6 декабря 2017

Пленарная дискуссия «Транспорт России.
В гармонии с природой»

Онлайн-трансляция
Стенограмма
- Для приветственного обращения к трибуне приглашается Максим Соколов, министр транспорта РФ.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Уважаемый Сергей Борисович, уважаемые коллеги-министры, уважаемые главы субъектов, дорогие друзья!

От имени Министерства транспорта РФ, от себя лично приветствую вас на очередном форуме — на нашей очередной выставке «Транспорт России».

В организации этого главного делового события транспортной отрасли мы руководствуемся следующими ключевыми принципами:

- демонстрировать все лучшее, что есть в транспортном комплексе,
- побуждать к осмыслению и дискуссии будущего российского транспорта,
- укреплять сопричастность транспортного сообщества к формированию устойчивого роста и благополучия нашей страны.

Мне представляется, что именно в этих трех тезисах заключена главная миссия ежегодного международного форума и выставки «Транспорт России».

Из года в год это мероприятие становится все крупнее и содержательнее: за последние десять лет количество компаний увеличилось в три раза, а количество участников, посетителей выставки — более чем в пять раз. И если десять лет назад в 2006 году в нем приняли участие представители трех стран, то сегодня я рад приветствовать своих коллег из более чем 40 государств.

Впереди нас ожидают три очень насыщенных деловых дня — дискуссии, круглые столы, встречи, переговоры и, конечно, знакомство с современными транспортными сервисами, перспективными разработками, идеями, которые формируют образ будущего нашей транспортной системы.

Уважаемые коллеги, сегодня мы не только открываем форум и выставку — сегодня мы открываем новый сайт Министерства транспорта РФ. Благодаря обновленному дизайну и структуре этого сайта информация о деятельности нашего министерства станет еще доступнее и понятнее, визуально привлекательнее как для специалистов, журналистов, так и для широкой аудитории интернет-пользователей — одним словом, для всех, кто по-настоящему интересуется транспортом.

В завершение я хотел бы пригласить вас, уважаемые коллеги, принять в нашем мероприятии самое активное участие: и слушать, и знакомиться, дискутировать, делиться впечатлениями, ведь наша задача — расширить кругозор, опровергать то, что еще раньше казалось немыслимым, предлагать смелые идеи, которые способны изменить мир.

Одиннадцатый форум и выставку «Транспорт России» объявляю открытой!

- Для приветственного обращения к трибуне приглашается Сергей Иванов, специальный представитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта.

- Доброе утро, уважаемые дамы и господа! Искренне рад видеть вас на открытии XI Международного форума и выставки «Транспорт России», которая традиционно, уже в 11-й раз, как было сказано, проводится в рамках ежегодной транспортной недели.

Начать я бы хотел с оглашения приветствия, которое вам направил президент РФ Владимир Владимирович Путин:

«Уважаемые друзья! Приветствую вас в Москве по случаю открытия XI Международного форума и выставки «Транспорт России». Эти традиционные мероприятия по праву считаются ключевыми событиями в жизни отрасли, во многом определяющими основной вектор ее развития. Они предлагают своим участникам насыщенную и разнообразную повестку, предоставляют им хорошую возможность на высоком экспертном уровне обсудить насущные профессиональные проблемы, наметить фронт работ на будущее. Подчеркну: надежное, четкое функционирование всех звеньев транспортной системы имеет большое значение для нашей страны, ее экономики и, конечно, социальной сферы. И потому необходимо делать ставку на качественное обновление транспортного парка, внедрение технологий, отвечающих передовым стандартам безопасности и экологичности. И, конечно, важно совершенствовать государственно-частное партнерство, которое уже зарекомендовало себя как действенный механизм развития транспортной инфраструктуры, создания логистических узлов. Рассчитываю, что форум и выставка пройдут в плодотворном и конструктивном ключе, будут способствовать укреплению деловых связей и контактов, повышению конкурентоспособности транспортной отрасли нашей страны. Желаю вам успехов и всего наилучшего!


Владимир Путин. 6 декабря».

- Уважаемые коллеги, присоединяясь к словам президента. Я бы хотел от себя еще пару слов добавить.

