Накануне Дня строителя, который отмечается ежегодно каждое второе воскресенье августа, интервью для сайта пресс-центра РБК дал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин

— Марат Шакирзянович, в Москве трудится многочисленный отряд строителей. Сколько рабочих мест они создают?

— У нас действительно работает мощный строительный отряд, один из самых многочисленных, если сравнивать с другими городами. Из более чем 12 млн человек, а именно столько составляет официальная численность населения нашего мегаполиса, деятельность миллиона из них так или иначе связана со строительством. То есть получается, что непосредственно в строительстве и смежных отраслях трудится каждый двенадцатый москвич.
Более того, если учесть, что одно рабочее место в строительстве формирует до восьми мест приложения труда в других отраслях экономики — торговле, ЖКХ, сфере услуг и так далее, — получается, что наши строители еще и обеспечивают стабильной работой и зарплатой 75% москвичей. Это две трети населения города!
Вот почему стройкомплекс мы абсолютно справедливо называем локомотивом всей столичной экономики, главным лекарством от любого кризиса. И именно поэтому мэр Москвы Сергей Семенович Собянин считает поддержку стройкомплекса важнейшим приоритетом. Ведь будет строиться Москва — будут развиваться и смежные сферы: транспорт, промышленность, ЖКХ, логистика, торговля, социальная инфраструктура. А тем, кто в этих отраслях трудится, гарантирована стабильная работа и доход на несколько лет вперед.

— Какие вызовы стоят сегодня перед стройкомплексом? Очевидно, это программа реновации?

— Самый главный вызов — это градостроительное развитие столицы как комфортного и удобного города для жизни, работы и отдыха. И это не только программа реновации, но и, в первую очередь, дальнейшее строительство и модернизация транспортной инфраструктуры, без которой такой огромный мегаполис, как Москва, просто не сможет полноценно развиваться.
И в этом плане мы за последние шесть лет добились значительных успехов: по темпам и объемам строительства метро, рельсового транспорта, дорожно-транспортной инфраструктуры Москва входит в число мировых лидеров, но самый главный результат — реальное улучшение транспортной ситуации. Фактически шаг за шагом нам удается разгружать город, экономить москвичам время на дорогу.
И если сегодня в большишнстве мегаполисов, таких как Берлин, Сингапур, Нью-Йорк, Шанхай, Лондон, Мехико, Пекин, загруженность дорог растет, в Москве продолжает снижаться: только за последние четыре года загруженность столичных трасс снизилась на треть — с 57% до 44%, а среднее время в пути сократилось на пять минут, что является одним из лучших результатов среди мегаполисов мира. При этом по росту количества поездок на общественном транспорте в расчете на одного человека Москва также в числе мировых лидеров.
Безусловно, и программа реновации, к которой мы приступаем, — один из главных вызовов, стоящих сегодня перед нами. Эта программа по масштабности и амбициозности не имеет себе равных в мире. Рассчитана она на 15–20 лет, и ее реализация позволит не только улучшить жилищные условия более чем миллиона москвичей, но и создать людям, а это не только жители сегодняшних хрущевок, но и горожане, проживающие по соседству, абсолютно новую городскую среду обитания — комфортную, удобную, открытую, проницаемую, обеспеченную всей необходимой инфраструктурой в пешей доступности, дружелюбную, радующую глаз. По сути, это новый образ жизни.
Я уже не говорю о том, что реновация положительно повлияет на общий облик города, в первую очередь — на фонд недвижимости, который очень быстро стареет. Благодаря современным планировочным решениям застройка станет привлекательной, время каменных джунглей и серых «спальных мешков», как совершенно справедливо называют московские однотипные микрорайоны, уйдет в прошлое. Реновация обновит и инженерные сети, процент износа которых в подобных кварталах довольно высокий.
Есть масса других плюсов, которые дает эта программа. Один из них, и очень важный, — положительное влияние на ту же транспортную ситуацию. Ведь сегодня пятиэтажные районы в своей массе — это территория однородной застройки с очень небольшим количеством рабочих мест. При сносе старых домов и возведении на этих участках новых, с нежилыми первыми этажами, появятся новые точки притяжения и рабочие места. А значит, москвичи смогут работать недалеко от дома. Это приведет к снижению маятниковой миграции, нагрузки на городские дороги и магистрали. Появятся новые проезды и пути объезда. Ведь сегодня многие застроенные районы как мешки — тупиковые, а при квартальной застройке они станут транзитными, то есть, проницаемыми.

