Поток эко-туристов к 2024 году может увеличиться до 10 млн человек

На площадке РБК в пятницу состоялась конференция «Развитие экотуризма в рамках реализации нацпроекта „Экология“». В ней приняли участие представители Минприроды, в частности руководитель Информационно-аналитического центра заповедного дела, а также глава Национального туристического союза, эксперты и бизнесмены.

Они обсудили главные вопросы и сложности, связанные с развитием экотуризма: как сделать привлекательными экопарки для туристов, заинтересовать бизнес, интегрировать в проекты местное население и при этом не навредить самим природным системам.

«Тема экологического туризма, с одной стороны, нова, но с другой — стара как мир. Это познавательный туризм, который позволяет приблизиться к природе», — первым взял слово директор Информационно-аналитического центра заповедного дела Андрей Барышников.

Основные задачи в этом направлении — развивать существующие природоохранные территории и создавать новые — были закреплены в указе президента от 7 мая 2019 года, напомнил Барышников. «Планируется создать 24 новые территории, шесть из которых будут в Крыму, а также увеличить поток туристов», — рассказал Барышников.

По его данным, в этом году нацпарки посетили 8,5 млн человек, а к 2024 году эта цифра должна вырасти до 10 млн. Впрочем, представитель Минприроды оговорился: цифра в 8,5 млн не окончательная, финальная будет озвучена в январе 2020 года. Коррективы могут возникнуть из-за того, что Росзаповедцентр и Росстат используют разные методологии подсчета. И в этом, признался Барышников, тоже есть определенные трудности, которые еще предстоит преодолеть.

Привлечение потока туристов на новые и уже существующие территории должно происходить постепенно, чтобы не навредить экосистемам и интегрировать местное население, считает Барышников.

Споры между участниками конференции вызвали вопросы о том, нужно ли сначала развивать инфраструктуру природоохранных территорий или сперва необходимо оценить поток туристов, которые эти территории реально могут выдержать.

«Но как оценить, сколько в городе лыжников, если там, например, нет подъемников», — разводил руками учредитель Национальной туристической инициативы Александр Железняк.

«У нас [в России] почти 2 млн кв. км особо охраняемой территории, но хотелось бы использовать их эффективно, не нанося ущерб природе, — взял слово Роман Скорый, президент Национального туристического союза.

Он отмечал, что один из негативных примеров, когда объект культурного наследия оказался не готов к приему туристов, — это Байкал. Туда ежегодно едет большое количество туристов, но для них не создано всех необходимых условий. «Нам нужно как можно скорее взять эту ситуацию под свой контроль», — говорил эксперт.

Даже для небольших парков необходимо строить парковки, информационные центры, магазины, как минимум открывать туалеты, соглашались все участники конференции. А для удаленных объектов — строить отели и прокладывать экотропы, а уже потом массово звать туристов. Потому что, только создавая адекватную инфраструктуру, можно защитить природу. В то время как отдых «дикарями» наносит ей непоправимый вред.

В подтверждение этих тезисов Александр Железняк привел статистку — так, 95% туристов — это люди, которые готовы выйти на дневную прогулку, но им необходимо вечером вернуться в комфортные условия. И только 5% тех — кто ходит с 70−80-литровыми рюкзаками самостоятельно по сложным трассам.

«Люди хотят наслаждаться природой, а не переживать из-за карт или разрядившихся навигаторов, — отметил Железняк. — При этом стихийный поток даже в одну тысячу туристов может нанести очень большой ущерб заповеднику. Поэтому первое, что нужно сделать для туристов, — это экотропы и навигацию. Мы сделали навигацию на Севастопольской тропе, и люди стали меньше теряться. Меньше стало обращений в МЧС».

Еще одна проблема — это взаимодействие с местным населением, говорит директор по развитию благотворительного фонда «Заповедные тропы» Ксения Гаспарян. На начальной стадии развития объектов местные жители могут быть против, но именно с их поддержкой можно развивать экотуризм и сохранять культурные объекты, например деревянное зодчество в деревнях. «Можно развивать сельский туризм и размешать людей в домах», — отметила Гаспарян.

Именно местные жители потом встают на защиту экотуризма, когда понимают, что потоки туристов приносят им больше денег, чем собирательство в лесу, говорила Ксения.

При этом для строительства новых объектов и прокладки экотроп лучше привлекать профессиональных экспертов, а не экспериментировать на объектах, заметила доцент кафедры рекреационной географии и туризма МГУ Наталья Шабалина. По ее мнению, очень важно просвещать население и в первую очередь — детей. «Узнай, полюби и сохрани», — соглашалась Гаспарян.

Но налаживать взаимодействие нужно не только с местным населением, но и с бизнесом. Участники конференции соглашались: сейчас предприниматели либо слабо взаимодействуют с парками и руководством нацпарков, либо сознательно уходят в тень. «Законы у нас для самых упорных», — посетовал Леонид Гункевич, представитель туристического кластера «Гора Белая».

Участники конференции уверены, что потоком туристов можно управлять искусственно уже после создания инфраструктуры: рекламируя объекты и снимая про них фильмы. Главное, чтобы сами парки и территории были готовы к приему гостей.

«Многие страны зачастую искусственно придумывают истории, чтобы завлечь туристов. Например, одна из авиакомпаний финансировала производство нескольких фильмов про Японию, чтобы увеличить авиапоток между Китаем и Японией», — рассказывал Роман Скорый. В итоге число рейсов из Китая в Японию в конкретный город, который фигурировал в фильмах, увеличилось с одного рейса в неделю до трех рейсов в день.

«Есть у нас озеро Эльтон, оно соленое и прозрачное, подобный объект есть в Японии, и там люди платят бешеные деньги, чтобы туда попасть и сфотографироваться. Там нереальное количество народа», — говорил Барышников. Все дело в правильном маркетинге, соглашались участники конференции.