Действительно, за прошедшие годы наш форум стал не только ожидаемым событием в профессиональной транспортной среде, но и по праву зарекомендовал себя как одно из ключевых мероприятий, на котором подводятся итоги деятельности отрасли и озвучиваются планы ее развития на перспективу. Сегодня я это видел наглядно, в короткий срок пробежав по выставке, но там планы очень четко представлены.

Как известно, текущий 2017 год проходит в России под эгидой экологии. На федеральном и региональных уровнях реализуются многочисленные мероприятия, их главная цель — обеспечить экологический поворот в развитии страны, провести модернизацию экономики на основе передовых, так называемых наилучших доступных технологий и строгих экостандартов, начать решать десятилетиями копившиеся проблемы, сформировать в обществе культуру бережного отношения к родной природе. Отрадно, что и вы, представители транспортного сообщества, не остаетесь в стороне от этого нашего поистине всенародного дела. И сегодня в рамках пленарной дискуссии «Транспорт России. В гармонии с природой» вам предстоит обсудить возможности отрасли по снижению отраслью негативного воздействия на окружающую среду, а также предметно рассмотреть передовые практики, доказавшие свою эффективность.

Такие практики уже есть. Вот сегодня на выставке я увидел, что первый в моем присутствии открытый «Автодором» экодук над федеральной трассой в Калужской области заработал. По этому экодуку пошли лоси, кабаны и прочая живность, они пересекают дорогу в безопасном режиме. Это крайне важная задача, так как транспорт в силу объективных причин является одним из основных источников активных загрязнений, и прежде всего атмосферы. Уверен, что совместная работа, деловые предложения, личные контакты, запущенные бизнес-проекты будут содействовать повышению привлекательности российской транспортной отрасли как в плане оснащенности и предоставления услуг, так и экологичности. Желаю всем в полной мере оценить наши возможности и значительные перспективы. Также благодарю вас за внимание. Спасибо.

- Для участия в пленарной дискуссии на тему «Транспорт России. В гармонии с природой» на сцену приглашаются Максим Соколов, министр транспорта РФ; Сергей Донской, министр природных ресурсов и экологии РФ; Олег Белозёров, генеральный директор, председатель правления ОАО «РЖД»; Рустэм Хамитов, глава Республики Башкортостан; Сергей Франк, генеральный директор ПАО «Совкомфлот»; Лоран Ветиманс, генеральный директор направления по использованию АСПГ в качестве транспортного топлива концерна «Шелл»; Михаил Лихачёв, председатель правления, генеральный директор ООО «Газпром. Газомоторное топливо»; Евгений Шварц, директор по природоохранной политике Всемирного фонда дикой природы; Рафаэль Шварцман, региональный вице-президент в Европе Международной ассоциации воздушного транспорта; модератор дискуссии Эвелина Закамская, ведущая телеканала «Россия 24».

- Итак, доброе утро, дамы и господа. Мы рады приветствовать всех участников и гостей пленарной дискуссии «Транспорт России. В гармонии с природой». Первый день международного форума-выставки «Транспорт России» посвящен экологии. На площадке мероприятия мы сможем подвести итоги Года экологии, 2017 года. Влияние транспорта на экологию — это тема, которая касается на самом деле каждого их нас. Сергей Борисович тоже говорил в своем вступительном слове, что эта тема не обходит стороной никого из нас, поскольку за комфорт и высокие скорости человек платит высокую цену. Это осознают во всем мире, это осознают и в России. Многие важные инициативы были приняты в Год экологии, именно в 2017 году.

О них подробнее расскажет Максим Юрьевич Соколов. Я передаю ему слово.

- Какие инициативы начали реализовываться именно в год экологии?

