Начальник фармацевтического управления донского Министерства здравоохранения Наталья Косякова рассказала РБК Юг об особенностях льготного лекарственного обеспечения в регионе
Средства на лекарственное обеспечение граждан сегодня выделяются не только из регионального, но и из федерального бюджета. Хватает ли этих сумм или необходимо дальнейшее увеличение финансирования?

Объем выделяемых финансовых средств, как на федеральном, так и на региональном уровне осуществляется в соответствии с установленными нормативами на одного человека. Обеспечение же по льготным рецептам осуществляется в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи всеми необходимыми лекарственными препаратами вне зависимости от нормы на одного пациента, по которым производился расчет бюджета на финансовый год.

Поэтому в зависимости от заболевания затраты на лекарственную терапию пациентов в суммовом выражении очень разные. В течение финансового года может увеличиваться количество льготополучателей, что происходит чаще всего.

Например, пациентам назначается дорогостоящее лечение новыми инновационными препаратами и возникает дефицит финансовых средств, выделяемых на программу льготного лекарственного обеспечения. В связи с этим, на федеральном уровне предусмотрены дополнительные финансовые средства в начале финансового года, а также по итогам кварталов текущего года. Деньги поступают в область из расчета на количество пациентов, которым вновь установлена группа инвалидности.

При возникновении нехватки средств на региональном уровне помощь нам оказывает правительство Ростовской области. Так, в бюджете на 2017г. была увеличена сумма финансирования на программы льготного лекарственного обеспечения в объеме 50 млн. руб., а уже в феврале были опять внесены изменения в областной бюджет и объем финансовых средства увеличен еще на 50 млн. руб.

Достаточно часто приходится слышать, что человек не может реализовать свое право на льготное обеспечение лекарствами из-за того, что в аптеке просто нет необходимых препаратов, которые должны предоставляться по льготным рецептам. Как правило, речь в таких случаях идет о дорогостоящих лекарствах, которые льготник в результате вынужден покупать за свои деньги. Почему возникает эта проблема и как ее можно решить?

Льготное лекарственно обеспечение регламентировано перечнями лекарственных препаратов. Первый перечень – основной, самый емкий, который включает в себя более 600 международных непатентованных наименований – это Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Также существует отдельный перечень для обеспечения федеральных льготников, утвержденный правительством РФ.

На областном уровне для обеспечения региональных программ также утвержден соответствующий перечень лекарственных препаратов. Для реализации обеспечения пациентов лекарственными препаратами в рамках этих перечней и выделяются финансовые средства из бюджетов двух уровней.

Для обращения на территории РФ зарегистрировано очень большое количество других лекарственных препаратов, обеспечение которыми не предусмотрено по льготным рецептам. Поэтому хочется пояснить жителям нашей области, что льготное лекарственно обеспечение осуществляется в рамках вышеуказанных перечней. Медицинским сообществом при назначении лечения пациентам может применяться весь ассортимент зарегистрированных лекарственных препаратов, но, к сожалению, не все препараты могут быть выписаны по льготным рецептам.

Законодательством предусматривается, что если в случае временного отсутствия в аптеке лекарственного препарата, включенного в перечни медикаментов для реализации льготных программ, рецепт должен быть поставлен на «отсроченное обслуживание» и обеспечен аптечным учреждением в течение 10 рабочих дней.

Насколько обеспечены сегодня необходимыми лекарственными препаратами «федеральные льготники», в частности, страдающие сахарным диабетом?


Обеспечение льготных категорий граждан осуществляется в соответствии с заявками медицинских организаций, которые включают в себя номенклатуру, утвержденную в Перечне для обеспечения федеральных льготников. На основании этих заявок минздравом области проводится процедура торгов на закупку лекарственных препаратов для обеспечения федеральных льготников. В настоящее время все необходимые лекарственные препараты в соответствии с указанными заявками закуплены и поставлены в медицинские организации.

В случае изменения схемы лечения у пациентов или получения пациентом впервые группы инвалидности, медицинские организации предоставляют дополнительные заявки, по которым также осуществляются закупки медикаментов. Пациенты, страдающие сахарным диабетом, обеспечиваются в полном объеме всеми необходимыми сахароснижающими лекарственными препаратами. К сожалению, не получается у нас в полном объеме обеспечить данную категорию граждан по льготным рецептам медицинскими изделиями – тест-полосками для измерения уровня глюкозы в крови, иглами для шприц-ручек.

