Пресс-центр РБК

Будущее e-commerce в России обсудили на RBC TECH 2022

Направление электронной коммерции остается одним из наиболее динамично развивающихся. Даже в условиях пандемии, кризиса и санкционных войн показатели в этом сегменте продолжают расти на нескольких десятков процентов в год, по отдельным категориям. Так, в 2022 году объем мировых розничных продаж в интернете достиг пяти триллионов долларов и отдельные аналитики ожидают, что сегмент e-commerce будет расти и впредь.

Электронная коммерция давно перестала быть прерогативой крупных корпораций, компаний и брендов, и стала доступна практически на любом уровне, в том числе для мелких компаний и стартапов. Различные маркетплейсы, агрегаторы, интернет-магазины и электронные площадки позволяют напрямую взаимодействовать с клиентом. CRM, аналитика, построение логистических схем, планирование складского хранения и многое другое — цифровизация затронула практически все бизнес-процессы внутри компаний.

Технологии e-commerce изменили подход к ведению бизнеса и продолжают оказывать влияние на развитие этого направления. Несколько пандемийных лет, когда многие находились в режиме самоизоляции и удаленной работы, способствовали тому, что направление электронной коммерции совершило рывок в своем развитии и то, что должно было планомерно реализовываться в течение нескольких десятилетий, было реализовано буквально за несколько лет.

В условиях, когда пандемийные ограничения практически сняты, многие продолжают по привычке использовать приложения для заказа и доставки товаров и еды, а также различные электронные сервисы. Участники сессии E-comm RBC TECH обсудили текущую ситуацию с электронной коммерцией в России и поговорили про возможные перспективы развития этого направления.




Технологии e-commerce изменили подход к ведению бизнеса и продолжают оказывать влияние на развитие этого направления. Несколько пандемийных лет, когда многие находились в режиме самоизоляции и удаленной работы, способствовали тому, что направление электронной коммерции совершило рывок в своем развитии и то, что должно было планомерно реализовываться в течение нескольких десятилетий, было реализовано буквально за несколько лет.

В условиях, когда пандемийные ограничения практически сняты, многие продолжают по привычке использовать приложения для заказа и доставки товаров и еды, а также различные электронные сервисы. Участники сессии E-comm RBC TECH обсудили текущую ситуацию с электронной коммерцией в России и поговорили про возможные перспективы развития этого направления.

Управляющий директор дирекции по экосистеме юридических лиц СБЕР, председатель совета директоров компаний inSales и СберМегаМаркет Евгений Щепелин на конкретных примерах рассказал о том, что сейчас происходит с развитием направления электронной коммерции.

В отношении ключевых core-продуктов СБЕР делает ставку на собственное ПО: «Группа СБЕР много инвестирует в создание собственных продуктов, например сервис inSales, приобретенный около двух лет назад, в настоящее время активно развивается, при поддержке СБЕРа. Этот продукт помогает предпринимателям быстро запустить собственные интернет-магазины, настроить и управлять продажами на маркетплейсах и в других цифровых каналах».

Пандемия и самоизоляция привели к росту числа компаний, которые запустили собственные онлайн продажи — количество предпринимателей с собственными интернет-магазинами выросло на 40%, как в России, так и во всем мире. Сейчас, по некоторым данным, в России около 300 тысяч интернет-магазинов и полмиллиона e-commerce предпринимателей.

Это довольно значимый рост, ведь до пандемии таких предпринимателей было около 200 тысяч. Дополнительное развитие обеспечили маркетплейсы с легким входом, на которых начали появляться компании без собственного интернет-магазина, но с онлайн-продажами. Очевидно, что по мере развития такие компании начнут расширять каналы продаж, включая создание собственных интернет-магазинов.

Маркетплейсы в России растут довольно динамично и удваиваются ежегодно. В части публичных компаний заметен довольно хороший рост и пока нет сигналов к тому, что этот тренд будет замедляться. Этот рост подпитывает предпринимателей, которые размещаются и работают на электронных площадках.

