Максимальная мобилизация: как Подмосковье поддерживало МСП в пандемию
Предприниматели привыкли к борьбе за свое дело, но пандемия внесла свои коррективы и стала настоящим стресс-тестом: она заставила малый и средний бизнес полностью пересмотреть ресурсы и применить их в новых экономических реалиях. От государства и властей регионов тем временем требовалось мобилизовать все возможности, чтобы оказать поддержку МСП. О том, как с этим справилась Московская область, мы поговорили с министром инвестиций, промышленности и науки региона Екатериной Зиновьевой.
— Для многих компаний период пандемии стал большим вызовом. Какие меры поддержки применялись в Подмосковье и что помогло удержать бизнес на плаву в условиях жестких ограничений?
— Екатерина Зиновьева: У наших предпринимателей было два пула мер поддержки — федеральный и региональный. Наша задача в тот период состояла в том, чтобы максимальное количество МСП, которые нуждались в помощи, могли ее получить. Мы старались как можно подробнее донести им информацию о всех существующих мерах поддержки, чтобы каждый мог выбрать нужную именно его бизнесу.
Наиболее востребованными мерами поддержки со стороны государства стали субсидии, которые компании из наиболее пострадавших отраслей могли получить через канал ОФНС в режиме онлайн. В Подмосковье этой помощью воспользовались более 70 тысяч МСП, а общий объем поддержки составил 4,2 млрд рублей.
Предприниматели также часто обращались к банкам за помощью с рефинансированием кредитов и займов, поэтому мы должны были всячески посодействовать им в реструктуризации или получении новых льготных кредитов (под 0 и 2% годовых), которые предоставлялись для сохранения занятости. Для этого мы усилили работу call-центра, куда активно поступали звонки от предпринимателей, а также организовали специальную группу по работе с банками. Благодаря этому льготные кредиты получили 8175 компаний. То есть, большинство предприятий малого и среднего бизнеса региона смогли воспользоваться мерой господдержки. Общий объем помощи им составил 14 млрд рублей.
За короткие сроки регион максимально мобилизовал все свои усилия, чтобы все наши компании могли получить помощь в сложное экономическое время. Мы докапитализировали 3 фонда: фонд развития промышленности, фонд микрофинансирования и фонд гарантийной поддержки. Объем докапитализации составил 800 млн рублей, а общий объем фондов достиг 4,1 млрд рублей.
Мы также ввели новую субсидию на покупку оборудования для тех, кто решил производить маски. Регион очень признателен предпринимателям, которые смогли быстро адаптироваться и трансформировать бизнес под нужды общества. Такие компании получили 80%-ую компенсацию стоимости купленного оборудования.
Среди прочих мер поддержки, введенных в Подмосковье – налоговые льготы и отсрочка по арендным платежам.
— С какими проблемами чаще всего обращались предприниматели?
— Е.З: Раньше каждый месяц на нашу горячую линию поступало 800-1000 обращений от МСП. В апреле же, например, мы получили около 3 тысяч звонков. Два основных вопроса, которые волновали предпринимателей — меры господдержки и как их получить. Мы старались как можно быстрее давать обратную связь и помогали получить нужную помощь. Для нас было самым главным, чтобы бизнес не только узнал о возможностях, но и мог ими воспользоваться.
Компании также часто спрашивали о том, когда можно начать полноценную работу, а главное, как ее построить в такой период. Их волновало, как можно максимально безопасно и быстро открыться. В этой части мы тоже старались помочь: принимали стандарты по работе на предприятиях и в организациях, ввели институт стюартов, которые следили за соблюдением норм в каждой организации.
— В пандемию особо остро стоял вопрос занятости, ведь в сложное экономическое время сохранить полностью штат сотрудников проблематично. Логично, что из-за этого растет безработица. Какова ситуация в Московской области по этому пункту?
— Е.З: Ситуация действительно очень непростая. У нас произошло сокращение количества компаний малого бизнеса на менее 1%, при этом число сотрудников, занятых в МСП, сохранилось на прежнем уровне. Это говорит о том, что сотрудники каких-то микропредприятий перешли на работу в другие компании.
Всего же в сфере МСП в Подмосковье работает более 1 млн человек. Надеюсь, эта тенденция сохранится. Мы для этого используем все ресурсы и разработаем новые меры поддержки. В планах также увеличить объем инвестиций, чтобы дать возможность бизнесу развиваться.
Могу сказать, что наши предприятия малого и среднего бизнеса вышли из пандемии с уверенностью в завтрашнем дне. Мы же сделаем все, чтобы эту уверенность сохранить и приумножить.
— Какие преимущества есть у предпринимателей, которые хотят открыть бизнес в Подмосковье? О чем они должны знать, регистрируя компанию в регионе?
— Е.З: Подмосковье — один из регионов, который действительно работает для бизнеса. На сегодняшний момент создана широкая инфраструктура. У нас есть 4 ОЭЗ, и сейчас создается пятая. Это важно, потому что когда бизнес приходит на площадку ОЭЗ, он получает значительные налоговые льготы. Это помогает предпринимателям плавно развивать дело.
У нас также есть около 58 индустриальных парков с подведенной инженерной инфраструктурой. Мы активно следим за их заполняемостью, ведь там бизнесу предоставляют все возможности для развития и роста.
В числе преимуществ региона — еще и 12 технопарков, которые ждут компании соответствующего профиля.
Мы также помогаем компаниям с получением инвестиционного налогового вычета: если предприниматель покупает оборудование для модернизации производства, то получает вычет по налогу на прибыль в размере стоимости оборудования. При этом ставка налога на прибыль снижается с 20 до 10%. Для тех, кто создает объект производства стоимостью от 50 млн рублей, также доступны налоговые льготы на прибыль и имущество.
— А как регион готовится к сезону деловой активности осенью? Что планируется предпринять в случае второй волны?
— Е.З: Предприниматель сам знает, как ему перестроить свои бизнес-процессы. Наша особая задача — помогать в создании новых рабочих мест, так как каждый год число жителей региона растет.
Однако основная цель региона — всячески поддерживать предпринимателя в любых начинаниях. И к этому мы готовы всегда, а не только в период деловой активности. Независимо от того, будет вторая волна или нет, мы справимся.