Пресс-центр РБК

Самокат, а не машина: как микромобильность меняет города

Электросамокаты и велосипеды стали популярным видом городского транспорта: в прошлом году только на кикшеринге россияне совершили более 100 млн поездок. О том, как микромобильность меняет городское пространство, насколько самокаты безопасны, и что ждет этот рынок дальше рассказал Дмитрий Чуйко, основатель и генеральный директор Whoosh, на лекции «Новый транспорт – электросамокаты. Как микромобильность меняет жизнь и город» в рамках Московского урбанистического форума в «Зарядье». Поговорили с Дмитрием об индустрии кикшеринга в России подробнее.

О рынке кикшеринга

Первое, что хочется спросить: в чем причина растущей популярности кикшеринга? Почему все больше людей пересаживаются на двухколесный транспорт? Кажется, что самокаты — больше молодежная тема…

Не совсем так. Нашими самокатами, например, нередко пользуется возрастная аудитория от 47 до 60 лет, у нас много клиентов от 30 до 46. Тут важно учитывать, что для них самокат — это не развлечение и не спорт, а средство передвижения. То есть, по сути, новый вид городского транспорта. Почти во всех городах стоит проблема так называемой последней мили, маршрутов на короткие дистанции — например, от метро до дома, от дома до магазина, от офиса до автобусной остановки. Такое расстояние мы обычно преодолеваем пешком, а это бывает неудобно или недостаточно быстро. На самокате выходит намного быстрее и удобнее. Вы правы, что популярность нового вида транспорта растет — в 2023 году проникновение сервиса в России увеличилось до 26% (данные компании на 31 июля 2023 года). То есть каждый четвертый житель арендовал электросамокат или электровелосипед Whoosh. Количество поездок, которое приходится на активного пользователя, выросло на 53% относительно 2022 года — те, кто уже пользовался находят новые для себя сценарии его использования.

А те горожане, которые привыкли к личному транспорту или такси, пользуются самокатами?

Конечно. Людям часто приходится передвигаться на небольшие расстояния: например, в прошлом году россияне совершили 64 миллиарда поездок на дистанции меньше восьми километров. 4–8 километров — расстояние, которое пешком преодолеть уже сложно, но на автомобиле вы можете весь путь простоять в пробках. Средства индивидуальной мобильности решают эту проблему: они позволяют, во-первых, быстро добраться до нужной точки, а во-вторых — выбрать более короткий путь, чем на машине.

И получается, что тем самым снижается дорожный трафик?

Именно. Выбирая самокаты и велосипеды, люди разгружают дороги и общественный транспорт. В Москве благодаря самокатам число автопоездок до пяти километров уже уменьшилось почти на треть. То есть это плюсы не только для людей, но и для города. Тем более, что электросамокаты и электровелосипеды — максимально экологичный транспорт. Если перевести сокращение автомобильных поездок в объем углекислого газа, получится, что наши клиенты в 2022 году сократили его выбросы почти на 7 тысяч тонн. И это только среди пользователей Whoosh.

А сколько людей сейчас используют ваши самокаты?

На сегодняшний день больше 17 миллионов. С января по июль у нас было 53 миллиона поездок в России, что на 85% больше, чем за тот же период в прошлом году. И это с учетом того, что с января по март у нас низкий сезон, лежит снег, и самокаты работают только в южных городах.

А с чем вы связываете такие темпы роста?

Он не только у нас: в целом рынок кикшеринга растет огромными темпами. В прошлом году аудитория российских кикшеринговых сервисов составила 15 млн человек, а число поездок превысило 100 миллионов. Это в два раза больше, чем за год до этого. Мы ожидаем, что через три года количество поездок в год вырастет до полумиллиарда. У самокатов огромный целевой рынок. Вспомните, я говорил, что в России десятки миллиардов поездок на машине — это очень короткие дистанции. Конечно, всех на самокаты пересадить нельзя, но мы оцениваем потенциал микромобильности от 3 до 6 миллиардов поездок в год.

Если говорить конкретно про Whoosh — мы развиваемся, увеличиваем парк устройств и локации присутствия, работаем с городом и людьми, совершенствуем технологии самокатов. Все это привлекает новых пользователей.

О парковках и безопасности

Несмотря на рост популярности самокатов, есть довольно много противников их распространения в городах. С чем это связано?

Тут несколько факторов. Во-первых, и горожане, и городские власти опасаются беспорядка — что самокаты будут бросать как попало. Жители ЖК бывают недовольны парковками на территории комплекса, потому что они занимают пространство двора. Поэтому мы очень педантично относимся к местам размещения парковок и их внешнему виду. У нас есть виртуальные парковки, которые существуют только в виде разметки на карте в приложении. Наши команды круглосуточно ездят по городу и наводят на парковках порядок — например, если кто-то поставил самокат неаккуратно.

