11 октября 2018

Наводим мосты

Согласно майским указам Президента РФ через шесть с половиной лет объемы несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) должны составить $ 250 млрд. Весомый вклад в общий прирост должен внести агропромышленный комплекс России — поставки продукции АПК на внешние рынки к 2024 году должны вырасти до $ 45 млрд, составив чуть менее пятой части будущего ННЭ. Впрочем, этот сектор уже сегодня демонстрирует и рекордные результаты. Рост экспорта сельхозпродукции и продовольствия наблюдается последние несколько лет. Динамика текущего года еще более внушительна: за первые полугодие отраслевым компаниям удалось экспортировать почти на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года. О ключевых направлениях развития экспорта продукции АПК, новых логистических возможностях для отрасли и перспективных рынках для российского продовольствия рассказывает генеральный директор Российского экспортного центра (РЭЦ) Андрей Слепнев.

 — Позволяет ли потенциал агропромышленного сектора в ближайшие годы подняться в мировой топ лидеров экспорта АПК и достичь заявленных показателей?
 — Это амбициозная задача, над выполнением которой работает большая команда специалистов из различных ведомств, государственных структур и бизнес-сектора. Предпосылки для достижения этих целей имеются. Экспорт продукции АПК за последние 12 лет вырос в 4,7 раза с 4,5 до 20,7 млрд долл. В 2017—2018 сельскохозяйственном году Россия экспортировала рекордные 53 млн тонн зерна, уступив первенство только США, включая 41 млн тонн пшеницы, по которой второй год подряд мы остались лидером. Также по итогам 2017 года наша страна является лидирующим экспортером мороженой рыбы, располагается в пятерке лидеров по поставкам зернобобовых и занимает седьмое место по поставкам растительных масел, а по поставкам фасованного чая, шоколада и маргарина Россия находится в десятке мировых лидеров.

 — Какая роль в развитии экспорта продукции АПК отводится Российскому экспортному центру?
Российский экспортный центр сформировал гибкую систему поддержки компаний-экспортеров продукции АПК. В 2017 году Группой РЭЦ поддержка агроэкспорта оказана в объеме 1,3 млрд долл. США по широкому спектру инструментов страховой, кредитно-гарантийной и нефинансовой поддержки.

Однако для решения поставленной задачи был необходим глубокий анализ сдерживающих экспорт факторов, системный подход и прорывные решения, которые нашли отражение в поручении Президента Р Ф о разработке национального проекта «Международная кооперация и экспорт» и федерального проекта «Экспорт продукции АПК».
Для выполнения данного поручения Президента Р Ф по увеличению ННЭ Российским экспортным центром этим летом была организована и проведена «Проектная мастерская» с широким привлечением отраслевых экспертов, представителей производителей и экспортеров, отраслевых союзов и ассоциаций, а также заинтересованных ФОИВов, одним из основных направлений которых стала разработка мер, направленных на реализацию экспортного потенциала АПК.

Эксперты сошлись во мнении, что ключевыми ограничивающими рост экспорта факторами по выходу на экспорт являются высокий уровень тарифной и нетарифной защиты целевых рынков, отсутствие мотивации компаний (в условиях низких пошлин на сырье) инвестировать в модернизацию производств, специализирующихся на выпуске продукции высоких переделов, высокие затраты на логистику, отсутствие эффективного механизма представления интересов российских экспортеров в зарубежных странах, а также дефицит актуальной информации о потенциальных рынках сбыта и требований к экспортным товарам. Весь этот спектр вопросов мы и должны решить в короткие сроки.

 — Расскажите о приоритетах РЭЦ в формировании программ, нацеленных на поддержку сельскохозяйственной отрасли.
 — Мы сформулировали основные направления нашей работы. Первое направление — «Агро-производство 2.0″ - нацелено на рост основных показателей отрасли за счет развития экспортноориентированных производств в перерабатывающих отраслях.

