В отношении ключевых core-продуктов СБЕР делает ставку на собственное ПО: «Группа СБЕР много инвестирует в создание собственных продуктов, например сервис inSales, приобретенный около двух лет назад, в настоящее время активно развивается, при поддержке СБЕРа. Этот продукт помогает предпринимателям быстро запустить собственные интернет-магазины, настроить и управлять продажами на маркетплейсах и в других цифровых каналах».
Пандемия и самоизоляция привели к росту числа компаний, которые запустили собственные онлайн продажи — количество предпринимателей с собственными интернет-магазинами выросло на 40%, как в России, так и во всем мире. Сейчас, по некоторым данным, в России около 300 тысяч интернет-магазинов и полмиллиона e-commerce предпринимателей.
Это довольно значимый рост, ведь до пандемии таких предпринимателей было около 200 тысяч. Дополнительное развитие обеспечили маркетплейсы с легким входом, на которых начали появляться компании без собственного интернет-магазина, но с онлайн-продажами. Очевидно, что по мере развития такие компании начнут расширять каналы продаж, включая создание собственных интернет-магазинов.
Маркетплейсы в России растут довольно динамично и удваиваются ежегодно. В части публичных компаний заметен довольно хороший рост и пока нет сигналов к тому, что этот тренд будет замедляться. Этот рост подпитывает предпринимателей, которые размещаются и работают на электронных площадках.
Россия принимает активное участие в развитии электронной коммерции. Отечественные программные продукты востребованы за рубежом и есть много примеров, где российское ПО стало популярно в других странах: «я уже порядка 20 лет в электронной коммерции и могу сказать, что в некоторых вещах мы опережаем многие страны. То, что у нас сейчас есть и было — и с примерками в одежде, и с экспресс-доставкой, и в технологическом плане, — в некоторых странах к этому до сих пор технически не готовы».
Руководитель направления маркетинговых коммуникаций онлайн-сервисов «Ленты» Андрей Калинов, поделился своим видением развития e-com направления на ближайшее будущее: «Клиенту не всегда важна скорость доставки, так как существуют разные типы покупательской миссии: есть клиенты, которым нужна доставка условно через 10-15 минут, чтобы пообедать или докупить что-то, а есть те, кто планирует закупку продуктов на несколько недель вперед. Зачастую такие заказы весят 30-40 кг. Это совсем разные клиентские миссии и здесь важна не сколько скорость, а выполнение обещания, что мы привезем заказ в точный временной интервал, который клиент указал при оформлении заказа.».
Клиентоориентированность — главный тренд, определяющий развитие отрасли: «все, что делает e-comm — он делает для клиента, прежде всего. Я считаю, что постепенно сервисы доставок будут становиться commodity с точки зрения предложения. Проводя сегментацию своих клиентов, мы четко видим две категории: первой важны только рациональные факторы — скорость доставки и доставка точно в срок, широта ассортимента, выгодные цены и так далее. Но есть сегмент клиентов, которым, помимо рациональных , важны эмоциональные атрибуты сервиса ,например, некое проявление заботы сервиса о покупках, дополнительные вещи, которые могут создавать некую эмоциональную привязку к бренду, чтобы можно было сказать, что этот “сервис для меня”. На текущий момент мы в “Ленте Онлайн” активно стараемся выстраивать эмоциональную связь с клиентом через различные маркетинговые акции и интеграции, чтобы сервис западал не только в “желудок”, но и вызывал позитивные эмоции от покупок».
Заместитель генерального директора по технологическому развитию Группы Т1 Антон Якимов, отметил, что «события последних лет научили нас смотреть на любые испытания, как на возможности. Безусловно, после ухода с российского рынка западных компаний на него могут заходить восточные игроки. Однако отечественные компании вполне готовы конкурировать и с западными, и с восточными компаниями. И хоть восточный менталитет особенный, что будет создавать определенный барьер, для российских специалистов и компаний он не является чем-то непреодолимым».
Президент eCommerce Russia Ассоциации (НАДТ) Александр Иванов, также обратил внимание на то, что клиенты все больше стремятся сократить коммуникации на всех этапах обработки заказа: «я все больше и больше вижу людей, которых постамат радует больше, чем живая доставка. И сейчас даже обсуждается вариант доставки, когда человек ни на одном этапе уже не участвует и все полностью роботизировано. Большая дискуссия идет по поводу того, что будущее за роботами. Не потому что робот кому-то приятнее и удобнее, а потому что робот минимизирует ошибки. Поэтому, хотим мы или не хотим — мы все равно будем двигаться в сторону роботов. Потому что минимизация ошибок приводит к позитивному пользовательскому опыту, который позволяет развиваться электронный коммерции».
«С одной стороны можно увеличить бюджет на оставшихся площадках, но в результате все становится дороже, работает хуже и нужно как минимум менять подходы, так как между западными нашими площадками отличаются технологии. Фактически каналов сейчас очень мало, и когда мы используем альтернативные источники трафика, то начинаются проблемы с аналитикой. А если не использовать аналитику в моменте, то можно серьезно переплатить».