- Сначала хочу сказать, что задумываться об экологических проблемах транспорта мы стали не в Год экологии, а существенно раньше. В 2012 году, когда началась разработка стратегии развития транспортной системы до 2030 года, уже заложен был тренд на экологичность транспорта, и это стало одной из целей развития транспортной системы нашей страны, и она была утверждена правительством в 2014 году, и сейчас в ней существует отдельный раздел о повышении экологичности транспорта. И действительно, если полтора века назад путь из Москвы в Санкт-Петербург занимал 22 часа, то сейчас на самолете это расстояние можно преодолеть за один час, на скоростном поезде «Сапсан» — за 3,5 часа. В следующем году мы в полном объеме запускаем движение по новой скоростной автомобильной трассе Москва — Санкт-Петербург, и без нарушений правил дорожного движения можно будет добраться из одной столицы в другую чуть более чем за шесть часов. Имея позитивную тенденцию сокращения времени в пути транспорта, есть и другая сторона, не такая приятная. Это увеличение нагрузки на среду обитания человека, на экологию. И 20 лет назад мы фактически оказались на пороге глобальной экологической катастрофы, но, вовремя осознав ответственность, мы взялись за ум, и в настоящее время основной задачей перед транспортным сектором во всех развитых странах, в том числе и в России, стало снижение негативного воздействия на окружающую среду без потери ставших уже привычными скорости и комфорта. Сейчас принимаются все необходимые меры, соответствующие международным конвенциям и стандартам, в том числе российским стандартам, меры нормативного административного регулирования, позволяющие сократить загрязнение окружающей среды в результате транспортной деятельности. Так, например, при проектировании западного скоростного диаметра (ЗСД), при его строительстве мы специально принесли несколько опор в акватории Невской губы, чтобы можно было сохранить биоразнообразие этой территории, и на северной части ЗСД был поднят на опору, эстакаду, для того чтобы сохранить связанность территории для краснокнижных животных.

Конечно же, особые меры экологических стандартов предпринимаются при строительстве нашего главного транспортного объекта — крымского транспортного перехода, постоянно ведется мониторинг экосистемы. Перед началом строительства были выполнены мероприятия по сохранению животного и растительного мира: из зоны будущего строительства в аналогичную среду обитания было переселено более 100 представителей фауны и 3 тысячи растений, проведена транслокация краснокнижных растений и животных на специально выделенные компенсационные участки, предусмотрены все меры, проводимые в связи с экологической экспертизой, проведение которой уже стало нормой при реализации любого транспортного крупного проекта.

Примером может послужить и один из самых маленьких в мире заповедников «Галичья Гора». Его площадь — чуть более 200 га в Липецкой области). С подачи Министерства природы мы перенесли траекторию полетов самолетов, которая проходила над заповедником, чтобы устранить малейшее негативное воздействие на качество среды.

Примеров бережного отношения к природе в нашей транспортной отрасли сейчас тысячи, что свидетельствует о том, что мы за эти два десятилетия добились совместными усилиями с нашими транспортными компаниями существенных ресурсов, в том числе и в озеленении транспортного комплекса.

На выставке представлен проект аэропорта Платов, который открывается полетами уже завтра. В рамках строительства этого аэропорта было высажено более 5 тысяч деревьев.

Мы продолжаем совершенствовать транспортное законодательство. В этом году введены новые дорожные знаки, которые ограничивают въезд в определенные зоны транспортных средств с высоким уровнем выброса вредных веществ, и они дают, соответственно, преференции экологически чистым видам транспорта — не только электрическому, но и тем категориям, которые соответствуют 4-му и 5-му классам. Конечно, такие меры мы не вводили бы без согласованных действий с мировым сообществом, с муниципалитетами и с нашими, в том числе иностранными, коллегами в рамках сотрудничества Баренцева партнёрства (вместе с таким государствами, как Финляндия, Швеция, Норвегия). Продолжается работа над совместным проектом транспортного плана Баренцева региона, который будет направлен на создание эффективного, действующего, экологически устойчивого региона с транспортной инфраструктурой на севере Европы.

Ну и, конечно, мы не собираемся останавливаться на достигнутом. И сегодня в каждой отрасли, в каждом виде транспорта, в каждой транспортной компании имеются планы по повышению экологичности. И я уверен: в рамках сегодняшней дискуссии наши коллеги расскажут о том, как мы выходим из красной зоны, в которой оказались несколько десятилетий назад. И сейчас мы все увереннее двигаемся к переходу на экологичные виды транспорта. Это, конечно, и электрический транспорт (большая программа принята в Москве), это газомоторное топливо и ряд других видов топлива, которые не дают таких серьезных выбросов в атмосферу, как это было раньше.

- Сергей Ефимович Донской, министр природных ресурсов и экологии РФ, Министерство транспорта задолго начали готовиться к Году экологии. А каким Год экологии стал для вашего министерства? Как вы оцениваете инициативы и проекты Министерства транспорта?

