В отчёте PwC представлено пять ключевых секторов, за счёт которых будет расти «шеринговая» экономика: трэвел индустрия, каршеринг, финансы, рекрутмент (поиск персонала), и медиасервисы. Несмотря на то, что рынок недвижимость в этом списке не состоит, очевидно, что экономика совместного потребления не оставит его без своего влияния, а девелоперы не смогут игнорировать устоявшееся явление. Для примера, наш новый офисный центр класса, А STONE Белорусская полностью задуман и будет реализован в концепции share economy.
Классический офис с закрепленными под каждого сотрудника персональным рабочим местом постепенно теряет свою актуальность. Одна из самых заметных тенденций в духе share economy — сокращение площади рабочего места и увеличение площади переговорных зон. Если раньше переговорные комнаты имели весьма факультативное значение и в основном являлись местом встречи с партнёрами и подрядчиками, то сегодня их значимость переоценили. Современные переговорные — это место для обмена и циркуляций идей, оно не только вдохновляет, но и объединяет. Застройщикам офисных центров, конечно стоит учитывать, что переговорные-коробочки уже не подойдут для миллениалов и подрастающих центениалов, а, следовательно, на них нужно заложить совершенно другие площади и бюджеты, нежели раньше.
Стремление к беспрерывному нетворкингу и гибкому рабочему месту сформировало тенденцию на смешение пространства для работы и досуга. Назначения отдельных помещений в принципе становятся более размытыми и мультизадачными, что, в конечном итоге, способствует естественному обмену не только офисными принадлежностями и гаджетами, но и информации, эмоций и идей. В бизнес-центре STONE Белорусская в качестве таких нетворкинг-зон появятся RoofTop Garden и RoofTop Bar. В RoofTop Garden также будет оборудован мини лекторий с большим экраном, всем же известно стремление миллениалов к знаниям и учёбе.
Конечно, самый яркий индикатор проявления шеринговой экономики в коммерческой недвижимости — это развитие коворкингов, которые формируют новую бизнес-культуру. Причём, ещё несколько лет назад целевой аудиторией коворкингов были хипстеры, стартаперы и фрилансеры, а сегодня уже немало компаний и корпораций рассматривают коворкинг как постоянное место для работы. По прогнозам аналитиков JLL, в ближайшие несколько лет в Москве ожидается ежегодный рост сегмента коворкингов на 30−40%. А согласно отчёту Becar Asset Management, средняя заполняемость коворкингов по итогам третьего квартала 2019 года составила 78%.
Экономика совместного потребления охватила уже целые страны и отрасли, превратившись в миллиардный бизнес, а ее быстрый рост феноменален. Определённо она бросает вызов таким ценностям XXI века, как частной собственность и сверхпотребление и, конечно, такая смена парадигмы уже ведёт к серьёзным сдвигам во всех, даже самых консервативных, отраслях экономики. Насколько глобальными эти изменения окажутся для рынка недвижимости покажет время.