Денис Монастырский об образовательных проектах в сфере интеллектуальной собственности

Начиная с конца 2010-х годов мы проводили ряд исследований и выявили следующие актуальные, проблемные точки в сфере интеллектуальной собственности. Это недостаточный уровень патентной активности, прежде всего, по изобретениям и полезным моделям, нехватка профессионалов в сфере интеллектуальной собственности, невысокий уровень правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности и низкая патентная активность в регионах России.

Обозначив эти проблемы, Роспатент и подведомственные организации начали комплекс мероприятий, которые нацелены на решение поставленных вопросов. В частности, если мы будем рассматривать кадровое обеспечения отрасли — это проведение масштабных образовательных программ, введение компетенций в области интеллектуальной собственности в федеральные государственные стандарты всех направлений и специальностей, которые существуют в РФ в высшем образовании. Эта позиция была поддержана Министерством высшего образования и науки, но, естественно, такая масштабная инициатива требует подготовки, прежде всего, педагогических кадров. В 2021 году был проведен мощный инфраструктурный проект по обучению педагогов высшей школы силами ФИПС и Российской государственной академии интеллектуальной собственности: 39 вузов в России стали компетентны проводить обучение в области интеллектуальной собственности.

Большой вклад в подготовку кадров с компетенциями в этой области вносит Научно-образовательный центр ФИПС, который был создан не так давно, в 2017 году, но уже вышел на лидирующие позиции в РФ по количеству выпускников в сфере дополнительного профессионального образования в этой области. Мы учим предпринимателей, представителей организаций, предприятий, частных лиц большому спектру вопросов: как взаимодействовать с патентным ведомством, как составить заявку на регистрацию изобретения, товарного знака и так далее. Наши коллеги учат проводить патентные исследования, строить патентные ландшафты. Иногда приезжают люди, не работающие в этой сфере. Когда мы спрашиваем, зачем им эти знания, они отвечают, что, получив знания в области интеллектуальной собственности, они планируют совершить мощный карьерный старт: люди понимают значимость компетенций в этой области.