- Хочется подчеркнуть, что все-таки результаты Года экологии мы будем окончательно подводить на следующей неделе. Следующая неделя у нас — неделя экологии, мы проводим съезд, большую выставку. И как раз подведем итоговые результаты, их оценим. Я хотел бы пригласить всех к дискуссии, обсуждениям, чтобы еще раз подчеркнули те направления, ту работу, которую проводим, делаем, которую необходимо будет реализовать.

Дискуссия для нас очень важна не только тем, что мы подводим итоги, результаты деятельности. Важна именно в части обсуждения — куда двигаться дальше. Пять лет назад принимались важные документы, связанные с экологией. Речь идет об основах экологической политики развития страны до 2030 года. В них особо подчеркивалось внедрение инновационных ресурсосберегающих и экологически безопасных и эффективных технологий, и как раз в то же время мы говорили о транспорте как о ключевом направлении совершенствования с точки зрения экологии воздействия на окружающую среду.

Прежде чем говорить о внедрении инновационного развития транспорта, я хочу сказать о текущем состоянии, влиянии транспорта на состояние окружающей среды. Речь идет о статистике, которую мы собираем, когда готовим ежегодный государственный доклад о состоянии окружающей среды.

Известно, что в течение двух последних десятилетий происходит существенный рост парка автомобильного (ежегодно примерно на 5%). Преимущественно этот рост идет за счет автотранспортных средств. По прогнозам экспертов, уровень автомобилизации достигнет к 2025 году примерно до 450 автотранспортных средств на 1000 человек, при этом около половины легкового автотранспорта имеет возраст более десяти лет, что сказывается на крупных мегаполисах. В частности, уровень загрязнения воздуха наиболее высок вблизи крупных автотрасс. Что касается сферы развития общественного электротранспорта, который имеет меньшее влияния на природу, на окружающую среду, то объем перевозок на данный момент снижается: в частности, перевозки трамваями в городах России снизились в 2016 году на 6,5% относительно 2015 года. Так же снижаются и относительно 2010 года. Тенденция не одна из лучших. Эту ситуацию нужно обсуждать и думать, что делать. С троллейбусами примерно та же ситуация: снижение происходит на 7%.

По выбросам загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта лидирует Центральный федеральный округ, и автопарк здесь намного больше, чем в других округах, и, соответственно, его скученность достаточно большая.

На втором месте — Приволжский федеральный округ: его доля — на уровне выбросов примерно 21%.

Вторым важнейшим фактором, определяющим уровень загрязнения воздуха в связи с состоянием транспортной отрасли, являются условия дорожного движения.

За 15 лет увеличилась автодорожная сеть страны почти в 2 раза, но при этом во многих мегаполисах наблюдается острый дефицит улично-дорожной сети при одновременной перегруженности общественного транспорта. Это задачи, которые перед нами стоят, которые необходимо решать. Соответственно, надо найти меры, пути, на которые необходимо опираться. Какие это решения? Прежде всего, несмотря на рост автотранспорта, меры правительства позволили в последнее десятилетие удерживать объем выбросов от автотранспорта на уровне 13−14 млн тонн. Значительный эффект имели введение и требование качества автомобильного топлива к выбросам загрязняющих веществ от автомобильной техники.

Правительством был утвержден специальный технический регламент о требованиях выбросов автомобильной техники вредных веществ: с 1 января 2013 года все производимые и импортируемые автомобили должны соответствовать классу Евро-4, с 1 января 2016 года на все ввозимые автомобили действует стандарт Евро-5. Соответствие автомобиля экологическому классу Евро-5 может определяться не только по году выпуска, но также и по некоторым техническим особенностям, например пробегу, наличию систем снижения вредных выбросов или переоборудованию двигателя под стандарт Евро. С 1 января 2013 года ко всему топливу, производимому в России, было установлено требование соответствия экологическому стандарту не ниже Евро-3 , с 1 июля 2016 года — Евро-5 . То есть это важное направление, которое имело существенное значение для удержания (при развитии парка) цифр по влиянию на атмосферный воздух в стабильном состоянии. За счет снижения содержания серы в экологическом топливе с момента утверждения новых требований выбросы диоксида серы снизились на 79%, твердых частиц — примерно на 14%. За счет уменьшения содержания ароматических углеводородов в бензинах снизились выбросы бензапирена — на 23%. Вместе с тем сегодня мы понимаем, что экологические требования к качеству топлива не приводит к критическим изменениям ситуации. На самом деле необходимо добиваться, чтобы выбросы снижались.

