Пресс-центр РБК

Решения Autodesk — это правильный инструмент в правильных руках

Шеф-дизайнер Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ Алексей Шаршаков и руководитель D&M-направления Autodesk компании «ПОИНТ» Антон Скрипкин рассказали в интервью РБК о промышленном дизайне, совместной работе, центре компетенций для молодых специалистов и планах на будущее.

Расскажите, как возник проект 2050.ЛАБ. Можете расшифровать, что означает логотип — цифры 2050 и аббревиатура ЛАБ?

Алексей Шаршаков: Мы шутим, что это время, в которое мы уходим с работы (смеется). Но на самом деле это горизонт планирования — 2050-й. Этот год для нас, как маяк, находится впереди. А сам проект мы создавали как дизайн-студию — площадку, где люди из индустрии могут встречаться, разговаривать и обмениваться мнениями.
Мы хотим популяризовать понятие промышленного дизайна: рассказывать общественности, что это такое, для чего оно нужно и почему это важно.

Какие глобальные цели вы ставили перед своим проектом, когда он создавался, и какие цели стоят сейчас?

Алексей Шаршаков: У нас есть как долгосрочные планы, так и цели на ближайшее время. Сейчас наши основные проекты связаны с железнодорожной тематикой — это локомотивы, пассажирский транспорт.
Недавно Федеральная пассажирская компания вместе с ТМХ и РЖД презентовали новый модульный вагон. Мы также имели отношение к его созданию, создавали его дизайн. Он кардинально отличается от того, к чему привыкли пассажиры, – от плацкарта, купе и СВ. Две недели реальный вагон стоял около Павелецкого вокзала, и каждый желающий совершенно свободно мог в него зайти и посмотреть.
За время его создания и демонстрации мы получили ряд предложений, теперь займемся их проработкой.
Глобально мы задаемся вопросом: каким вообще должно быть перемещение пассажиров из точки А в точку Б? Каким должен быть промышленный дизайн — нужно ли нам идти на поводу у публики и играть в маркетинг: каждый год новая линейка? Или правильней исходить из концепции минимального потребления, когда одна вещь будет настолько универсальна, что ею будем пользоваться и мы, и наши дети, и наши внуки.

Как вы набирали команду? Какими качествами должны обладать специалисты, которых вы нанимаете?

Алексей Шаршаков: Рынок труда дизайнеров не очень большой. В основном все друг друга так или иначе знают либо пересекались в рамках каких-то проектов. Основной критерий у нас, как и везде, это талант и адекватность. Конечно, мы берем в команду и молодых специалистов, чтобы их обучить.

У 2050.ЛАБ есть собственные обучающие программы или какие-то курсы для промышленных дизайнеров?

Антон Скрипкин: Алексей коснулся важной темы подготовки молодых специалистов. И я хочу сказать, что на базе 2050.ЛАБ существуют не просто курсы или отдельные программы, а уже создан центр компетенций, где молодые люди могут реализовать свои самые смелые идеи.

Алексей Шаршаков: У нас уже есть выпускники. Пока это были люди, что называется, «не с улицы», а инженеры партнерской компании. Мы провели два курса по программам Autodesk Alias и Fusion 360. Но запуск центра наложился на историю с пандемией, поэтому все занятия проходили онлайн. Мы считаем, что, конечно, удобнее слушать эти курсы, находясь в одной аудитории с инструктором. Тогда человек сразу может задать вопросы и уточнить, что ему непонятно. Сейчас идет набор второй части слушателей. И я, как один из лекторов, рассчитываю, что занятия все-таки будут проходить офлайн.

Почему Autodesk? В чем вы видите преимущества решений этой компании? И как началось ваше сотрудничество?

Алексей Шаршаков: Autodesk — это неотъемлемая часть библиотеки дизайнера. Если мы говорим о форме и стиле, то Autodesk Alias практически вне конкуренции. Какую мировую студию ни возьми, все пользуются этим софтом, потому что это самое удобное решение с точки зрения построения поверхностей. Там можно делать все что угодно.
Еще одна программа, которую мы активно используем, это Autodesk Fusion 360. Она проста, удобна в обращении и функциональна. А разобраться в ней вообще может даже ребенок.
Я хочу отметить, что у Autodesk очень правильная политика: если вы студенты и учитесь по профилю промышленного дизайна, вы можете бесплатно пользоваться всем софтом с полным функционалом, чтобы научиться. Конечно, не в коммерческих целях. И именно поэтому сейчас есть много молодых специалистов, которые, когда приходят устраиваться на работу, уже умеют пользоваться этим софтом.

Антон Скрипкин: Компания Autodesk за последние годы открыла в разных точках мира современные технологические центры. Это четыре уникальные площадки, где происходят прикладные исследования и реализуются проекты в области цифрового проектирования и производства. Одна из этих площадок находится в Мюнхене.
Год назад мы с коллегами из 2050.ЛАБ посещали центр в Мюнхене. И мне кажется, что именно эта поездка стала переломным моментом в принятии решения о взаимовыгодном сотрудничестве. Ребята нашли в решениях Autodesk не только одни из лучших продуктов для разработки дизайна подвижного состава, но и платформу для всех поставленных амбициозных целей проекта.

