Сейчас это насущный вопрос, стоящий на повестке в связи с происходящими событиями. В целом относимся положительно, потому что это дает существенные положительные возможности нашей экономике - не просесть под различного рода санкционными действиями.
В частности, в соответствии с Федеральным законом № 46 Правительству даны полномочия по определению групп товаров, в отношении которых не применяются отдельные положения законодательства в части, касающейся интеллектуальной собственности. Такое решение было принято в марте этого года. Также в марте 2022 года Правительство уполномочило Минпромторг России определить такого рода перечень товаров. И уже в апреле министерство такой перечень подготовило.
Важно понимать, что те изменения, которые произошли в нашем законодательстве, приемлемы с точки зрения международного права. Почему? Потому что большинство стран мира применяют международный принцип исчерпания права. В России сейчас действует региональный принцип.
Международный принцип означает, что параллельный импорт не является нарушением исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, используемые в товаре, который был введен в гражданский оборот его правообладателями или с их разрешения в любой из стран мира. Соответственно, то же самое наблюдается в применении товарного знака. Но при этом должна быть важная оговорка - продукт или товар должен был ввезен самим правообладателем. Это не контрафакт, который производят и потом ввозят в страну из-за рубежа. Это именно тот оригинальный продукт или товар, который вводится в оборот самим правообладателем.