Одна из дополнительных мер, которые мы видим здесь, — это перевод автотранспорта на газомоторное топливо. Это тоже важное направление, над которым сейчас работает правительство. В целом сравнительная оценка негативного воздействия на окружающую среду показывает безусловное преимущество природного газа как моторного топлива по всем исследованиям, показателям, в том числе и значению удельных выбросов загрязняющих веществ и CO2, а также токсического следа.

Сегодня мировой парк автомобилей, работающих на природном газе, ежегодно увеличивается на 25−30%. Пока в России эта цифра не очень высокая. Над этим надо еще серьезно работать. Мы занимаем всего 14-е место среди всех стран. Сегодня в 58 регионах действует всего 271 автомобильная газонаполнительная компрессорная станция. Суммарная проектная производительность — порядка 2 млрд куб. (ДОБАВИТЬ:м - корректор) в год. Российский парк автомобилей, работающих на природном газе, оценивается примерно как около 120 тысяч единиц. Мы понимаем, что, являясь мировым лидером по запасам и производству газа, Россия может также и здесь лидировать по использованию газа на транспорте. Не менее важной задачей является развитие системы использования общественного и личного транспорта на электротяге и гибридных автомобилей. Сегодня мы должны понимать, что автомобилисты на гибридных и электрокарах — это доноры экологического благополучия мегаполиса, где 90% загрязнения воздуха формируют автомобили. И главные задачи — как обеспечить бесплатные парковки, так и снизить налоги на транспорт. И здесь работы ведутся. Усилиям Минтранса России и МВД России в Год экологии в Правилах дорожного движения появились нормы, определяющие понятие экологического транспорта, что позволит сформировать эти преференции на региональном уровне, и прежде всего в Москве и Санкт- Петербурге, где как раз автотранспорт является основным загрязнителем атмосферного воздуха.

Сокращение автотранспорта также способствует улучшению условий дорожного движения. Это прежде всего строительство современных дорожных развязок путепроводов и других мероприятий, увеличивающих связность улично-дорожной сети, снижающих коэффициент перепробега. В целом изменение структуры транспортного потока в городах в пользу общественного транспорта позволяет сократить и среднее время поездки на общественном транспорте, что, конечно, будет способствовать снижению поездок на индивидуальном транспорте.

И наконец, мы считаем, что приоритетная задача нашего Министерства природных ресурсов и экологии с Минтрансом и Минпромторгом — разработать стратегию обеспечения экологически устойчивого развития транспортного комплекса РФ. Документ позволит сформировать наиболее приоритетные меры по снижению выбросов от автотранспорта за счет современных методов управления, организации дорожного движения, интеллектуальных систем транспорта и сделать тренд на экологичность транспорта необратимым и, соответственно, улучшить экологическую ситуацию в городах. Спасибо.

- Спасибо за интересные факты и статистику. Учитывая негативное влияние транспорта на экологию и те масштабные задачи, которые сейчас стоят перед вами, мы можем сказать, что большую часть итогов Года экологии вы сегодня подвели. Через неделю вам останется сделать немного.

Я передаю слово Олегу Валентиновичу Белозерову, генеральному директору, председателю правления компании «РЖД». Каковы перспективы освоения видов экологического транспорта и видов экологического топлива на железных дорогах?

- Спасибо за приглашение, возможность выступить на столь значимом событии и поделиться с коллегами своим видением, и послушать, на что нужно обратить внимание, чтобы быть конкурентными. Этот год — Год экологии. Жд-транспорт уделяет экологии особое внимание, причем это не в течение года. В этом году мы подвели итоги, сконцентрировались на определенных направлениях. Но самое главное — мы построили наши программы, актуализировали на экологической составляющей, и современный всесторонний анализ дал нам заглянуть в будущее и сконцентрировать усилия на экологической составляющей.