Во-вторых, многие считают, что самокаты на тротуарах — это небезопасно. Когда частные электросамокаты впервые вошли в моду, еще до кикшеринга, многие воспринимали их как возможность погонять по городу. Самокат мог развивать скорость до 100 километров в час, а правил регулирования еще не было. Поэтому время от времени случались аварии, и это привело к массовому недовольству. Но кикшеринг — это другая история: скорость наших устройств ограничена 25 км/ч, а в отдельных районах она автоматически снижается до 10–15. Мы стараемся донести до аудитории, что кикшеринг — это безопасно, если ездить аккуратно и соблюдать правила, и сами обучаем пользователей правильному вождению.

А как именно обучаете?

Мы проводим Школы вождения в регионах — это наш флагманский проект. Организуем площадки в городах присутствия, где наша команда обучает правилам и принципам вождения. Для опытных пользователей Школы тоже полезны, ведь мы напоминаем о ПДД и штрафах, рассказываем о страховке, отрабатываем непростые сценарии вождения в городской среде: пандусы, объезд препятствий.

Правила вождения прописаны и у нас в приложении, а каждому новому пользователю мы предлагаем пройти короткий тест на знание правил за промокод. После первого марта этого года, когда появились поправки к ПДД, стало особенно важно донести до клиентов, что правила существуют, и за их нарушение могут оштрафовать.

Давайте остановимся подробнее на правилах вождения самокатов. В чем они заключаются?

В прошлом году в ПДД добавили категорию «средство индивидуальной мобильности», к которой и относятся самокаты. В нее входят также гироскутеры, моноколеса и другие похожие устройства. Основные пункты — человек должен ехать по велодорожке, при ее отсутствии — по тротуару, при этом приоритет на тротуаре у пешеходов. При пересечении пешеходного перехода обязательно спешиваться. Еще есть ограничение скорости до 25 километров в час, но это касается владельцев частных самокатов — на кикшеринговых это ограничение установено автоматически, и больше разогнаться и не получится. Запрещены поездки вдвоем или втроем.

У нас в сервисе есть еще одно ограничение, поверх ПДД — ездить на наших самокатах можно только с 18 лет.

Вы как-то отслеживаете нарушения правил сами?

Отслеживаем разными путями. Например, у нас есть технология, которая анализирует, что на самокате едет больше одного человека. Сейчас мы ее дорабатываем до максимальной точности, чтобы потом внедрить в сервис. Кроме того, мы реагируем на сообщения о нарушениях от других пользователей, прохожих, наших операционных команд. За нарушения выносим предупреждения или блокируем аккаунт.

А от чего зависит выбор санкций?

Чаще всего люди нарушают правила, потому что просто не знают о них или не разобрались в деталях. Если человек сделал это впервые и не очень серьезно — например, неаккуратно припарковал самокат — мы отправляем предупреждение. Но если нарушения систематические и явно носят умышленный характер (поездки вдвоем, несовершеннолетние), тогда мы блокируем аккаунт.

Часто приходится это делать?

Когда как. Например, в Петербурге за первую половину лета мы заблокировали за нарушение правил больше двух тысяч пользователей и выписали почти 200 тысяч предупреждений. Но блокировка — не всегда самая эффективная мера, поэтому мы предпочитаем действовать превентивно — заранее рассказывать пользователям, как ездить правильно.

Кроме того, мы стараемся делать поездки на самокатах как можно безопаснее для всех. Например, сейчас оснащаем наши самокаты шлемами. Несмотря на то, что законодательно это необязательно, такого пункта в ПДД нет, нам важно дать пользователям эту возможность. На стоимость поездки шлем не влияет, зато делает ее безопаснее.

Еще мы тестируем самокат с дашбордом и модулем компьютерного зрения. Его важная функция — собирать данные о городе, включая окружающую обстановку и пользовательские сценарии поездок на самокате. Самокат сможет фактически видеть окружающую обстановку, например, переходы, препятствия или других людей — и давать подсказки: сбавить скорость, спешиться и так далее.

О потенциале развития

Напоследок поговорим, как можно улучшить работу кикшеринга в городах. Что нужно сделать, чтобы самокаты стали удобнее и привлекательнее для людей?

Здесь очень важно развитие инфраструктуры: парковок, велодорожек и велополос — и конечно, их грамотное размещение. Мы всегда планируем парковки на основе детального анализа данных: например, их должно быть больше на популярных маршрутах или в местах большого скопления людей — скажем, около офисного квартала. Мы стараемся, чтобы до ближайшей парковки пользователю нужно было пройти не больше двух минут и на ней всегда были свободные самокаты.

А что с велодорожками?

Это тоже очень важная часть инфраструктуры микромобильности. Самый быстрый вариант — даже не велодорожка, а велополоса, начерченная краской на дороге. Ее проще и быстрее создать, при этом она понятна и удобна. Но организация велополос находится в ведении города, поэтому мы тесно сотрудничаем с муниципальными властями и делимся с ними нашими данными — это помогает понять, где лучше разместить инфраструктуру.

Данные какого характера?

Число поездок, популярные улицы, состояние дорог. Во многом благодаря этому велодорожки и велополосы появляются там, где они действительно нужны, — то есть там, где люди ездят на электросамокатах и велосипедах. Эти же данные мы используем для планирования парковок. В целом вся эта информация помогает понять, как сделать городское пространство комфортнее и удобнее для всех участников дорожного движения.
Интервью