В августе 2050.ЛАБ вместе в Autodesk запустили всероссийский конкурс по генеративному дизайну. Можете ли подробнее рассказать об этом проекте? Как будут выбираться победители? Что стоит на кону?

Алексей Шаршаков: Генеративный дизайн — это относительно новое направление, ему, наверное, всего лет десять. Мы не проектируем непосредственно само изделие: мы не думаем, какие у него поверхности, радиусы, усилители и ребра жесткости. Задача человека — это правильно задать исходные данные — место крепления и характер нагружения детали. После этого специальный алгоритм сам просчитывает внешний вид и конструктив изделия. Он оптимизирует вес и использование материалов.
У этой технологии, конечно, есть минусы в том, что не у всех есть возможности изготовления таких деталей — например, не всем доступны принтеры, которые печатают металлом.
Но чтобы донести до людей, как это работает, и проводится такой конкурс. Конечно, мы будем смотреть на эстетику и на глубину погружения в сам софт. В этой технологии есть свои фишки и хитрости, которые мы и будем оценивать.

Антон Скрипкин: Генеративный дизайн, или технология порождающего проектирования, доступен всем желающим через Fusion 360. Это не просто новая модная фишка, а закономерный этап развития технологии проектирования. И, дополняя слова Алексея, могу сказать, что уже сейчас алгоритм генеративного дизайна Autodesk позволяет подбирать именно ту форму, которая будет доступна для производства: это может быть станок с ЧПУ, может быть литье, 3D-печать или гибридная технология.
И мы ни в коем случае не говорим, что инженеру теперь нужно всего лишь задать граничные условия и расставить нагрузки и за него все сделает программа. Это всего лишь правильный инструмент, который должен быть в правильных руках.
Идея совместного конкурса как раз и была в том, чтобы, с одной стороны, показать всю инновационность и доступность такого метода проектирования, но, с другой стороны, дать понять инженерам, что окончательное решение по изделию, конечно же, принимают только они. ПО лишь дает большой выбор, но выбирает сам проектировщик.

Алексей Шаршаков: Победитель получает доступ к модулю дизайна и дополнительные призы. Главный же приз — 150 тыс. руб. и возможность трудоустройства в компании ТМХ, которая, кстати, является генеральным партнером инициативы. И именно детали подвижного состава ТМХ проектируют наши участники.

Совсем недавно проходил Autodesk Pro Forum 2020. Было ли это мероприятие продуктивным? Можете рассказать, о чем на конференции рассказывали специалисты 2050.ЛАБ?

Антон Скрипкин: Мы, как машиностроительный дистрибьютер Autodesk, действительно в конце сентября организовали и провели Autodesk Pro Forum. Впервые конференция такого масштаба прошла в онлайн-формате, потому что мы не хотели рисковать здоровьем участников. Это событие для нас стало знаковым, ведь оно не стало просто рассказом о преимуществах решений Autodesk. В течение двух дней мероприятия наши клиенты и партнеры делились реальным проектным опытом, со всеми плюсами и минусами. Причем демонстрировались самые разные кейсы. Вот почему это было очень ценно! А презентация коллег из 2050.ЛАБ по теме промышленного дизайна стала украшением конференции.

Алексей Шаршаков: Наши специалисты показали то, что мы успели наработать за этот год. Например, применение VR-технологий (технологии виртуальной реальности). Мы применили эту технологию хитрым образом — построили макет, в котором нет живых материалов — только из фанеры и профиля, но создали все элементы проектируемого объекта — там, где должна быть полочка, мы сделали полочку, где лесенка — лесенку. А потом совместили макет с моделью и его визуализацией в 3D-очках. В итоге эффект получается ошеломительный — без реального прототипа человек может оценить все качества проектируемого объекта, как будто он уже находится внутри. О применении этой технологии мы рассказали на форуме.

Какие у вас планы на ближайшие годы?

Алексей Шаршаков: Сейчас очень тяжело планировать — все меняется очень быстро. Но мы хотим по-новому взглянуть на нашу деятельность, на область промышленного дизайна в целом и уйти от «ярмарки потребления» в сторону умеренности, к новым более экологичным технологиям.

Антон Скрипкин: Мы безусловно продолжим тесную совместную работу с ребятами из 2050.ЛАБ. С ними очень легко сотрудничать — мы их не то что не подталкиваем, а скорее не всегда успеваем реагировать на их запросы, когда они находят что-то новое и хотят это сразу попробовать. Из самых ближайших планов — сделать несколько совместных мероприятий по теме промышленного дизайна. Я думаю, что нас всех ждет успех!
Новость Интервью