6 ноября 2018

Марс Газизуллин: «Мосинжпроект» — в сотне крупнейших компаний России

В 2018 году московский инжиниринговый холдинг «Мосинжпроект» отмечает 60-летний юбилей. О столичных мегапроектах, о результатах и планах компании рассказывает генеральный директор АО «Мосинжпроект» Марс Газизуллин.
— Расскажите для тех, кто не знает: что такое «Мосинжпроект»?

 — Если вкратце — многопрофильный инвестиционно-строительный холдинг полного цикла, которым сегодня является «Мосинжпроект», был создан на базе одноименного проектного института Москвы, существующего с 1958 года, который проектировал инженерные коммуникации, жилые кварталы и крупные дорожные объекты столицы, в том числе Третье транспортное кольцо.

Специалисты института принимали участие в проектировании Останкинской телебашни, объектов Олимпиады-80, торгового комплекса «Охотный Ряд» на Манежной площади с имитацией подземной реки Неглинки.

Полвека назад при непосредственном участии специалистов института была проведена массовая газификация города, заложены основные канализационные системы Москвы и инженерные коммуникации жилых микрорайонов, разработана комплексная схема электроснабжения центра российской столицы.

— Какие сейчас проекты «Мосинжпроект» реализует в столице?

 — Сегодня мы реализуем ключевые градостроительные проекты Москвы: проектируем и строим метро и дороги, участвуем в реализации программы по развитию транспортно-пересадочных узлов, воплощаем сложнейшие объекты гражданского строительства.

— Давайте остановимся на строительстве метро. Чем конкретно занимается «Мосинжпроект» в подземке?

 — Ключевым проектом «Мосинжпроекта» сегодня и в будущем является реализация программы строительства Московского метрополитена. Начиная с 2011 года мы уже построили 75 км новых линий, 36 станций метро и восемь электродепо. За это время компания наработала уникальные компетенции и колоссальный опыт в сфере метростроения.

В 2018 году, в наш юбилейный год, мы уже открыли два депо («Лихоборы» и «Солнцево») и 15 новых станций столичной подземки на Большой кольцевой, Люблинско-Дмитровской и Калининско-Солнцевской линиях. А до конца года планируем завершить строительство первого участка новой Некрасовской линии метро с четырьмя станциями и депо «Руднево» для обслуживания данной ветки. Также достроим станции «Беломорская» и «Савёловская».

Отмечу, что с момента запуска участка Калининско-Солнцевской линии от «Раменок» до «Рассказовки» (30 августа) им уже воспользовались более 2 млн пассажиров! Единовременный ввод 15,3 км тоннелей метро и семи станций — это, несомненно, рекордный ввод!

— Один из мегапроектов столицы сейчас — это строительство Большой кольцевой линии (БКЛ) московского метро. Расскажите, как идут работы.

 — По-настоящему историческим событием для транспортной системы города я считаю ввод первого участка БКЛ в этом году. Эта кольцевая линия, действительно, — самый масштабный проект метростроения за всю историю столичной подземки: почти 70 км и 31 станция. Ввод нового кольца метро кардинально изменит логистику пассажиропотока и существенно улучшит транспортную ситуацию в Москве.

Сегодня работы ведутся практически на всех участках Большой кольцевой линии. Буквально на днях мы приступили к строительству второго перегонного тоннеля от станции «Мнёвники» до «Улицы Народного Ополчения» на западном участке БКЛ. Этот тоннель пройдет под каналом им. Москвы, а затем вблизи опор эстакады развязки на пересечении трассы Краснопресненского проспекта с улицей Народного Ополчения. Сейчас на БКЛ одновременно ведется проходка 13 метротоннелей.

— А развитием наземной инфраструктуры метро «Мосинжпроект» занимается?

 — Во-первых, «Мосинжпроект» проводит комплексное благоустройство прилегающих территорий всех новых станций, причем по тому же стандарту, который принят для центра Москвы. Вокруг станций производится мощение дорожек, устанавливаются скамейки, урны, освещение, высаживаются деревья и кустарники.
Во-вторых, на новых станциях московского метрополитена уже возводятся транспортно-пересадочные узлы (ТПУ), которые сделают пересадку с одного вида транспорта на другой максимально комфортной. Всего в зоне ответственности «Мосинжпроекта» сегодня находятся 73 ТПУ. Крупнейшие ТПУ, такие как «Рязанская», «Лермонтовский проспект», «Электрозаводская», «Шелепиха», «Мичуринский проспект», «Авиамоторная», «Нагатинский затон», «Улица Дмитриевского», «Улица Генерала Тюленева», «Ходынское поле», мы реализуем собственными силами.

— Одной из сфер деятельности «Мосинжпроекта» является проектирование и строительство дорог. Какие дороги последнего времени в столице можно назвать вашими?

 — Вы правы. Являясь генеральным проектировщиком и техническим заказчиком по ряду ключевых дорожных объектов столицы, мы продолжаем обеспечивать Москву качественной транспортной инфраструктурой.

