Московская область — территория развития

18 августа
15:00 — 16:00
платформа Zoom

О мероприятии

Предприниматели привыкли к борьбе за своё дело, однако пандемия внесла свои поправки в правила этой борьбы. Стресс-тест заставил инвесторов по-новому оценить существующие ресурсы и применить их в новых экономических реалиях.

В условиях взрывного роста спроса на ряд категорий товаров лёгкой промышленности в столичном и ряде других регионов России, Подмосковные компании продемонстрировали готовность оперативно оценить спрос, перестроить производство, диверсифицировать каналы сбыта и выстроить диалог с руководством Московской области для получения целевой поддержки.
Правительство Московской области компенсирует затраты предпринимателям
Бизнес-новость. Правительство Московской области поддерживает бизнес производственных компаний

«Время шло на часы»: как текстильная компания перестроила производство всего за неделю карантина

Пандемия и режим жестких ограничений бросили вызов бизнесу по всему миру. Текстильные компании, которые смогли оперативно перестроить производство, вышли из кризиса победителями. Как удалость наладить изготовление средств индивидуальной защиты в промышленных масштабах всего за неделю рассказала первый вице-президент Текстильного Объединения «Монолит» Антонина Шевцова.

Мы занимаемся домашним текстилем и являемся лидерами этого рынка. Все наши производственные мощности и структура сбыта долгое время были подстроены под реализацию основной ходовой продукции, поэтому пандемия заставила нас трансформироваться весьма стремительно.

В день объявления о карантине мы всего в течение 4−5 часов поняли, что нужно срочно расширять производство под пошив средств индивидуальной защиты.

К вечеру следующего дня уже были готовы первые образцы новой продукции: маски, одноразовые комбинезоны и халаты, бахилы, шапочки и многое другое.

Конечно, для этого пришлось значительно усилить работу всех подразделений компании: производственный отдел срочно начал закупать специализированное оборудование, а отдел снабжения оперативно пытался заказать сырье, на которое резко возросли цена и спрос.

К концу первой недели карантина мы уже вышли на промышленные масштабы производства. Однако даже этого объема продукции не хватало всем желающим. Тогда мы приняли решение привлечь дополнительные площадки, которым сможем передать часть объема работы. Результатом наших поисков стало то, что мы смогли оперативно скооперироваться еще с 50-ю компаниями-подрядчиками, которые взяли на себя часть производства.

В итоге, за все время мы сшили около 1 млн изделий: снабжали медорганизации, промышленные предприятия и даже некоторые государственные корпорации.

Нам пришлось нелегко, мы справлялись своими силами. Однако уже в апреле почувствовали поддержку от федеральных и региональных властей, которые пообещали компенсировать часть суммы на закупку оборудования. Нам уже одобрили возмещение 50% затрат, и в ближайшее мы ожидаем зачисление компенсации. Мы также получили субсидии на зарплаты сотрудникам и дезинфекцию помещений, были освобождены от доходных и имущественных налогов и взяли кредит под 2%.

Это неоценимо поддержало компанию в кризис: мы выполнили все обязательства перед сотрудниками и контрагентами.

После окончания «острой фазы» пандемии мы продолжили выпускать средства индивидуальной защиты и планируем расширять производственные мощности. Надеюсь, что второй волны не будет, но, если что, мы будем готовы к массовому выпуску необходимой продукции. Сейчас мы также готовимся вывести на рынок инновационный продукт, разработкой которого начали заниматься еще в пандемию. Это будет постельное белье, аналогов которому нет на российском рынке.

Стоит признать, что пандемия была страшным временем, но мы вышли из нее окрепшей сильной компанией без убытков. В будущем мы планируем вновь обратиться за помощью к государству, чтобы развиваться теми же темпами и быть уверенными в завтрашнем дне.

В России многие почему-то очень подозрительно и опасливо относятся к господдержке, и даже не делают попыток ее получить.

Я хотела бы сказать всем таким предпринимателям: не бойтесь! Государство поможет вам безвозмездно, нигде не обманет и ничего не отберет. Мы в этом убедились не раз.

