И. Ерошок: Покупателей, с одной стороны, интересует продукт, его качество, характеристики, а с другой — всегда важна стоимость. В производстве очень важна серийность, и финансовая компания выступает в качестве агрегатора, который собирает весь спрос, консолидирует отраслевой заказ — и при этом финансирует производство. Это позволяет обеспечить компаниям наибольшие серии и таким образом снизить себестоимость выпускаемой продукции.
А. Алясев: Возможность таких объединений не всегда очевидна, и в обычное время они могут быть даже не нужны, потому что объединение требует достаточно больших усилий от собственников, руководства компаний, чтобы договориться. Но, если договориться удается, возникает доверие, которое позволяет как руководителям, так и сотрудникам ощущать, что соседняя компания тебе помогает. И это сильно ускоряет корпоративные процессы, и то, что ты мог разрабатывать годами, становится возможным сделать за несколько месяцев или кварталов. Иногда мы начинаем работать даже раньше, чем заключили контракт.
Мы понимаем, что есть вещи, которые мы можем делать сегодня, но есть и то, что будет нужно завтра, более продвинутые решения. И их нужно развивать у себя, а для этого нужны инвестиции. В России неплохо развивается система господдержки инвестиций в сложные проекты, которые требуют многолетней разработки. И есть несколько рабочих программ, когда государство выдает субсидии на технологии, которых нет в России. И это действительно помогает. Но любая технология, любой продукт требует еще много шагов, чтобы стать действительно востребованным: производство, внедрение, поставка конечному заказчику. То есть просто разработать — мало. И партнерства отвечают за каждый этап этого процесса.
При этом обычный банк может не понимать, на что он дает деньги технологической компании.
И. Ерошок: Банки спрашивают: «что у вас есть?» А основное, что есть у технологической компании — это интеллектуальные наработки и человеческий капитал.
А. Алясев: То есть нет ни зданий, ни каких-то заводов, которые можно заложить. Поэтому нужны финансовые компании, которые погружены в отрасль и знают, что то, что мы покупаем, ликвидно и имеет большую востребованность и оборот. И как раз государственные и частные меры поддержки создают баланс, который позволяет всем компаниям, которые в этом контуре есть, быстрее расти и закрывать потребности крупных потребителей.
И. Ерошок: Мы давно занимаемся производством отечественных решений, и сейчас — уникальный момент, когда для нас открылся наш же рынок. Звучит своеобразно, но на самом деле так и есть. И это очень важно, потому что этот момент не будет длиться вечно. У нас есть определенный срок, за который нам нужно сначала создать наши продукты, которые смогут решать базовые задачи, а затем — выпускать продукты, которые будут востребованы не только у нас, но и на мировом уровне.
А. Алясев: Продукт делают люди, и люди, которые могут создавать лучшие в мире продукты, у нас есть. Все последние 30 лет инженеры, которые работали в России — если не половина, то процентов 30 — они работали на западные компании. С одной стороны, сейчас есть проблема с человеческими ресурсами, с другой — появились хорошие инженеры, которые раньше работали на компании, которые сейчас ушли. Надо понимать, что сейчас появилась возможность предоставить им работу на российские компании, и нужно этой возможностью пользоваться.