценовые риски участников рынка.

Сохраняются торги в#nbsp;долларах и#nbsp;евро, создан качественный рынок по#nbsp;юаню, где проходит огромный объем операций. Расширяется спектр дружественных валют. Все это помогает участникам рынка лучше справляться с#nbsp;вызовами при проведении экспортных операций и#nbsp;расчетов по#nbsp;ним. Ожидается, что развитие сервисов для#nbsp;компаний из#nbsp;дружественных стран и#nbsp;упрощение порядка регистрации зарубежных клиентов, а#nbsp;также открытие счетов для#nbsp;зарубежных компаний в#nbsp;российских банках позволят запустить на#nbsp;бирже экспортные торги сельскохозяйственной продукцией в#nbsp;национальной валюте.

Начальник управления контроля агропромышленного комплекса ФАС России Лариса Вовкинская подчеркнула высокий уровень конкуренции на#nbsp;рынке зернового трейдинга и#nbsp;важность сохранения справедливого ценообразования в#nbsp;любых условиях.

Спикер отметила, что в#nbsp;России сформирован высококонкурентный экспортный рынок. Иностранные компании внутри государства не#nbsp;играют ведущей роли. Российские компании давно занимают лидирующие позиции. Место ушедших игроков рынка смогут занять другие экспортеры.

В#nbsp;настоящее время необходимы меры, направленные на#nbsp;создание условий для#nbsp;развития конкуренции по#nbsp;всей товаропроводящей цепочке зернового рынка, в#nbsp;том числе и#nbsp;экспортной, что благоприятно скажется и#nbsp;на#nbsp;вопросе формирования цены.
Председатель правления «Союза экспортеров зерна» Эдуард Зернин рассказал о#nbsp;поддержке, которую получают члены союза: «Союз экспортеров объединяет 28 компаний, которые экспортируют 80% зерна. Членство в#nbsp;организации подразумевает высокие профессиональные стандарты#nbsp;— у#nbsp;нас высокий уровень поддержки и#nbsp;взаимодействия. Я#nbsp;очень рад тому, что мы#nbsp;сегодня обсуждаем результаты того, что планировали для#nbsp;себя на#nbsp;прошлом мероприятии, и#nbsp;по#nbsp;многим показателям мы#nbsp;не#nbsp;просто достигли того, чего хотели, но#nbsp;и#nbsp;показываем рекорды».

Несмотря на#nbsp;международные санкции, давление и#nbsp;дискриминацию на#nbsp;всех уровнях, российские экспортеры зерна показали возможность заниматься всем необходимым для#nbsp;того, чтобы оставаться на#nbsp;плаву. Например, проектировать суда, закупать вагоны, строить элеваторы и#nbsp;зернохранилища, новые портовые терминалы#nbsp;— все это сегодня делают люди, которые занимаются торговлей.
Санкции позволили четко определить круг надежных партнеров России и#nbsp;укрепить отношения с#nbsp;рядом стран. Отечественные компании настроены на#nbsp;лидерство на#nbsp;мировом рынке, Россия имеет колоссальный потенциал сельхозземель, в#nbsp;то#nbsp;время как многие страны находятся уже на#nbsp;пределе своих возможностей. Мы#nbsp;можем развиваться естественным образом.
II#nbsp;Всероссийский зерновой форум наглядно подтвердил устойчивость российской зерновой отрасли в#nbsp;условиях международных ограничений и#nbsp;наметил глобальные тренды развития отечественной зерновой отрасли. Участники пленарного заседания отметили эффективность работы зерновой отрасли в#nbsp;стрессовых обстоятельствах и#nbsp;высокий потенциал АПК России.
2023-05-25 17:21