«Нашли выход»: как EdaNaKolesah.com пережила кризис и запустила новый продукт

Режим самоизоляции и жесткие ограничения поставили под удар ресторанный бизнес, который оперативно организовывал доставку и выживал благодаря продаже блюд на вынос. А каково было тем, кто занимался производством передвижных точек быстрого питания, которые тоже попали под ограничения? Об этом мы поговорили с учредителем компании MobiTruck by EdaNaKolesah.com Рафаэлем Хабировым.

К карантину мы готовились с февраля, но когда он начался, мы все равно были в замешательстве.
Мы производим трейлеры для компаний разного профиля, но основной наш продукт – фудтраки. Как вы понимаете, он напрямую связан с ресторанным бизнесом, который в пандемию был практически парализован.
В начале кризиса мы боялись, что заказы упадут и были озабочены поиском новых решений, которые будут соответствовать времени и потребностям страны. Тогда нам пришла идея разработать специальные боксы – универсальные дезинфицирующие коридоры для обеззараживания поверхности одежды, обуви и кожи человека.

Прежде чем запустить новый продукт, нам пришлось диверсифицировать свое производство, провести исследования в специальных лабораториях Роспотребнадзора и убедиться в безопасности разработки. Все прошло успешно, и сейчас это серийный продукт, который есть во многих больницах и торговых центрах Москвы и области, Санкт-Петербурга и других регионов.

Однако эта история успеха не была бы столь удачной, если бы мы не получили помощь государства. Мы обратились к правительству Московской области с вопросом о том, сможем ли мы вообще работать в столь турбулентное время. Так как наши продукты были очень востребованы во время пандемии, нам официально разрешили вести деятельность. Более того, нам постоянно звонили и спрашивали, хватает ли нам ресурсов на обеспечение сотрудников масками и санитайзерами, предлагали помощь и консультировали по всем спорным вопросам.

Развитие производства дезинфицирующих боксов шло быстрыми темпами, поэтому мы попросили микрозайм и закупили дополнительное оборудование. Позже нам дали отсрочку по платежам заемных средств, и это значительно помогло нам расти дальше. Сейчас мы подаем заявку на субсидии, и ожидаем, что сможем вернуть до 10 млн рублей на возмещение расходов на оборудование.

До этого правительство Московской области также неоднократно помогало нам проводить выставки за границей, за счет чего мы сейчас получаем хорошие отсроченные продажи в валюте. У нас налажен прямой диалог, и я уверен, это станет крепким фундаментом для будущих проектов, нужных обществу.
Более того, благодаря поддержке со стороны правительства Подмосковья мы смогли связаться с Советом Федерации для разработки законопроекта, регулирующего деятельность фудтраков. Мы ведем диалог о реанимации закона о выездной торговле, рассмотрение которого ранее было приостановлено.
Буквально через пару недель после начала кризиса начали отходить от шока наши старые заказчики по фудтракам, которые уже эксплуатируют их несколько лет. В связи с закрытием ресторанов поток клиентов, который несамоизолировался пошел в фудтраки, были сверх выручки. На сегодняшний день картина не сильно поменялась, клиентов больше, так как на свежем воздухе меньше риск заразится COVID-19. То есть у нас пошли вторые продажи старым клиентам и на этом фоне начали появляться новые.

Недавно мы запустили проект Рестопаркинг из 12 траков в Парке Горького для Vasilchuk Brothers, и не собираемся останавливаться на достигнутом. Также начал расти спрос на дома на колесах, потому что в стране активно развивается внутренний туризм. В связи с этим мы тоже перепрофилировались и сделали упор на это направление.

Пандемия однозначно поставила всех в непростые условия.
Однако эта история пока до конца не окончена, как бы мы ни рассчитывали на позитивный сценарий.
В ожидании второй волны мы увеличили количество офисных помещений, чтобы рассадить людей, что бы в одном кабинете было не более трех или двух сотрудников. В связи с тем, что во время пандемии спрос на фудтраки вырос, мы начали активно автоматизировать производство, внедряем новые технические решения и инструменты, увеличиваем штат персонала.

Но теперь мы точно знаем, что никакой кризис не помешает расти, если вы производите качественный и востребованный продукт.

