14 ноября 2017

IPO в новой экономической реальности — проблемы и решения

9 ноября 2017 года в Marriott Grand Hotel состоялся деловой завтрак РБК «IPO в новой экономической реальности — проблемы и решения», в рамках которого эксперты обсудили текущий инвестиционный климат, юридические аспекты, в том числе взаимодействие с регулятором, а также последствия для компаний с новым статусом публичности. Об основных рисках, с которыми сталкиваются компании при выходе на биржу, РБК рассказал управляющий директор Национального рейтингового агентства (НРА) Павел Самиев.

− Что с точки зрения экономической конъюнктуры мешает российским компаниям выходить на биржу?

− В первую очередь это инвестиционный климат. Для потенциальных инвесторов именно он является главным ограничением. Эмитенты и инвесторы боятся как правовой, так и экономической неопределенности, а также рисков, которые сопутствуют привлечению инвесторов.

− Какие ограничения и риски могут возникнуть при выходе на IPO?

− Регулирование само по себе, регулятивные требования, которые предъявляются к эмитентам и инвесторам, — все они достаточно жесткие, но они не являются главным ограничителем. Как мне кажется и как отметили мои коллеги, один из важнейших рисков — это довольно большое количество правовых проблем, которые сопутствуют привлечению инвесторов к выходу на IPO.

Второй момент касается конфликтов и спорных судебных разбирательств, в том числе у крупных компаний. В ходе делового завтрака как раз был упомянут известный пример — резонансный иск «Роснефти» к АФК «Система». И, безусловно, это тоже негативно влияет на инвестиционный климат, потому что инвесторы, особенно в отраслях, где предполагаются IPO, смотрят на подобные вещи и оценивают риски.

− Получается, для успешного выхода на биржу компании необходимо стать прозрачнее и прийти к диалогу между бизнесом и властью? А что еще от нее требуется?

− В первую очередь, чтобы выйти на IPO, нужно достигнуть определенного уровня корпоративного управления и прозрачности, а также соответствовать требованиям по отчетности и формальным атрибутам, которые требуются от публичной компании.

Второе — потенциал финансового роста и возможность в дальнейшем платить дивиденды. Российский рынок в этом плане показывает неплохие результаты: компании платят дивиденды, инвесторы настроены позитивно.

Третье — минимизировать различные риски, которые могут поставить под угрозу само существование компании, в том числе после выхода на биржу. В России такой риск есть, к сожалению, он всегда может быть снижен самой компанией, об этом должно думать и государство.