30 мая 2018

Захар Вальков, исполнительный директор Radius Group об активности online ритейлеров на складском рынке недвижимости и их запросах к логистической инфраструктуре

В последние два года e-com компании демонстрируют повышенную активность на рынке складской недвижимости.
В первую очередь, это связано с активным ростом интернет-торговли в нашей стране. Потребители в России с каждым годом все чаще пользуются услугами online-магазинов и все больше привыкают к такому формату шопинга. В связи с этим на рынке появляется все больше новых компаний, активно расширяют свой бизнес и основные игроки из сегмента e-com. Как следствие, увеличивается спрос на складскую инфраструктуру. Одни компании арендуют склады впервые, другие расширяются или переезжают из спекулятивных зданий в built-to-suit склады, которые они заказывают у девелоперов для длительной аренды или даже покупки.

Как правило, для своих основных распределительных центров online-рителеры выбирают современные объекты класса А, которые по своим характеристикам в целом подходят под их запросы. Можно выделить несколько основных требований e-com компаний к складам. В первую очередь они касаются планировки здания и шага колонн. Наиболее подходящими являются здания прямоугольной формы с большим шагом колонн, которые позволяют ритейлеру эффективно разместить многоярусные мезонинные конструкции внутри склада. Другой немаловажный аспект — это наличие адаптированных под мелко- и среднетонажные автомобили доков, а также более вместительная парковка около склада. Ключевым требованием является хорошая система пожаротушения, которая сможет эффективно тушить пожар даже через многоярусные мезонинные конструкции. Немаловажный аспект для компаний с частично автоматизированными складами — высокая энергонадежность склада, которая сможет обеспечить бесперебойную работу конвейера и своевременную отгрузку товаров покупателям. Более высокие требования online-ритейлеры предъявляют к системам вентиляции, поскольку на их складах работает значительное большее число людей, а также к освещению — в силу того, что заказы формируются из штучных товаров. Кроме того, e-com компаниям нужна большая доля административных и бытовых помещений на складе, для размещения бэк-офисов и центров обработки заявок.

Большинство запросов на склады от online ритейлеров пока поступает от российских компаний, хотя и иностранные игроки сегодня все чаще рассматривают инвестирование в логистическую инфраструктуру. К примеру, в этом году один из лидеров мировой online торговли — Alibaba Group арендовала 21 тыс. кв. м в индустриальном парке «Южные Врата» под свой единственный центр обработки заказов интернет-платформ AliExpress, Tmall и Лоукостер в России. Такой крупный и глобальный игрок впервые инвестирует в складскую платформу у нас в стране. В перспективе число запросов от online-ритейлеров, скорее всего, продолжит расти. Причем запросы будут приходить не только от e-com компаний, но и от традиционных ритейлеров которые будут развивать online-каналы продаж, что мы сейчас уже наблюдаем на примере других резидентов нашего индустриально парка «Южные Врата» компаний Leroy Merlin и Auchan.