В рамках подготовки к конференции «Тренд на роботизацию — опыт и перспективы автоматизации бизнес-процессов в компании», которая пройдет 27 января в онлайн-формате в 15:00, мы с генеральным директором компании UiPath в России и СНГ Светланой Анисимовой поговорили о преимуществах роботизации бизнес-процессов (RPA — Robotic process automation), затронули наиболее цифровизированные отрасли российского рынка и обсудили вектор развития подобных технологий в будущем.
— Как изменился российский рынок с приходом RPA-технологий?
— Если мы говорим о малом и среднем бизнесе, то уровень цифровизации не столь высокий — согласно исследованиям, всего 50 пунктов по шкале от 0 до 100, а если говорить в целом, то лишь 8% российских компаний можно назвать высоко цифровизированными. В первую очередь это связано с игнорированием очевидных перемен на рынке, которое, как правило, приводит к потере конкурентоспособности компании. Помимо этого, многие из них попросту не понимают, c чего начать в случае с автоматизацией бизнес-процессов, поскольку RPA — относительно свежая тенденция. В таких случаях на помощь приходят вендорные компании, например такие, как наша, UiPath, которые берут на себя все обязательства в роботизации процессов. На сегодняшний день на российском рынке есть примерно три-четыре активно работающие вендорные компании, всего их около десятка, причем каждый месяц их количество растет, что тоже свидетельствует об активном развитии и востребованности RPA-технологий. Рынок меняется, но все еще впереди, RPA только начинает обретать популярность; думаю, в ближайшие пару лет уровень цифровизации российских компаний сильно возрастет, поскольку уже наблюдается тенденция.
— В каких отраслях более активно используют подобные технологии?
— Мы не проводили полномасштабных исследований, можем ориентироваться только на профиль наших заказчиков. Я бы сказала, что это банковский сектор, ретейл и страховые компании. На удивление, металлургия и нефтегазовая отрасль. Разница заключается лишь в скорости внедрения, например, есть компании, в которых слишком много процессов забюрократизировано — это очень сильно влияет на скорость автоматизации задач. В таких случаях приходится искать новые решения, которые окажутся наиболее эффективными. Помимо этого существует фактор готовности и открытости компаний, также не все они обладают достаточными ресурсами, но, несмотря на это, большинство из них в целом уже готовы.
— Как осуществляется работа RPA в бизнес-процессе компании?
— Давайте рассмотрим это на примере банковского сектора. Основное преимущество RPA — способность снизить уровень нагрузки на сотрудников без необходимости обновлять или менять ИT-инфраструктуру банка, поскольку роботы действует «поверх» уже существующих информационных и технологических ресурсов компании, как рядовые сотрудники банка. Они способны работать через АБС (автоматизированную банковскую систему) и другие системы пользовательских интерфейсов, считывать и анализировать данные, отправлять необходимые запросы и получать ответы; технология умеет использовать привычную нам электронную почту, извлекать, добавлять или изменять вложения в почту, рассылать уведомления и заполнять всевозможные формы. RPA-технология очень гибка в применении, она способна осуществлять разного рода задачи быстро и эффективно, на которые человеку потребуется несколько часов.
— Какие преимущества дает RPA компаниям?
— RPA-технологии могут открыть второе дыхание для компании, причем из любой сферы. Во-первых, сокращение издержек и, соответственно, увеличение прибыли. По данным Deloitte, в случае с автоматизацией одной пятой части рутинных работ при штате сотрудников в полсотни тысяч и выручке примерно $20 млрд компания способна сэкономить около $30 млн в год, это если говорить о финансовых преимуществах. Во-вторых, экономия времени на выполнение задач — роботизация бизнес-процессов дает возможность сотрудникам акцентировать внимание на более приоритетных задачах, что непосредственно влияет на развитие профессиональных качеств сотрудника и помогает им в полной степени раскрывать свой потенциал, не отвлекаясь на ежедневные монотонные задачи. В-третьих, фактор человеческих ошибок и, соответственно, повышение уровня точности процессов. RPA-технологии способны полностью исключить возможность совершения ошибок. Например, группа компаний ExpoGroup снизила процент совершаемых ошибок до 99,7, когда автоматизировала процесс проверки достоверности данных. В-четвертых, благодаря RPA снижается уровень текучки кадров, развивается HR-бренд компании. Автоматизация сильно влияет на уровень вовлеченности и удовлетворенности сотрудников. Цифровизация также отражается на улучшении клиентского сервиса. Благодаря всем вышеперечисленным факторам складывается конкурентоспособность компании, RPA по свой природе — исключительно утилитарный бизнес-инструмент, главная задача которого — автоматизация большинства бизнес-процессов.
— Как дальше будут развиваться подобные технологии в бизнесе?
— На самом деле это отдельная тема разговора, которую мы как раз затронем на конференции 27 января, но очевидно, что за RPA-технологиями будущее, и если компании желают оставаться конкурентоспособными, им необходимо внедрять новые технологии, которые оптимизируют бизнес и повысят показатели; идеальным инструментом для этого могут послужить RPA-технологии.