Мы знаем, что вклад транспортной отрасли в парниковые выбросы очень велик — почти 30%. Вместе с тем на российские жд приходится только 1% выбросов СО2 от общего объема парникового облака, создаваемого транспортом России.

Жд-транспорт давно использует самую чистую электрическую энергию. 86% перевозки грузов осуществляется с использованием электротяги, и 85% перевозки пассажиров — тоже электротяга.

Мы не так давно приглашали к себе футуролога. С его точки зрения, в ближайшее время преимущество электрической энергии сохранится. Соответственно, мы элементы развития заложили во все наши стратегические документы.

Жд является самым экологичным видом транспорта. Соответственно, на поездку одного пассажира из Петербурга в Москву на поезде в атмосферу выбрасывается в два с половиной раза меньше углекислоты, чем на автобусе, и почти в 4 раза меньше, чем на самолете. Мы понимаем, что сегодня и в будущем те виды транспорта, которые более экологичны, будут наиболее конкурентнее. Это реальная экономика. Мы понимаем шаги государства, они понятны, прозрачны. И соответственно, как участники конкурентной борьбы считаем, что в этом направлении можем сделать многое.

Еще один пример. На Московском центральном кольце мы используем самые современные электропоезда «Ласточка», и в ряде случаев более 50% электроэнергии рекупирируется, возвращается назад в сеть, которую мы потом сами же и потребляем. В части использования электрической энергии мы увеличим очень серьезно на нашей протяженности сети в ближайшее время на 6 тыс. км движение на электротяге. Это БАМ — всем известная дорога. Использование электрической тяги позволяет снизить затраты почти на 30%, затраты сокращаются при использовании электротяги. Самой большой проблемой, мы считаем, является автономная дизельная тяга. Мы в общем тренде используем и совместно с коллегами-машиностроителями изобретаем новые локомотивы на новых видах тяги, у нас есть газотурбовоз, самый мощный в мире. Он сертифицирован, мы его используем на Свердловской дороге. Есть нюансы. Пока мы не добились хороших результатов работы этого газотурбовоза на холостом ходу. Активно используем аккумуляторы, но хотел бы обратить внимание. Вот мы говорим: использование электрической энергии гибридных двигателей… Но надо подумать в том числе об утилизации и переработке аккумуляторов и всем том, что с этим связано. Кроме того, аккумуляторы надо производить, там тоже используется литий и ряд материалов, а это дополнительная добыча, и поэтому тоже очень взвешенно надо подходить к дальнейшим действиям, чтобы не получать дополнительную проблему. Здесь мы понимаем, что решаем в том числе в рамках экологии накопленные веками проблемы. В программе РЖД есть вопросы: как ликвидировать те проблемы, накопившиеся с 1920−1930-х годов? Большой объем работы сделан и большой объем работы надо проделать. В этом году мы используем более 5 млрд руб. только на вопросы экологии и снижение накопленного ущерба. Сейчас мы используем почти 2 5 млн тонн дизельного топлива, хотим дойти до цифры менее 2 млн тонн. Это большой вклад в снижение парниковых выбросов.

Активно отчитываюсь: приняли участие в Годе экологии. У нас проходил третий жд-съезд, где мы определили основные направления нашей стратегии до 2025 года и вопросы экологии в этой стратегии на первом месте. Спасибо.

- Важная роль отводится газомоторному топливу. Газ — более экологичный вид топлива по сравнению с дизелем. Но эта важная отрасль развития нуждается в импульсе. Республика Башкортостан лидирует в вопросах производства газомоторного топлива. Я передаю слово Рустему Закиевичу Хамитову, главе Республики Башкортостан. Расскажите о ваших проектах, пожалуйста.

- Добрый день, участники форума! Шлю привет из солнечного Башкортостана. Наша республика известна не только нефтью, медом , но и чистым воздухом. Жители больших городов могут сказать, что с воздухом в больших городах тяжело. Сегодня автотранспорт генерирует большое количество выбросов в атмосферный воздух. В Уфе 80% выброса в атмосферу — это автомобильный транспорт. Надо переходить на альтернативные виды топлива. Для нашей страны это газомоторное топливо. «Газпром» добывает 420 млрд кубических метров газа в год. По территории республики проходят гигантские сети трубопроводов, через которые прокачивается в год более 100 млрд куб. м газа. Мы, республика, используем из этих 100 млрд лишь 16 млрд, а в советское время эта цифра была порядка 20 млрд, то есть образовался запас 4 млрд кубов, которые можно и нужно использовать и в качестве газомоторного топлива.