По действующему законодательству, гражданин, имеющий право на льготное обеспечения лекарствами, может отказаться от этой льготы и заменить ее денежными выплатами. Насколько решение о «монетизации льгот» в части лекарственного обеспечения оправдало себя в Ростовской области?

Программа льготного лекарственного обеспечения граждан (федеральных льготников) стартовала в 2005г., что стало большим прорывом в льготном лекарственном обеспечении, но в настоящее время ее эффективность снижается в связи с тем, что федеральные льготники выбирают единовременную денежную выплату и отказываются от получения льготных лекарственных препаратов, что резко снижает финансовые наполнения программы.

В Перечень лекарственных препаратов для обеспечения федеральных льготников каждый год включаются новые, инновационные, дорогостоящие препараты, имеющие высокую стоимость, а финансирование уменьшается. При этом пациенты, выбрав денежную компенсацию, конечно в рамках действующего законодательства, получают все-таки льготные лекарственные препараты за счет средств регионального бюджета, что снижает качество льготного лекарственного обеспечения пациентов с такими же нозологиями как у федеральных льготников, но не имеющих инвалидности.

На наш взгляд, дальнейшее сохранение «монетизации льгот» приведет к угрозам реализации как федеральных, так и региональных программ льготного лекарственного обеспечения.

Как обстоят дела в регионе с льготным обеспечением лекарствами детей в возрасте до 3 лет, какие проблемы существуют в этой сфере?


Обеспечению лекарственными препаратами самой декретированной группы населения – детей до трех лет – уделяется большое внимание. Если проанализировать эту программу за последние 5 лет, то наблюдаются неплохие результаты: так, в 2012 г. льготные лекарственные препараты были выписаны 3 тыс. детей, а в 2016 г. этот показатель уже составил более 18 тыс. человек. Если в 2012 г. лекарственных препаратов было отпущено на 14 млн. руб., то в 2016 г. уже на 32 млн руб.

Однако при обеспечении пациентов в возрасте до трех лет, у которых отсутствуют хронические заболевания и нет инвалидности, у министерства здравоохранения РО возникают проблемы со своевременностью получения данной категорией граждан лекарственных препаратов по льготным рецептам. Это связано с тем, что невозможно предусмотреть, какое заболевание будет у ребенка, его тяжесть и характер, и спрогнозировать потребность в лекарственных препаратах. Закупка лекарственных препаратов осуществляется по заявкам медицинских организаций с учетом форм выпуска и дозировок.

Таким образом, заявленные медицинскими организациями препараты будут в наличие в пунктах отпуска, а для обеспечения другими препаратами необходимо проводить процедуру закупки в течение 1,5-2 месяцев. Т.е. даже при наличии финансовых средств своевременность обеспечения этой категории по всем необходимым препаратам ограничена.

Ранее региональное отделение Общероссийского народного фронта (ОНФ) выступало с инициативой об изменении порядка лекарственного обеспечения детей до трех лет, предлагая компенсировать расходы лекарственные препараты, купленные родителями в любой аптеке за наличные средства, по предъявлению чека и рецепта, выписанного лечащим врачом. Насколько, по вашему мнению, необходимо изменение действующего порядка?


Мы полностью поддерживаем инициативу отделения Общероссийского народного фронта. Но данная инициатива новая, она не использовалась ни в одном регионе нашей страны, она требует большой проработки, определения механизмов. Поднятая проблема очень важна, и мы будем разрабатывать механизм ее реализации, хотя понимаем, что это будет непросто.

Бывают ли ситуации, когда человеку, имеющему право на льготное лекарственное обеспечение, срочно необходим дорогостоящий препарат, а средств на это по каким-либо причинам нет? Возможно, существует какой-то «резервный фонд» для таких случаев?


Конечно, такие ситуации возникают. Но я бы хотела обратить внимание, что льготное лекарственное обеспечение относится к оказанию первичной медико-санитарной помощи, т.е. это не оказание экстренной помощи. Резервные фонды не создаются. На все выделенные финансовые средства закупаются лекарственные препараты в соответствие с заявками медицинских организаций.

При возникновении необходимости в дорогостоящем лечении, а оно может варьировать от 1 млн руб. до 50 млн руб. в год, закупка осуществляется за счет средств, сложившейся экономии от проведенных торгов, в ряде случаем мы обращаемся в региональное правительство для выделения дополнительных финансовых средств.