23 августа 2018

Правительство подписало распоряжение о концессии на строительство СШХ

В начале августа 2018 года премьер — министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение правительства РФ, регламентирующее заключение концессионного соглашения с ООО «СШХ» (Северный широтный ход). Документ регламентирует вопросы финансирования, строительства и дальнейшей эксплуатации сторонами инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования на линии Обская — Салехард — Надым. Правительственное распоряжение стало не только важнейшим документом для эффективного социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа, оно также полностью согласуется с пунктами, принятыми ранее и лежащими в основе документа «Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года» и стратегии социально-экономического развития Сибири на этот же период. Подобное сочетание нескольких стратегических программ планомерно рождает синергетический эффект при реализации этого амбициозного инфраструктурного проекта.

Начало строительства Северного широтного хода прорабатывалось в течение нескольких лет. Ввод проекта в эксплуатацию даст возможность полностью реализовать масштабные задачи по освоению российской Арктики. Новая железнодорожная магистраль позволит развивать проекты, связанные с эксплуатацией месторождений, сократит время в пути и упростит доставку грузов из Западной Сибири, максимально разгрузив Транссибирскую магистраль. Строительство СШХ формирует возможности для стремительного развития экономики округа, гарантируя местному бюджету дополнительные налоговые доходы, которые, как отметил, выступая перед журналистами, врио губернатора ЯНАО Дмитрий Артюхов, «мы можем потратить на строительство новых детских садов, школ, спортивных комплексов и другой необходимой людям социальной инфраструктуры». Причем, как отметил господин Артюхов, магистраль появится благодаря концессии, государственно-частному партнерству, которое, по его мнению, является «наиболее прогрессивной формой реализации таких крупных капиталоемких инициатив, позволяющих обеспечить их финансирование».

Здесь стоит подчеркнуть, что, как следует из распоряжения правительства, ОАО «Российские железные дороги» обеспечит финансирование и выполнение работ по реконструкции железнодорожной линии Коноша — Котлас — Чум —Лабытнанги Северной железной дороги, включая реконструкцию станции Обская и железнодорожной линии Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево Свердловской железной дороги и ввод указанных объектов в эксплуатацию.

В свою очередь, в рамках концессионного соглашения ПАО «Газпром» обеспечит финансирование, проектирование, реконструкцию и ввод в эксплуатацию железнодорожной линии Надым — Пангоды (железнодорожного участка Надым (Хорей) — Пангоды) в соответствии с согласованными техническими параметрами.

Правительство ЯНАО выступит инвестором строительства автомобильной части моста через Обь и предоставит необходимую проектную документацию. Также регион предоставит в федеральную собственность земельные участки, необходимые для строительства полярной магистрали, обеспечит доступ строителей к водным и лесным объектам.

Как сообщали ранее в ООО «СШХ», с целью ускорения подготовки
проектно-сметной документации были начаты подготовительные работы в районе переправы Салехард — Лабытнанги. В данный момент на берегу реки Обь проводятся статические испытания грунта свайными опорами — специалисты оценивают, как поведет себя грунт во время строительных работ, рассказали в компании.

Эксперты отмечают, что подобные проекты не только решают экономическую судьбу региона, но и свидетельствуют об укреплении политических позиций самого молодого управленца страны.

Как уверен политолог Кирилл Истомин, инфраструктурный проект следует рассматривать в трех плоскостях. Во-первых, реализация этого проекта —заслуга господина Артюхова, который им занимался с 2016 года, и во многом его назначение на должность врио связано с успешным запуском СШХ. В случае его избрания на должность губернатора СШХ станет якорным проектом его первого срока, тем более что он благодаря этому проекту находится в хороших отношениях с председателем правительства Медведевым, руководителями ОАО «РЖД» и ПАО «Газпром». Во-вторых, для региона реализация проекта может дать диверсификацию экономики, которая в основном сейчас связана с нефтегазовой отраслью. В этом случае СШХ позволит дать импульс развития транспорта, который в отличие от нефти и газа менее волатилен, а также увеличит поступление налога на прибыль и подстегнет строительный сектор. Ну, а в-третьих, СШХ дает возможность полномасштабного развития Северного морского пути, гарантируя доставку грузов до порта Сабетта, что сделает возможным выполнение задачи, которая поставлена президентом, по доставке грузов в 80 млн т ежегодно.

При этом политолог Дмитрий Орлов обращает внимание, что новый проект резко повышает качество и инфраструктурные возможности по освоению Севера и выходит по своему потенциалу за пределы региона, а также явно показывает, что на подобные проекты федеральный центр готов давать деньги в любых геополитических условиях. Фактически СШХ становится одним из приоритетных проектов по созданию новой российской экономики.

Здесь стоит напомнить, что Северный широтный ход предполагает строительство новой железной дороги длиной 686 км, которая соединит Северную и Свердловскую железные дороги. Также необходимо отметить, что для железнодорожного строительства это будет первая концессия. Предварительную стоимость проекта специалисты оценивают в 230−260 млрд руб.