У нас есть большой проект по переработке газа в химические продукты. Но вот газомоторное топливо — это новая для нас история. Мы собираемся использовать этот шанс, шанс использования природного газа в качестве моторного топлива. Сегодня в республике действует большая программа, которая реализуется совместно с «Газпромом». У нас действует 15 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, 13 из них принадлежит «Газпрому» и две принадлежат частной компании. Наши мощности составляют почти 10% от мощностей газонаполнительных станций, расположенных на территории РФ. При этом наше население и доля в экономике — более 3%. В этом году в качестве моторного топлива использовано 29 млн куб. м газа, это уже 1% от объема всех заправок, которые осуществляются на территории республики, включая дизельное топливо, бензин. Это шажок вперед.

У нас сложились тесные партнерские отношения с «Газпромом», подписано двустороннее соглашение с «Газпромом» — «Газпром. Расширение газомоторного топлива». «Газпром» хорошо начал финансировать и строить газозаправочные станции, это недешевые объекты и стоят десятки миллионов рублей. И на самом деле без поддержки «Газпрома» такую работу мы провести не смогли бы. Мы планируем развивать сеть газозаправочных станций в Башкирском Зауралье и работаем в направлении Челябинской и Оренбургской областей. Так что в ближайшее время (БУДЕТ? – корректор) подписано соглашение о строительстве новых шести газозаправок на территории Республики Башкортостан. Отдельная тема — это газобаллонный автомобильный транспорт. Потребление компримированного газа коммунальным общественным автотранспортом и муниципальными компаниями за последние три года выросло компримированного газа — с 2 млн куб. в 2015 году до 10 млн в этом году. То есть пятикратный рост за два года!

За последние три года нами было приобретено около 300 единиц газобаллонной техники, и почти вся эта техника — пассажирские автобусы. И наши субсидии из Республики Башкортостан составили почти 800 млн руб. на покупку такой техники. Кроме того, наша компания самостоятельно приобрела 100 автобусов на газовом топливе, которое производится на нашем предприятии «Нефаз» в городе Нефтекамске. Законодательство республики предусматривает 20-процентную льготу от действующих ставок транспортного налога физическим и юридическим лицам на каждое транспортное средство, работающее на газовом топливе. И для дальнейшего стимулирования планируется дальнейшее снижение ставки до 50%. Кроме того, до 2020 года из бюджета республики будет направлено почти 2,5 млрд руб. на приобретение газобаллонных транспортных средств. И предусмотрена поддержка региональных производителей и поставщиков технологического оборудования. Мы можем делать в РФ передвижные газозаправочные станции. И уже делаем: Уфимский компрессорный завод уже приступил к производству такого оборудования! И в этой работе нам помогает «Газпром», который утвердил «дорожную карту» локализации производства на базе Уфимского компрессорного завода.

Еще один перспективный проект — производство модульных компрессорных блоков для заправки газом автобусов. Автобусы и коммунальный транспорт будем переводить на природный газ. Что выгоднее — компримированный газ или сжиженный газ? Сжиженный газ, который тоже имеет значительную рыночную нишу, прежде всего для большегрузов, для железной дороги интересно было бы использовать. И поэтому и это направление мы будем развивать. И один из потенциальных потребителей — это Куйбышевская жд. Мы надеемся на то, что проект строительства международного транспортного коридора Европа — Западный Китай будет реализован. И вдоль этой трассы хотелось бы построить газозаправочные станции через каждые 50−60 км, иметь газозаправочные комплексы. Через республику проходят трассы М-5, М-7, которые также планируем обеспечить газовой инфраструктурой. Так что, уважаемые коллеги, движение началось. Направляются в развитие отрасли миллиарды рублей. Я уверен, что при плотной работе можно довести транспорт, работающий на газе, до 10%. Это будет хороший показатель, это означает, что на 10% мы снизим давление на атмосферный воздух дизельного топлива и бензина. Спасибо большое. Приезжайте в Башкортостан!