— Насколько вырастут количественные показатели всего московского стройкомплекса из-за реновации?

— В Москве огромное количество строительных компаний. По объемам возводимых объектов и количеству специалистов нашей отрасли российская столица входит в десятку крупнейших строительных комплексов мира. У нас мощнейший стройкомплекс, в котором работают порядка 1 млн человек. Я уверен, что большинство компаний, имеющих свои строительные компетенции, мощности, примет участие в конкурсах по программе реновации. Кто победит, тот и станет строить. Однако подбор подрядчиков будет жестким — сейчас разрабатываем дополнительные квалификационные требования. Главный вопрос, чтобы компании были способны выполнять работу в указанные сроки и за деньги, которые мы готовы платить. Возможно, придется привлекать силы со стороны — из Московской области, из ближайших регионов.
Считаю, что стройкомплекс с этой масштабной программой справится. Что касается объемов недвижимости, а это главный количественный показатель, то потенциал застройки кварталов на подобранных стартовых площадках (их на сегодняшний день порядка 300) — около 5 млн кв. м. Всего же в рамках реализации программы, рассчитанной, напомню, на 15–20 лет, в Москве может быть построено 15–17 млн кв. м нового жилья. Мы предполагаем, что на пике программы реновации ежегодно будет строиться около 3 млн кв. м. И нам эти объемы вполне по плечу.

— РБК — это бизнес-площадка. Каковы сегодня принципы работы с инвесторами, частными строительными компаниями — и по программе реновации и вне ее? Как город помогает инвесторам?

— Еще раз подчеркну, что программа реновации не задумывалась как инвесторская, поэтому участия девелоперов в ней не предусмотрено. Это программа исключительно социальная и будет реализовываться за бюджетный счет.
Что касается работы города с инвесторами, то за последние шесть с половиной лет мы выстроили с ними конструктивную систему взаимодействия: приглашаем к сотрудничеству по всем направлениям городского строительства, включая возведение жилья с социальной инфраструктурой, транспортно-пересадочных узлов, реорганизацию промзон, парковых территорий и так далее. Климат, созданный городом для инвесторов, благоприятный, и мы продолжаем обеспечивать максимально комфортные условия для реализации различных инвестиционных проектов.
Судите сами: фактически половину объема всех инвестиций города обеспечивает именно строительный комплекс. На средства инвесторов в городе ежегодно строится более 85% всей недвижимости, это наглядное свидетельство высокого уровня инвестиционной активности. Политика поддержки инвесторов у нас целенаправленная, мы всегда стараемся идти им навстречу.
Так, если инвестор желает принять участие в проекте, предусматривающем комплексное развитие Москвы, поддерживаем его кандидатуру на ГЗК, приоритетно рассматриваем и крупные инвестпроекты по объектам транспортной инфраструктуры и ТПУ, созданию индустриальных парков, технопарков, технополисов и промзон. Кроме того, снижена арендная ставка на земельные участки и первоначальный взнос на начало строительства. Это разовая мера, но дает быстрый эффект.
Город также идет навстречу инвестору, если тот желает изменить функциональное назначение возводимого объекта. Чтобы поддержать девелоперов, строящих жилье, принята важнейшая мера поддержки на федеральном уровне по субсидированию ипотечных ставок. Для Москвы это очень важно, потому что по статистике более 70% жилья в новостройках города приобретается по ипотечным кредитам. То есть, с одной стороны, эта мера помогает людям улучшать свои жилищные условия, а с другой — помогает застройщикам стабильно работать и браться за новые проекты.
Я уже не говорю о том, какую колоссальную работу мы провели по снижению административных барьеров. Фактически стройкомплекс работает сегодня по принципу «одного окна». Так, вместо десяти различных видов экспертиз теперь проводится одна-единственная, а четыре вида строительного надзора объединены в государственный строительный надзор. Отменили согласования префектур и управ на всех стадиях, теперь это делает стройкомплекс, сокращаем сроки прохождения различных процедур, практически все услуги переведены в электронный вид, что экономит и время, и деньги девелоперов. Внедрили специальный сервис «Калькулятор процедур», чтобы помочь инвестору оперативно получать исчерпывающую информацию обо всех этапах реализации его проекта. То есть мы целенаправленно снижаем административную нагрузку на бизнес.
Поэтому инвесторы никуда из Москвы не уходят, активность по-прежнему высокая. Более того, с участием частного капитала в столице строится не только жилье, офисы и торговые центры, но и активно возводятся школы, детские сады и поликлиники — в рамках комплексной жилой застройки, а также реализовываются крупнейшие инфраструктурные проекты, имеющие огромное значение в общегородском масштабе. Так, инвесторами построен стадион «Открытие Арена» («Спартак»), который уже принял игры Кубка конфедераций, а в будущем году станет одной из площадок чемпионата мира по футболу; введена в эксплуатацию арена ЦСКА, достраивается стадион «Динамо». В Нагатинской пойме инвесторы возводят уникальный детский парк развлечений «Остров мечты», который станет крупнейшим в Европе. Силами девелоперов территория бывшего автогиганта ЗИЛ шаг за шагом превращается в современный район, сопоставимый по площади и населению, которое там будет проживать, со среднестатистическим городом: инвесторы уже построили и ввели там два уникальных объекта на территории спортивного кластера «Парк легенд» — Ледовую арену и Центр водных видов спорта. Кроме того, строят жилье, социалку и так далее.
Мы понимаем, что комплекс задач, стоящий перед городом, бизнес-сообществом и стройкомплексом, невозможно реализовать без эффективной системы взаимодействия, без обратной связи с инвесторами. Поэтому еще в 2014 году образовали Клуб инвесторов, который и стал той специальной площадкой для постоянного эффективного диалога между бизнесом и органами власти.

