26 марта 2019

Как миллениалы меняют рынок коммерческой недвижимости

Елена Полухина, руководитель отдела коммерческой недвижимости группы компаний STONE HEDGE:
«Сегодня о том, как поколение миллениалов меняет потребительский рынок, активно рассуждают эксперты во всех отраслях. Всем очевидно, что следующие два-три десятилетия именно поколение Y «будет править балом» во всех рыночных индустриях, а значит, уже сейчас нужно сфокусироваться на их интересах и менталитете, чтобы через какое-то время не оказаться в аутсайдерах своего дела.
Для рынка недвижимости миллениалы тоже новые игроки и пока еще «тёмные лошадки». Сейчас почти невозможно понять, насколько востребованным окажется классический формат недвижимости у представителя поколения Цукерберга и Дурова, и будет ли востребован вообще. А тем временем процесс строительства недвижимости занимает минимум два года, у девелоперов просто нет времени ждать ответа на этот вопрос, значит необходимо идти в авангарде и предвидеть тенденции, которые позволят продукту «остаться в строю» как минимум лет на пять. И если у жилой недвижимости ещё есть небольшой запас времени: здесь миллениалы всё-таки не окончательно вступили в своё платёжеспособное состояние и в большинстве случаев решение о покупке пока принимается их родителями, то у коммерческой недвижимости этого времени нет.

Чем центральнее, тем лучше

Представители поколения Y сегодня самые востребованные кандидаты для НR. Заполучить талантливого и молодого сотрудника, и желательно из ультрапередовой IT-индустрии, мечта всех компаний. «Молодые и талантливые» знают об этом, поэтому стараются выбирать для себя только лучшее, в том числе и будущий офис. Для большинства из них важно, чтобы он находился в центре, был не ниже класса В+, имел собственную парковку и хорошую инфраструктуру.

Кстати, жить представители Y тоже всё больше предпочитают в центре и на съемной квартире со всеми удобствами. Но не потому что это «про понты и статус», а потому что так удобнее добираться до работы. Главный месседж миллениала — лучше подороже, но в центре и поближе к работе, чем за городом и в двух часах езды от офиса. В отличие от своих предшественников, поколения X, миллениалы подбирают жильё рядом с работой, а не работу рядом с жильём. Тренд вполне можно отследить по вакантности офисов класса, А и B+ в центре Москвы. В 2018 году она продемонстрировала рекордно низкие показатели.

Титул собственности уже не так важен для миллениалов, они спокойно относятся к аренде. Купить офис готовы и могут немногие, а вот взять в аренду им уже вполне по плечу. Но только без ущерба для собственного комфорта и лишних вложений в ремонт. В связи с этим большую популярность набирают офисы с ремонтом.

Несколько лет назад рынок недвижимости захватил и не оставил равнодушным клиентов продукт «квартиры с отделкой». Сегодня он набирает популярность и в коммерческом сегменте. По нашей статистике, девять из десяти клиентов выбирают офис с готовым ремонтом. Готовы даже поступиться квадратными метрами или платить чуть дороже, но лишь бы как можно скорее заехать и не слышать стук молотка. Именно поэтому в нашем бизнес-центре 7ONE мы полностью перешли на предложения с ремонтом. И сегодня арендаторы даже не спрашивают о других вариантах.

Всё в одном флаконе

Помимо центрального расположения Y-сотруднику важно, чтобы всё необходимое находилось если не в одном телефоне, то хотя бы не дальше нескольких этажей от собственного офиса.

Желания вполне оправданы и понятны. Рабочий день современного «офисника» может начаться рано утром, как подобает жаворонку, поэтому важно, чтобы рядом с офисом была хорошая кофейня с бодрящим кофе и круглосуточный фитнес-клуб, а закончиться может далеко за полночь, поэтому необходимо, чтобы в офисе были все возможности для отдыха в перерыве, а еще лучше весь набор нужной инфраструктуры: от химчистки до автосервиса. Концепция «город в городе», именно в её русле реализован наш бизнес-центр NEO GEO, сегодня вырывается вперёд и может помочь убедить лучшие кадры, что именно ваш офис — самое подходящее место для реализации креативных бизнес-идей.

Офис для всего

Стремление к самоопределению и желание создавать уникальный продукт определяет миллениалов. Для них важно не только месторасположение, но и гибкость пространства, возможность не делить свой день на досуг и работу, а гармонично сочетать их в универсальном для этого месте. Поэтому офисы всё больше заполняются и продумываются с точки зрения хобби-фишек, а созданием правильной атмосферы, которая поможет сотруднику творить, озадачены сегодня все работодатели. Теперь то, что сотрудник думает о своём офисе, не менее важно, чем фидбек от клиента".