- Спасибо большое, Рустэм Закиевич, что озвучили свои планы. Будет ли переведен губернаторский автопарк на газомоторное топливо?

- После того как руководство «Газпрома» пересядет на газовые автомобили, после этого и переведем. У нас уже есть сегодня в автопарке автомобили, работающие на газе. И газозаправочные станции в Уфе расположены достаточно плотно, и проблем с заправкой газом нет.

- Михаил Владимирович Лихачев, председатель правления, генеральный директор «Газпром. Газомоторное топливо». Какие проекты вы реализуете, чтобы обеспечивать спрос на газомоторное оборудование?

- Спасибо большое за возможность высказаться на таком представительном форуме. Я хочу сказать, что «Газпром» принял решение создавать заправочную инфраструктуру. Еще три-четыре года назад стоял вопрос очень остро. Рынок газомоторного топлива все время шел вниз, но сегодня нашими действиями как в строительстве по компримированию газа, так и по принятию программ по развитию рынка сжиженного природного газа видны успехи. Даже если инфраструктура полностью не закрыта, то мы это сделаем. Я хотел бы рассказать о работе нашей компании. «Газпром» обладает самой крупной сетью АГНКС в России. На 01.01.2017 года 255 объектов. «Газпром» является ключевым инвестором в строительство объектов заправки транспортных средств природным газом. Для системной работы по развитию рынка была создана компания «Газпром. Газомоторное топливо», которая консолидирует в себе все профильные активы группы «Газпром» и обеспечивает строительство новой производственной сбытовой инфраструктуры.

За два последних года, с 2015-го по 2017 год, мы ввели в эксплуатацию 43 новых объекта, в 2015-м — 1, в 2016-м — 35, в 2017-м — 7. И до конца года еще введем 16 объектов. Таким образом, в 2017 году мы еще построим 23 объекта по всей России — доведем общую сетку АГНКС до 278 объектов. Работа по развитию газозаправочной инфраструктуры ведется в приоритетных регионах, в которых создаются локальные рынки. В перспективе это позволит сформировать единую федеральную сеть и выстроить газомоторные коридоры на территории страны. Помимо строительства стационарных АГНКС используется мобильный формат доставки топлива до потребителя — передвижные автогазозаправщики, модули компримированного природного газа. Использование природного газа в качестве моторного топлива имеет ряд важных преимуществ перед традиционными видами моторного топлива. Это:
1) экологичность,
2) экономичность,
3) энергоэффективность,
4) безопасность,
5) ресурсообеспеченность.

Частичное замещение традиционных видов моторного топлива природным газом позволит повысить энергетическую безопасность страны за счет диверсификации рынка моторного топлива в сторону более широкого применения моторного топлива и развития внутреннего рынка газа и обеспечит импортозамещение, модернизацию и развитие промышленного производства оборудования для использования моторного топлива, в том числе отечественного двигателестроения, поможет развить транспортное машиностроение, создать новые образцы газомоторной техники высокого экологического класса.

В России окружающая среда в городах и на прилегающих территориях (74% населения) подвергается существенному негативному воздействию, источниками которого являются объекты промышленности энергетики и транспорта. В городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха проживает более 17 млн человек. В соответствии с транспортной стратегией РФ на период до 2030 года предусматривается увеличение доли альтернативных видов топлива на транспорте до 21%, а также стимулирование приобретения экологических транспортных средств, разработка методики и комплексной оценки негативного воздействия транспорта на окружающую среду. Поставленные задачи возможно решить, если проекты по переводу на природный газ будут отнесены к «зеленым» технологиям, будут созданы «зеленые» фонды. Под эти цели разработаны правила «зеленого» финансирования таких проектов. Кроме того, необходимо создание системы транспортного экологического мониторинга. В октябре этого года на пленарном заседании форума «Российская энергетическая неделя» В. В. Путин отметил, что газомоторное топливо является гораздо более высокоэкологичным, чем электромобили (некорректное сравнение- корректор). Таким образом, президент России обозначил стратегическое направление развития экологической составляющей отечественной автомобильной отрасли — более широкое использование природного газа в качестве моторного топлива. Для объективной оценки ул