«В чем особенность семьи? Это общие ценности, общие интересы, это доверие в команде, когда можно открыто говорить как о победах, так и о сложностях. Успех, в моем понимании, в том, что чем больше будет появляться общих идей, общих ценностей и больше доверия между топ-менеджерами, руководителями и командами, тем большего и быстрее организация сможет достичь и добиться».
«Это было общее решение корпорации о том, что мы идем в этот подход. Мы сохраняем в том числе элементы классического проектного управления там, где задача требует классики. Но там, где нужна скорость рынка, клиентская отдача, мы осознанно пошли в эту историю, и поэтому в бизнесе этого много сейчас. Порядка 60% команд уже работает в этом формате. Просто в каких-то направлениях этого не нужно. И это такой баланс между тем, чтобы не пойти всем просто потому, что это модно, а там применять, где это необходимо».
«Чем измеряется культура в компании? Ее корпоративными ценностями, отношением к клиентам и сотрудникам, подходами к решению корпоративных конфликтов, ролевой моделью руководителя. Это общая система координат, которая позволяет нам думать о том, как культура может помогать или мешать enterprise-agile-трансформации».
«Это фундаментальная реформа, связанная с госуслугами, которые как раз уходят от бюрократии и приходят к здравому смыслу. Мы вводим наш алфавит, наш язык, язык госуслуг. Мы даем инструмент, с помощью которого можно работать, и мы убираем все эти рудименты, которые были у нас раньше: это технические задания, контрактования, и делаем все очень простым и понятным, что позволяет выводить услуги за считанные дни непрофессионально подготовленным людям с точки зрения ИТ».
«Концептуально в крупных компаниях можно выделить несколько базовых подходов: один из них называется „подход большого взрыва“, когда мы выбираем достаточно большой периметр в компании, например розничный блок, и начинаем широко внедрять практики. Но можно пойти и эволюционным путем: выбрать небольшое подразделение, например продуктовый отдел ипотеки, попробовать внедрить в нем, посмотреть, как получается, и дальше принять решение о масштабировании».
«В строительстве всегда речь идет про конечный продукт. Он самодостаточен, закончен. И никому не придет в голову пристраивать к мосту жилой комплекс или делать из него аэропорт. В ИТ совершенно другая ситуация. Мы всегда работаем в условиях изменений, и сделать из моста торговый центр мы можем. В таких обстоятельствах Agile — единственная методология, которая работает. У нас есть продукт, который всегда готов к изменениям, он постоянно к чему-то приспосабливается. Но контролировать процесс и находить слабые места помогают определенные метрики». Говоря о минусах этого подхода, Николай Муханов отметил, что результат внедрения отложенный, убедиться в правильности подхода к трансформации сложно, а из-за неудач падает доверие к agile-методологиям.
«Мы выбрали методологию SAFe. 2/3 продуктовых команд уже работают в этой методологии. Она позволяет управлять коллективами из 100 и более человек. У нас есть бизнес-стратегия, и внутри ИТ мы стараемся в обязательном порядке до ребят донести, в чем смысл, как это работает, — все обсуждается вместе. ИТ в МТС Банке имеет очень сильное влияние на то, какой будет бизнес-стратегия, как она будет работать. ИТ-стратегия как следствие бизнес-стратегии. Она должна занимать преемственно те цели, которые есть в бизнесе. Бизнес может в любой момент планирования прийти и посмотреть, насколько хорошо система работает. Смотрим, что можно сделать лучше в следующий раз. Таким образом, в ИТ получается очень похожая на бизнес конструкция. И многие, кто уже работает в продуктовой модели, приблизились к бизнесу с точки зрения продуктовой части. И мы стараемся приблизиться в части поддерживающих подразделений к ИТ, чтобы бизнес тоже понимал, какую бизнес-ценность это приносит. Задача всех, кто работает в ИТ, — объяснить, как это поможет бизнесу».
«Во-первых, сам продукт должен быть сделан для клиента с понятной ему бизнес-моделью. Первые лица компании должны оказывать всестороннюю поддержку проекту. Должна быть проработана интеграция во все бизнес-процессы компании. Результаты по продукту должны быть включены во все отчетные мероприятия. И в заключении сформированная команда должна донести всю ценность созданного продукта до клиента».