Если говорить о новых дорожных объектах — только с начала этого года были открыты участки Калужского шоссе и трассы Солнцево — Бутово — Видное, в составе Северо-Западной хорды заработал Крылатский мост, а в составе Северо-Восточной — самая длинная эстакада в городе, в районе ЗИЛа был запущен проспект Лихачева с путепроводом через пути МЦК.

Также мы занимаемся и проектами реконструкции существующих дорог и путепроводов. Это тоже важная часть нашей работы. С 2012 года по проектам компании в столице были реконструированы десять развязок на МКАД и десять вылетных магистралей: Волгоградский и Рязанский проспекты, Ленинградское, Каширское, Можайское, Волоколамское, Варшавское, Ярославское шоссе и шоссе Энтузиастов, Щелковское шоссе.

— Поговорим про другие городские проекты, например, про реконструкцию стадиона «Лужники». Многие эксперты назвали эту работу уникальной. О чем речь?

 — Действительно, мы провели уникальную реконструкцию Большой спортивной арены «Лужники», сохранив исторический фасад и создав стадион, который инспекторы ФИФА признали лучшим по архитектуре трибун и обзору поля, а авторитетный английский портал StadiumDB.com назвал лучшим стадионом мира.

Большая спортивная арена «Лужники» — это уже признанный шедевр и любимый стадион для миллионов жителей и гостей России: после реконструкции на стадионе прошли церемония и матч открытия, один из двух полуфиналов и финал мирового первенства по футболу. Ведущие футболисты и болельщики со всего мира смогли по достоинству оценить обновленную арену «Лужники» как вживую, так и онлайн (в ходе просмотра трансляции матчей).

— Еще один знаковый городской проект последних лет — строительство парка «Зарядье». Он был открыт осенью 2017 года. Как создавался этот объект?

 — При строительстве «Зарядья» мы полностью реализовали авторский замысел проекта, что большая редкость в современных реалиях. Здесь не только воссозданы основные природные зоны России со всеми характерными для них растениями, в парке построены уникальные инженерные сооружения — «парящий мост» и крупнейшая в мире большепролетная конструкция «стеклянная кора», а также образовательно-развлекательные объекты, которые гармонично вплетены в рельеф и не нарушают природную среду парка.

С момента своего открытия парк стал не только одним из главных туристических объектов Москвы, но и получил международное признание в профессиональной среде. Парк «Зарядье» стал финалистом конкурса MIPIM Awards в сфере строительства и архитектуры MIPIM-2018 как лучший проект урбанистической регенерации. Занял первое место в международном конкурсе InAVation Awards 2018, а также признан победителем международной премии архитектурного портала ArchDaily как лучший проект в области общественных пространств среди более 300 проектов, представленных на конкурс. А американский журнал Time включил парк «Зарядье» в список 100 лучших мест в мире.

— В этом году в «Зарядье» был открыт Московский концертный зал. В чем его особенность?

 — В День города в парке был открыт Московский концертный зал «Зарядье». Он был спроектирован и построен всего за три года. Объект уникален как с точки зрения архитектуры, так и в плане технического оснащения. Каждая деталь концертного комплекса создавалась и монтировалась в соответствии с рекомендациями мировых экспертов в области акустики. И форма зала создает идеальную слышимость с любой его точки. Главной отличительной чертой концертного комплекса является возможность трансформации Большого зала. Зал может быть адаптирован к проведению мероприятий самого различного формата.

— Как удается реализовывать подобные проекты?

 — Успешная реализация таких мегапроектов стала возможной только благодаря слаженной командной работе всех подразделений компании и подрядных организаций, а также поддержке и непосредственному участию в создании этих проектов городского руководства.

Хочу поблагодарить руководство Москвы за оказанное доверие и поддержку, партнеров, подрядчиков и всех тех, с кем мы изо дня в день создаем знаковые проекты столицы.

Я поздравляю весь огромный коллектив «Мосинжпроекта» с 60-летием компании. Наша большая команда реализует действительно важные для столицы проекты, которые делают жизнь миллионов горожан комфортнее и ярче каждый день. Я желаю нам всем не останавливаться на достигнутом, расти, развиваться и создавать проекты, которыми смогут гордиться Москва и Россия!

— С какими результатами в целом «Мосинжпроект» встречает свое 60-летие?

 — Сегодня «Мосинжпроект» — крупный инжиниринговый холдинг, в котором 80 организаций и 12 тыс. специалистов.

«Мосинжпроект» — в сотне крупнейших компаний России, занимает 114-е место среди 250 крупнейших строительных компаний мира в международном рейтинге ENR's 2018 Top 250 Global Contractors и входит в топ-150 лучших проектировщиков мира в рейтинге ENR's 2018 Top 150 Global Design Firms.

Конечно, мы ставим перед собой цель войти в топ-100 лучших строительных компаний мира. А успешное исполнение контрактов по городскому заказу и реализация собственных инвестиционных проектов позволяют нам оценивать такие перспективы как вполне реалистичные.

— Какие планы поставлены перед компанией?

 — Если говорить о планах на будущее, то, как я уже сказал прежде, основной задачей для нас является своевременный ввод объектов метро. Также мы планируем расширять присутствие компании на рынке строительства других городских объектов: транспортной и инженерной инфраструктуры и новых гражданских сооружений.