— Россия входит в тройку лидеров по производству зерна и по его переработке. Есть и свои рекорды: в прошлом году мы присутствовали на рынке 147 стран. Годом ранее их было 136. Каждый год идет прирост.
Идет работа по открытию новых рынков, по смягчению фитосанитарных требований. Я могу привести примеры. По итогам проведенной работы нас ждут на рынке в Мексике, где снизили свои фитосанитарные требования и ждут наше зерно. Перуанский рынок ждет нашу гречиху, Индия — чечевицу. Знаковое событие 2022 года — подписание ряда соглашений с Китаем. Подписались по ячменю, пшенице, люцерне. На днях будет подписано соглашение по гороху.
Надо понимать, что основные потребители нашего зерна — это Африка и азиатские страны. Также планируем увеличивать свое присутствие на рынках Индонезии и Вьетнама. По итогам переговоров с Малайзией там очень ждут наши зерно и кукурузу. Думаю, что в этом сезоне нам будет что предложить, и мы еще сможем выбирать себе надежных потребителей.
— Как изменилось качество российского зерна за последние годы?
— Качество планомерно растет. Мы растем по показателям продовольственного зерна. Так, урожай 2021 года составлял 8,7 %, а в 2020 году и 2019 году — 7,7 %. Вместе с тем мы ориентированы на экспорт, и здесь нужно больше прислушиваться к потребителям. В 2022 году мы подросли по экспорту переработки, в основном муки. Здесь также никаких опасений нет. Полагаю, что мы получим хороший урожай, хорошего качества.
— Каковы шансы России остаться лидером по экспорту пшеницы?
— Шансы очень высокие в отношение внешних рынков. Здесь у нас есть остатки прошлого и хороший урожай этого года.