— Каковы главные стройки Москвы? Не уйдут ли они в тень из-за начала масштабной программы реновации?

— Приоритетными по-прежнему остаются транспортные стройки — это, в первую очередь, метро, развитие железнодорожных направлений, интеграция их с метро в единую сеть рельсового транспорта, а также развитие дорожно-транспортной сети. Это по-прежнему возведение объектов социальной и спортивной инфраструктуры. Все объекты, включенные в Адресную инвестиционную программу, будут строиться, все обязательства перед городом и москвичами выполним. Программа реновации никоим образом не вытеснит из поля зрения и области повышенного внимания ни метро, ни дороги, ни детские сады, ни школы, ни поликлиники, ни стадионы, ни другие проекты.
Напротив — программа реновации во многом определит и строительство инфраструктуры: напомню, что все кварталы в обязательном порядке будут обеспечены объектами образования, здравоохранения, спорта. Более того, реновация подстегнет и создание транспортной инфраструктуры. Эти кварталы расположены в непосредственной близости от действующих станций метро и МЦК, а также строящихся станций и линий. Например, большинство кварталов расположено вдоль возводимого Третьего пересадочного контура («второго кольца»), строительство которого мы планируем завершить в 2020 году.
Так что москвичи, жившие в хрущевках и не имевшие в пешей доступности станций метро, переехав в новые дома, будут обеспечены транспортной инфраструктурой. Кроме того, реновация предусматривает и модернизацию улично-дорожной сети, и строительство удобных подъездов, и внутриквартальных дорог и так далее. Так что эта программа — отличный стимул строить все, что нужно для москвичей.
Среди других главных строек — завершение строительства и открытие в этом году уникального парка «Зарядье», который станет настоящим подарком всем москвичам и гостям столицы в год 870-летия Москвы; окончание строительства тренировочных футбольных полей к чемпионату мира по футболу — до конца года все они будут готовы. Как я уже говорил, это и те объекты, что возводят инвесторы, в том числе парк «Остров мечты», стадион «Динамо», освоение промзон ЗИЛ, «Серп и молот», территории бывшего Тушинского аэродрома и ряд других. Кстати, хочу напомнить, что буквально два месяца назад мы завершили настоящую стройку века, а именно — реконструкцию Большой спортивной арены «Лужники» — главного объекта мундиаля 2018 года. Это большое событие не только для нашего города, но и для всей страны.

— Мы записываем интервью накануне Дня строителя. Отличается ли повестка дня праздника в этом году?

— День строителя проведем традиционно: как и в предыдущие годы, накануне праздника состоится заседание коллегии стройкомплекса, где мы подведем итоги нашей работы за семь месяцев года и определимся с первоочередными задачами до конца года. Сам же праздник с награждением и чествованием лучших представителей нашей профессии, а также праздничным концертом пройдет, как и в прошлом году, в «Лужниках».

Подготовил Игнат Бушухин специально для пресс-центра РБК
Made on
Tilda