Пресс-центр РБК

Новые инструменты для региональных бюджетов

Глобальные изменения в экономике России, безусловно влияют на трансформацию в регионах. Внутренняя конкуренция между субъектами федерации вполне способна разогнать экономику страны и поднять благосостояние россиян. О том, насколько свободными могут быть регионы в бюджетировании, как поднять доходную часть региональных бюджетов обсудили 1 декабря депутат Государственной Думы, руководители экономических блоков областных органов исполнительной власти и эксперты, в ходе тематической сессии, организованной РБК «Ускорение для экономики. Как повысить возможности регионов».
О возможностях для трансформации региональной экономики, о том, как привлечь инвесторов и о новых источниках дохода для регионов, таких как водный налог, акцизы, НДС и другие, высказались участники дискуссии Михаил Делягин, заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, Андрей Пискунов, управляющий директор национального кредитного агентства «Кредитные рейтинги», Денис Салий, руководитель представительства Калининградской области при правительстве России, Андрей Антонов, заместитель губернатора Томской области по экономике, Дмитрий Ялов, заместитель председательства правительства Ленинградской области, Павел Пузанов, заместитель председателя правительства Амурской области, Александр Чулков, руководитель администрации финансов Краснодара и Юлия Михалева, заместитель руководителя Роскачества.

Обозначая возможные пути бюджетных трансформаций, в самом начале дискуссии Михаил Делягин указал на истоки проблем наполняемости региональных бюджетов и отметил необходимость совершенствования национальной экономической политики для того, чтобы изменить потенциал развития регионов.
«В целом для трансформации региональной политики нужны изменения в политике федеральной. При этом, очевидно, что сегодня для масштабных изменений у регионов недостаточно ресурсов», - отметил Михаил Делягин.
Тем не менее, эксперты отмечают, что позитивный опыт формирования инструментов региональной экономической базы есть, в том числе такие как акцизы. Напомним, что еще в 2015 году теневой рынок алкоголя составлял в России 59%. Согласно результатам исследований НИИФ, проведенных в последнее время нелегальная продажа алкоголя, существенно сократилась. Потери бюджета из-за нелегальной продукции уменьшились в 3 раза. В регионах возросла заинтересованность в борьбе с контрафактом в связи с перераспределением акцизов между федеральными и региональными бюджетами. Эксперты предлагают обсудить возможность переноса положительного опыта и на табачные акцизы.
 «Действительно, регионы стоит заинтересовать в деньгах. Я считаю, налоги надо расщеплять, и тот пример с табачным акцизом приведен правильно», - ответствовал Михаил Делягин.
Данная постановка вопроса, актуальна в связи с нарастающим долгом регионов. По сведениям Минфина, к ноябрю 2022 года, их общая задолженность составила 2 триллиона 730 миллиардов рублей
«Да, объем долга вырос очень существенно за последние пару лет», - согласился Андрей Пискунов. Тем не менее, как отметил спикер, его структура пока остается комфортной. «Кредиты регионам - это длинные деньги с погашением в 29 году, со ставкой 0,1%. За счет инфляции вы отдаете меньше в реальном выражении чем брали. Банковский инструмент используется в данный момент как инструмент управления ликвидностью облигаций. Да, эти деньги придется отдавать, надо будет отвлекать средства из бюджета, но ситуация гораздо лучше, чем 7-8 лет назад, когда регионы занимали под высокие ставки», - уточнил Андрей Пискунов.
Павел Пузанов рассказал на примере ситуации в Амурской области об инструментах влияющих и формирующих региональный бюджет сегодня.
«Для Амурской области очень важно не сбавлять темп, мы находимся в авангарде важных экономических проектов, у нас самая протяженная граница с Китаем, мы используем это для совместных проектов. Стоит большая задача по созданию сети путепроводов на Транссибе, все знают, что трафик на восток существенно увеличивается. Для нас в этой связи важно и развитие дорожных проектов, и социальной сферы, и реновация школ. Но в текущих условиях мы считаем важным не нервировать собственную налоговую базу. Важным механизмом становится привлечение средств с рынка. Мы выбрали сейчас все лимиты по бюджетным кредитам, активно работаем по инфраструктурным облигациям, позволяющим привлекать долгие деньги под низкий процент и направлять эти деньги на создание инженерной и социальной инфраструктуры», - отметил Павел Пузанов.
По словам Дениса Салия, регионы могут активно повлиять на формирование новых экономических инструментов. Например, со следующего года во всех регионах РФ начнется внедрение инвестиционного стандарта на основе лучших практик по привлечению инвесторов. Не смотря на то, что все методические рекомендации формируются в Москве, многое в руках региона.
«На мой взгляд, регион должен выстроить эффективную работу в части финансирования реализации проектов. Таких, например, как доступ к энергоресурам, работа с ресурсоснабжающими организациями, льготное финансирование. В этом году Федеральным правительством было выделено для Калининградской области 5,5 миллиардов рублей для финансирования проектов импортозамещения. Одной из ключевых задач в ходе реализации новых проектов создание новых рабочих мест, - отметил представителя Калининградской области».
В ходе своего выступления Денис Салий поделился и тем, как высокий темп миграции, существенно влияет на всю экономику.
«В Калининградской области положительное миграционное сальдо составляет 16 тысяч человек. По прогнозам на этот год будет еще плюс 10 тысяч. На мой взгляд, это является показателем привлекательности региона, в первую очередь, мы надеемся, для молодежи, которая со своими знаниями, будет активно участвовать в новой экономике региона», - поделился спикер.
Эксперт отметил, что, помимо миграционного сальдо, важен туристический поток, который становится значимым в пополнении бюджетов регионов. В этом году за 9 месяцев в самом западном регионе России побывало 1,4 млн туристов.

Александр Чулков, отвечая на вопрос, что можно было бы дополнительно решить в регионе, если бы было больше денег, заявил следующее.
«Лишних денег быть не может. Мы, к примеру, стали заложниками привлекательности Краснодарского края. К нам едут их самых разных регионов. В этом плане дополнительные деньги нам бы очень пригодились. Новые школы, инфраструктура, дороги, новые микрорайоны строятся, все это требует дополнительных средств», - обозначил Александр Чулков.
Андрей Антонов в свою очередь спроецировал бюджетный вопрос на Томскую область.
«Мы пятые в России, по перечислению в федеральный бюджет. Если бы НДПИ оставался у нас в бюджете, хотя бы на уровне 20%, нам не нужно было бы кредитоваться и наращивать долг. Да, нам дополнительно перечисляют бюджетные кредиты, но при этом растет наша закредитованность, и соответственно бюджет развития существенно сжимается. Отмечу, что Томская область стоит на третьем месте в стране по научно-технологичному развитию. Именно в связи с этим, на мой взгляд, нам надо развивать высоко маржинальные производства. Но сейчас, к сожалению, мы испытываем дефицит в средствах», - ответил Андрей Антонов.
Заместитель губернатора Томской, поддержал предложение экспертов об использовании практики распределения доходов от акцизов и расширении ее за счет применения к табачной продукции. Это, по мнению спикера, безусловно, было бы дополнительным подспорьем для регионов.

Юлия Михалева в ходе своего выступления, указала, на то, что важны не только финансовые ресурсы, и призвала коллег активней пользоваться всеми доступными формами господдержки, при этом повышать эффективность работы органов власти, что позволит сберегать и преумножать средства и улучшать социально-экономические показатели.

Эксперты были единодушны в том, что благополучие и привлекательность регионов необходимо наращивать с помощью модернизированных инструментов бюджетной политики.
Новость Пресс-релиз