Россия принимает активное участие в развитии электронной коммерции. Отечественные программные продукты востребованы за рубежом и есть много примеров, где российское ПО стало популярно в других странах: «я уже порядка 20 лет в электронной коммерции и могу сказать, что в некоторых вещах мы опережаем многие страны. То, что у нас сейчас есть и было — и с примерками в одежде, и с экспресс-доставкой, и в технологическом плане, — в некоторых странах к этому до сих пор технически не готовы».



На отечественном рынке ПО у российских разработок есть преимущество — аналогичные западные сервисы не всегда соответствуют закону о хранении и обработке персональных данных, из-за чего многие компании не смогли официально работать в РФ и были вынуждены уйти с рынка.  В результате российские облачные сервисы находятся в выигрышном положении.

Развитие технологий e-comm и наше быстрое привыкание к ним совершили серьезный рывок. Если десять лет назад такси ловили на улице поднятием руки, то сегодня такси заказывают со смартфона, если раньше доставка за 15 минут считалась роскошью и баловством, то сегодня она доступна практически каждому.

Управляющий партнер Aero Владимир Синельников, обратил внимание на симбиоз, который возник между технологиями и бизнесом за последние десятилетия: «Бизнес-процессы, которые обслуживают электронную коммерцию, сегодня очень сильно интегрированы в коллективных структурах организаций. Нет четкого разделения на е-коммерс-платформы и остальной бизнес. То, что раньше называли интернет-магазином — своего рода коробочка, которая отдельно стояла за контуром основной организации и приносила денег столько же, сколько один филиал, сейчас уже не вещь в себе, а скорее витрина для компании. И чтобы эти витрины работали, поставляется еще большее количество программных решений, которые формируют и обслуживают бизнес-процессы».


Руководитель направления маркетинговых коммуникаций онлайн-сервисов «Ленты» Андрей Калинов,  поделился своим видением развития e-com направления на ближайшее будущее: «Клиенту не всегда важна скорость доставки, так как существуют разные типы покупательской миссии: есть клиенты, которым нужна доставка условно через 10-15 минут, чтобы пообедать или докупить что-то, а есть те, кто планирует закупку продуктов на несколько недель вперед. Зачастую такие заказы весят 30-40 кг.  Это совсем разные клиентские  миссии и здесь важна не сколько скорость, а выполнение обещания, что мы привезем заказ в точный временной интервал, который клиент указал при оформлении заказа.».

Клиентоориентированность — главный тренд, определяющий развитие отрасли: «все, что делает e-comm — он делает для клиента, прежде всего. Я считаю, что постепенно сервисы доставок будут становиться commodity с точки зрения предложения. Проводя сегментацию своих клиентов, мы четко видим две категории: первой важны только рациональные факторы — скорость доставки и доставка точно в срок, широта ассортимента, выгодные цены и так далее. Но есть сегмент клиентов, которым, помимо рациональных , важны эмоциональные атрибуты сервиса ,например, некое проявление заботы сервиса о покупках, дополнительные вещи, которые могут создавать некую эмоциональную привязку к бренду, чтобы можно было сказать, что этот “сервис для меня”. На текущий момент мы в “Ленте Онлайн” активно стараемся выстраивать эмоциональную связь с клиентом через различные маркетинговые акции и интеграции, чтобы сервис западал не только в “желудок”, но и вызывал позитивные эмоции от покупок».

В качестве примеров такого взаимодействия Андрей Калинов привел несколько маркетинговых акций, направленных на выстраивание эмоциональной связи с клиентом. Например, курьеры компании предлагали воду всем участникам Московского марафона, а также интегрировались в автокинотеатры под открытым небом в некоторых городах присутствия сервиса, где можно  было прямо в машину заказать себе комбо набор по промо цене. 

Таким образом «Лента Онлайн» доносит до аудитории важный месседж,  что доставка “Ленты Онлайн” всегда с тобой, и в любой ситуации она тебе может помочь, что роднит клиента с  сервисом. И на высококонкурентном рынке в условиях примерно одинаковых предложений это становится конкурентным преимуществом.

