Я хотела бы сначала рассказать, как изменилась стратегия компании в связи с новой геополитической реальностью: с ней мы имеем дело со времени COVID-19, когда были разорваны традиционные цепочки поставок и многие из нас столкнулись с новыми условиями и как-то справились с этой неопределенностью.
Если раньше стратегия компании была «от поля до борта судна», то сейчас мы реализуем стратегию «от поля до порта нашего конечного покупателя». Что это для нас значит? У нас широкая инвестиционная программа, в рамках которой мы развиваем наземную приемку, маршрутные отправки. Серьезная инвестиционная программа реализуется в портовой части: мы инициировали проектирование и в дальнейшем строительство новой пристани в Новороссийском морском порту, которая должна увеличить мощность портовой перевалки с текущих 7,1 млн тонн до 11,6 млн тонн.
Сейчас для нас ключевым направлением становится создание собственного балкерного флота. Поскольку у российских верфей нет опыта строительства таких судов — нет и понимания, какая будет цена. Из-за этого экспортерам сложно оценить окупаемость, понять, какие нужны меры поддержки. Здесь надо поблагодарить Минсельхоз, который принял решение, что Росагролизинг закажет технический проект, он будет готов 30 ноября. После этого мы все будем понимать, о какой стоимости идет речь и какой механизм финансирования устроит всех экспортеров.
Нам к 2030 году хотелось бы сформировать флот из 14 судов, и мы уверены, что при поддержке Минсельхоза, Минпромторга, Минтранса все это получится. Сам проект дает серьезные бусты для развития российской экономики: это новые рабочие места, новые компетенции у верфей, новые знания для строительных компаний и сопутствующих производств.