«Ради людей»: основательница детского сада рассказала, как социальный бизнес пережил пандемию

Коронакризис и режим самоизоляции сильно ударили по всем сферам бизнеса, в том числе по социальному. В условиях жестких ограничений компании были вынуждены оперативно перенести все программы в дистанционный формат. Однако ничто не способно заменить обучения оффлайн, уверена создатель детского сада IBAMBINI и психологического центра «Династия» Ирина Данилова. Она рассказала, как социальный бизнес пережил пандемию и к чему готовится осенью.

Социальный бизнес работает на людей и для людей. Независимо от экономической обстановки, времени года и других условий.

Детский сад — низкомаржинальный бизнес, но один из самых важных, ведь мы занимаемся воспитанием будущего поколения.

В наш частный детский сад ходит 50 детей, еще 100 посещают только дополнительные занятия. У нас также предусмотрено несколько бюджетных и бесплатных мест для тех, кто по каким-то причинам не может каждый день возить ребенка в государственное дошкольное учреждение. Мы по праву считаем себя социальной компанией, и очень гордимся этим.

Пандемия пришла совершенно внезапно и поменяла привычный уклад жизни каждого человека и каждой компании. Не могу сказать, что мы растерялись и чуть не потеряли бизнес. Мы открыли его 10 лет назад, и в целом вошли в кризис крепкими. Однако ограничения и потеря привычных доходов вынудили нас оперативно перестроить работу и обратиться за господдержкой.

В штате у нас 17 человек, среди которых многодетные мамы. Как вы понимаете, дети хотят есть независимо от пандемии и кризиса. Чтобы сохранить бизнес и обеспечить заработную плату, мы воспользовались льготным кредитованием под 2% и получили отсрочку арендной платы. Это очень поддержало нас в тяжелый период, как и любой социальный бизнес, обратившийся за помощью государства. В этом году мы также рассчитываем получить субсидии, чтобы развиваться быстрее и быть еще полезнее.

Однако предприниматель в первую очередь должен отвечать за то, что он делает сам, и уже только потом надеяться на помощь государства.

Перестраивая работу, мы думали: что сейчас больше всего нужно людям? Занять детей и сохранить эмоциональное равновесие, — к такому выводу мы пришли. Поэтому не только адаптировали занятия к онлайн-формату, но и запустили психологические консультации для родителей и представителей бизнеса округа.
И мы не ошиблись! Это оказалось очень востребовано, и тогда мы приняли решение открыть центр психологической помощи. Сейчас в нем работают 5 человек, так что можно сказать, пандемия внесла в наш бизнес нечто позитивное.

Коронакризис научил всех нас смотреть туда, куда мы не смотрели раньше.

Мы, например, поняли, что необходимо заниматься не только одной структурой образования. Чтобы работать на людей, социальному бизнесу нужно постоянно развиваться и оперативно реагировать на запросы общества.
Все лето мы работали без отдыха, и сейчас готовимся к осеннему сезону. Рассчитываем, что обучение продолжится в привычном режиме. Как педагог-психолог, я считаю, что оффлайн-образование ничто не заменит. Но на всякий случай мы доработали онлайн-формат занятий, психологических консультаций и семинаров.

В планах на ближайшее будущее — развитие семейного онлайн-коворкинга с доставкой кофе и выпечки. Уверена, такой формат вызовет отклик у наших клиентов.

Ведь люди — самое важное. Для них и существует социальный бизнес.

«Курс только вперед»: как сеть магазинов детской обуви вышла в плюс во время кризиса

В пандемию большинство непродуктовых ритейлеров оказалось в минусе. Особенно пострадали те, кто до кризиса не развивал онлайн-продажи или не успел оперативно трансформировать бизнес. Но были и те, кто оказался в пограничном состоянии, однако смог преодолеть его благодаря господдержке. Как удалось пережить пандемию и развиваться с опережением в кризис рассказала владелица сети магазинов детской обуви «KAPIKA» Екатерина Пятницкая.

Мой бизнес полностью остановился с 28 марта.

Мы продаем детскую обувь, и как вы понимаете, во время карантина это не было товаром первой необходимости. Поэтому компания была вынуждена оперативно пересмотреть стратегию, бизнес- планы и модели.

Доходы сильно сократились, однако штат оставался прежним и нужно было выплачивать зарплату. У нас были финансовые запасы на случай кризиса, но они быстро расходовались. Мы обратились за господдержкой и получили субсидии, нам снизили страховые взносы с 30 до 15%, дали налоговые послабления и отсрочку в три месяца на предоставление отчетности, а также льготный кредит под 2%.