Заместитель генерального директора по технологическому развитию Группы Т1 Антон Якимов, отметил, что «события последних лет научили нас смотреть на любые испытания, как на возможности. Безусловно, после ухода с российского рынка западных компаний на него могут заходить восточные игроки. Однако отечественные компании вполне готовы конкурировать и с западными, и с восточными компаниями. И хоть восточный менталитет особенный, что будет создавать определенный барьер, для российских специалистов и компаний он не является чем-то непреодолимым».

Управляющий директор X5 Digital Лариса Романовская обратила внимание собравшихся на негласный спор со стороны игроков рынка e-grocery: «одна сторона считает, что клиенту важна скорость доставки, а вторая, что скорость не принципиальна, если для заказа доступна широкая линейка продуктов». По этому вопросу ретейлер не отдает предпочтений какому-то одному решению и старается развивать оба варианта, параллельно работая над третьим — возможностью быстрой доставки крупных заказов.


Чтобы добиться такой универсальности X5 сотрудничает со многими сервисами, среди которых Delivery, Яндекс и СБЕР — важно предоставить клиентам возможность самостоятельно выбирать подходящий вариант доставки, ведь выбор и конкуренция позволяют рынку развиваться. 

Говоря про факторы, которые влияют на развитие направления e-grocer, представитель X5 отметила, что общими приоритетами здесь являются сокращение времени доставки и этапов коммуникации человека с человеком, технологии актуального отслеживания товарных остатков и развитие дарк-сторов, которые в настоящий момент не всегда окупаются в связи с малым количеством заказов, но постепенно станут востребованным направлением.

Президент eCommerce Russia Ассоциации (НАДТ) Александр Иванов, также обратил внимание на то, что клиенты все больше стремятся сократить коммуникации на всех этапах обработки заказа: «я все больше и больше вижу людей, которых постамат радует больше, чем живая доставка. И сейчас даже обсуждается вариант доставки, когда человек ни на одном этапе уже не участвует и все полностью роботизировано. Большая дискуссия идет по поводу того, что будущее за роботами. Не потому что робот кому-то приятнее и удобнее, а потому что робот минимизирует ошибки. Поэтому, хотим мы или не хотим — мы все равно будем двигаться в сторону роботов. Потому что минимизация ошибок приводит к позитивному пользовательскому опыту, который позволяет развиваться электронный коммерции».

Однако, по словам Александра Иванова, более актуальны сейчас проблемы с товарным наполнением и отсутствием конкуренции, вызванные санкционными ограничениями. В перспективе это означает, что мы будем покупать низкокачественные дорогие вещи, ведь конкуренция решает вопрос качества товара и вопрос цены. Отсутствие конкуренции, вызванное уходом западных компаний — это общая экономическая проблема, также как вопросы импортозамещения, которые являются грядущей серьезной проблемой. Даже несмотря на то, что с технологиями у нас все в порядке, сложности могут возникнуть именно на этих этапах.

Эксперт по сквозной аналитике компании Calltouch Павел Мрыкин, отметил то, что даже в условиях снижения конкуренции не стоит забывать про маркетинг, который тоже претерпел серьезные изменения за последний год. После ухода западных рекламных интернет-сервисов бизнесу остается только переучиваться работать с маркетингом по-новому либо закрываться, ведь малый и средний бизнес работают, как правило, на привлечении новых клиентов, и реклама здесь имеет большое значение.

«С одной стороны можно увеличить бюджет на оставшихся площадках, но в результате все становится дороже, работает хуже и нужно как минимум менять подходы, так как между западными нашими площадками отличаются технологии. Фактически каналов сейчас очень мало, и когда мы используем альтернативные источники трафика, то начинаются проблемы с аналитикой. А если не использовать аналитику в моменте, то можно серьезно переплатить».

Общий тон обсуждения был позитивным. Участники конференции сошлись во мнении, что несмотря на ряд озвученных факторов, тормозящих развитие e-comm в России, электронная коммерция, безусловно, продолжит свое развитие. Ведь уже сейчас можно говорить о появлении и внедрении новых технологий. Развитие инфраструктуры и увеличение мощностей для хранения обработки данных, в том числе использование с этой целью технологии искусственного интеллекта, безусловно выведут e-commerce на новый уровень. А значит развитие в сегменте e-comm будет продолжаться.


Новость Пресс-релиз