Крупные инфраструктурные проекты: возможности для сотрудничества бизнеса и власти
Законодательно в России закреплены два основных инструмента для реализации проектов с участием бизнеса и органов власти: государственно-частное партнерство и концессионные соглашения, отметил Илья Скрипников. Механизм концессий начал применяться в 2005 году, в частности для крупных федеральных автодорог — Москва-Санкт-Петербург, обход Одинцово. Позже в 2015 году появился закон о государственно-частном партнерстве, который особенно активно применяется при создании социальных объектов: школ, детских садов, поликлиник и больниц.
Если раньше активными участниками проектов государственно-частного партнерства выступали банки и строительные компании, то сегодня в этот процесс включаются и девелоперские компании. «Появляются возможности для инвестора в лице девелопера фактически синхронизировать жилищные проекты, которые он реализует, достичь мультипликативного эффекта и получить хорошее развитие территории», — говорит эксперт. Однако в то же время в ряде регионов отсутствуют местные операторы таких объектов и не везде в России есть опыт реализации проектов государственно-частного партнерства, при этом не все столичные компании готовы идти с проектами в регионы.
В большей степени проекты ГЧП реализуются за счет привлечения банковского финансирования, доля которого может достигать 70−90%, оставшиеся средства (10−30%) вкладывает инвестор. При этом кредиты представляют не только государственные, но и некоторые коммерческие банки. В то же время Скрипников обратил внимание, что теперь участвовать в проектах государственно-частного партнерства более активно будет ВЭБ. РФ, появляются и возможности софинансирования части средств из федерального бюджета. Это важно, так как в реализации подобных проектов особенно заинтересованы все уровни органов власти. А для инвесторов — это возможность привлечь государственное финансирование на более выгодных условиях для создания инфраструктурных объектов.
При этом Скрипников обращает внимание, что не существует единого алгоритма, который позволил бы эффективно реализовывать проекты государственно-частного партнерства, так как в каждом проекте будут заложены свои нюансы и особенности. Изначально сотрудничество государственной власти и бизнеса в сфере строительства было больше направлено на крупные инфраструктурные проекты, например, создания трасс и магистралей. Сегодня речь уже идет не только о дорожном строительстве, но и об объектах здравоохранения, образования и другой социальной инфраструктуры. Развивается и взаимодействие бизнеса не только в федеральными, но и региональными, а также муниципальными властями, утверждает эксперт.
«На рынок начали выходить хорошо подготовленные проекты, по которым есть и правильно составленная техническая документация, финансовое моделирование, рассчитан траффик. По сути, сейчас рынок становится все более наполненным», — уверен Скрипников.