Это помогло удержаться на плаву и даже продолжить развиваться по запланированному сценарию несмотря на кризис.

Более того, нам удалось трансформировать работу в онлайн и запустить новые проекты, которые оказались востребованы. Мы значительно расширили сегмент своей деятельности, внедрили новые инструменты и функции, которые оказались удобны для наших маленьких клиентов и их родителей. Сейчас у нас неплохая выручка, мы даже идем с небольшим опережением (15%) относительно тех цифр, которые закладывали на август.
Надо сказать, что несмотря на потери, пандемия заставила нас быстрее развиваться и в полной мере осознать всю ответственность перед сотрудниками и клиентами. Мы должны двигаться дальше, потому что первые нуждаются в работе, а вторые в продукции, которой доверяют.

Осенью мы планируем продолжить расти в комфортном, но оперативном темпе. В планах — развивать онлайн-направление продаж, открыть новые розничные магазины и скооперироваться с другими компаниями ради совместных проектов. Мы снова сформировали финансовую подушку и рассчитываем работать в привычном режиме.

Однако в случае второй волны мы знаем, к чему нужно быть готовыми. Мы также знаем, что не останемся одни, если нам потребуется помощь государства.

Максимальная мобилизация: как Подмосковье поддерживало МСП в пандемию

Предприниматели привыкли к борьбе за свое дело, но пандемия внесла свои коррективы и стала настоящим стресс-тестом: она заставила малый и средний бизнес полностью пересмотреть ресурсы и применить их в новых экономических реалиях. От государства и властей регионов тем временем требовалось мобилизовать все возможности, чтобы оказать поддержку МСП. О том, как с этим справилась Московская область, мы поговорили с министром инвестиций, промышленности и науки региона Екатериной Зиновьевой.

Для многих компаний период пандемии стал большим вызовом. Какие меры поддержки применялись в Подмосковье и что помогло удержать бизнес на плаву в условиях жестких ограничений?

Екатерина Зиновьева: У наших предпринимателей было два пула мер поддержки — федеральный и региональный. Наша задача в тот период состояла в том, чтобы максимальное количество МСП, которые нуждались в помощи, могли ее получить. Мы старались как можно подробнее донести им информацию о всех существующих мерах поддержки, чтобы каждый мог выбрать нужную именно его бизнесу.

Наиболее востребованными мерами поддержки со стороны государства стали субсидии, которые компании из наиболее пострадавших отраслей могли получить через канал ОФНС в режиме онлайн. В Подмосковье этой помощью воспользовались более 70 тысяч МСП, а общий объем поддержки составил 4,2 млрд рублей.
Предприниматели также часто обращались к банкам за помощью с рефинансированием кредитов и займов, поэтому мы должны были всячески посодействовать им в реструктуризации или получении новых льготных кредитов (под 0 и 2% годовых), которые предоставлялись для сохранения занятости. Для этого мы усилили работу call-центра, куда активно поступали звонки от предпринимателей, а также организовали специальную группу по работе с банками. Благодаря этому льготные кредиты получили 8175 компаний. То есть, большинство предприятий малого и среднего бизнеса региона смогли воспользоваться мерой господдержки. Общий объем помощи им составил 14 млрд рублей.

За короткие сроки регион максимально мобилизовал все свои усилия, чтобы все наши компании могли получить помощь в сложное экономическое время. Мы докапитализировали 3 фонда: фонд развития промышленности, фонд микрофинансирования и фонд гарантийной поддержки. Объем докапитализации составил 800 млн рублей, а общий объем фондов достиг 4,1 млрд рублей.

Мы также ввели новую субсидию на покупку оборудования для тех, кто решил производить маски. Регион очень признателен предпринимателям, которые смогли быстро адаптироваться и трансформировать бизнес под нужды общества. Такие компании получили 80%-ую компенсацию стоимости купленного оборудования.
Среди прочих мер поддержки, введенных в Подмосковье ­– налоговые льготы и отсрочка по арендным платежам.

С какими проблемами чаще всего обращались предприниматели?
Е.З: Раньше каждый месяц на нашу горячую линию поступало 800-1000 обращений от МСП. В апреле же, например, мы получили около 3 тысяч звонков. Два основных вопроса, которые волновали предпринимателей — меры господдержки и как их получить. Мы старались как можно быстрее давать обратную связь и помогали получить нужную помощь. Для нас было самым главным, чтобы бизнес не только узнал о возможностях, но и мог ими воспользоваться.

Компании также часто спрашивали о том, когда можно начать полноценную работу, а главное, как ее построить в такой период. Их волновало, как можно максимально безопасно и быстро открыться. В этой части мы тоже старались помочь: принимали стандарты по работе на предприятиях и в организациях, ввели институт стюартов, которые следили за соблюдением норм в каждой организации.

В пандемию особо остро стоял вопрос занятости, ведь в сложное экономическое время сохранить полностью штат сотрудников проблематично. Логично, что из-за этого растет безработица. Какова ситуация в Московской области по этому пункту?

Е.З: Ситуация действительно очень непростая. У нас произошло сокращение количества компаний малого бизнеса на менее 1%, при этом число сотрудников, занятых в МСП, сохранилось на прежнем уровне. Это говорит о том, что сотрудники каких-то микропредприятий перешли на работу в другие компании.
Всего же в сфере МСП в Подмосковье работает более 1 млн человек. Надеюсь, эта тенденция сохранится. Мы для этого используем все ресурсы и разработаем новые меры поддержки. В планах также увеличить объем инвестиций, чтобы дать возможность бизнесу развиваться.

Могу сказать, что наши предприятия малого и среднего бизнеса вышли из пандемии с уверенностью в завтрашнем дне. Мы же сделаем все, чтобы эту уверенность сохранить и приумножить.

Какие преимущества есть у предпринимателей, которые хотят открыть бизнес в Подмосковье? О чем они должны знать, регистрируя компанию в регионе?

Е.З: Подмосковье — один из регионов, который действительно работает для бизнеса. На сегодняшний момент создана широкая инфраструктура. У нас есть 4 ОЭЗ, и сейчас создается пятая. Это важно, потому что когда бизнес приходит на площадку ОЭЗ, он получает значительные налоговые льготы. Это помогает предпринимателям плавно развивать дело.

У нас также есть около 58 индустриальных парков с подведенной инженерной инфраструктурой. Мы активно следим за их заполняемостью, ведь там бизнесу предоставляют все возможности для развития и роста.
В числе преимуществ региона — еще и 12 технопарков, которые ждут компании соответствующего профиля.
Мы также помогаем компаниям с получением инвестиционного налогового вычета: если предприниматель покупает оборудование для модернизации производства, то получает вычет по налогу на прибыль в размере стоимости оборудования. При этом ставка налога на прибыль снижается с 20 до 10%. Для тех, кто создает объект производства стоимостью от 50 млн рублей, также доступны налоговые льготы на прибыль и имущество.

А как регион готовится к сезону деловой активности осенью? Что планируется предпринять в случае второй волны?

Е.З: Предприниматель сам знает, как ему перестроить свои бизнес-процессы. Наша особая задача — помогать в создании новых рабочих мест, так как каждый год число жителей региона растет.
Однако основная цель региона — всячески поддерживать предпринимателя в любых начинаниях. И к этому мы готовы всегда, а не только в период деловой активности. Независимо от того, будет вторая волна или нет, мы справимся.
Программа
15:00
15:00
Начало трансляции
  • Каковы первые результаты действия властей и бизнеса Подмосковья в условиях пандемии?
  • За счёт чего, в каких областях и в каких отраслях экономики удалось достичь максимально высоких показателей?
  • Каким предприятиям области помогли такие меры как: выбор новой стратегии, перепрофилирование производства, запуск онлайн сервисов?
  • Какие инвесторы выиграли от инвестиций в недвижимость и развитие туристического кластера?
  • Какие новые возможности, открыл для себя бизнес по итогам бесчисленных стресс-тестов и экономического шторма?
  • В чём главные уроки борьбы с пандемией для бизнеса и к чему нужно быть готовыми уже в ближайшее время?
16:00
16:00
Завершение трансляции
Прямая трансляция доступна:
- на странице РБК Конференции Facebook
- на YouTube-канале РБК Конференции