Необходимо развивать льготное кредитование перерабатывающих компаний, модернизирующих свои предприятия. Существенной мерой поддержки для экспортеров могут стать „налоговые каникулы“, а также автоматизация возврата НДС, поддержка НИОКР и другие меры. Второе направление связано с созданием „Логистического моста“, который позволит упростить и оптимизировать логистику для производителей. Программа „Агрессивный экспорт — продвижение бренда“ включает разработку стратегии, связанной с укреплением позиций отечественных компаний на внешних рынках. Еще одно направление — „Торговля без границ“ — предполагает устранение барьеров, укрепление ветеринарной службы и совершенствование законодательства в данной области.
 — Самыми перспективными для движения сельскохозяйственной продукции являются азиатские рынки. Готовы ли российские аграрии работать с этими странами? Какие проблемы вы видите в продвижении российской продукции на Восток?
 — Азиатский регион сегодня является одним из самых перспективных и динамично развивающихся рынков. Крупными торговыми партнерами России в Азии являются Китай, Южная Корея, Иран, Вьетнам, Япония, Индонезия. Основные видами продовольствия, которые Россия поставляет в эти страны — рыба и морепродукты, зерно и растительные масла. Среди других товарных категорий, которые в последние годы активно экспортируются в эти страны, — зернобобовые, шоколад и другие кондитерские изделия, мясо и мясная продукция (в первую очередь, мясо птицы).
Однако для реализации российского агроэкспорта необходимо не только увеличивать товарную массу, но также совершенствовать его структуру с перемещением баланса в пользу продукции среднего и высокого переделов. Этот этап потребует технологического перевооружения отрасли и создания новых производств, а значит масштабного привлечения инвестиций. По предварительным оценкам, для обеспечения целевого экспорта АПК государству придется вложить около $ 12,4 млрд; еще $ 43 млрд составят внебюджетные средства и прямые инвестиции бизнеса.
Другими важными вопросами, возникающими при осуществлении поставок продукции АПК на другие рынки, является приведение российской продукции в соответствие с требованиями зарубежного потребителя, а также защита интеллектуальной собственности и товарных знаков российских экспортеров. Российский экспортный центр предоставляет российским экспортерам возможность компенсировать затраты, связанные с патентованием продукции.

 — Логистические расходы — отдельная проблема, сдерживающая рост экспортных поставок на азиатские рынки. Что РЭЦ предпринимает для оптимизации доставки продукции российских компаний в эти страны?
 — В целях снижения логистических затрат экспортеров Российским экспортным центром и Минсельхозом России с 2017 года реализуется механизм компенсации до половины затрат на транспортировку продукции АПК железнодорожным (либо автомобильным и железнодорожным) транспортом. Кроме того, в прошлом году запущены регулярные экспортные железнодорожные маршруты в Китай — из Калужской области (ст. Ворсино) в Чэнду и Далянь, благодаря которым экспортеры получили возможность доставлять грузы быстрее и дешевле. В 2018 году еще одной точкой, откуда экспортные поезда будут отправляться в Чэнду, стал Краснодарский край — крупнейший аграрный регион России, имеющий значительный экспортный потенциал. Еще одним из направлений решения данной проблемы является создание единой экспортно-ориентированной инфаструктуры. Создание в Приморском крае экспортно-ориентированного агрологистичекого „хаба“», включающего в себя «сухой порт» в районе Уссурийска, а также систему специализированных морских портов Владивостока, Находки и Зарубино, ориентированных на страны Азиатско Тихоокеанского региона (АТР).

 — Во многих странах приняты довольно суровые санитарные нормы. Может ли соответствовать им российская продукция? Насколько охотно ее пускают на другие рынки?
 — К ключевым проблемам экспортеров относятся ограничительные, как правило ветеринарные и фитосанитарные, меры, которые принимают многие страны для защиты внутреннего рынка. Несмотря на высокую заинтересованность зарубежных потребителей в продукции российского АПК в силу ее экологичности и высоких вкусовых качеств, переговоры, связанные с открытием рынков — как правило представляют собой длительный процесс, требующий взаимных уступок. Наиболее жесткие требования — в странах ЕС. Однако и другие рынки (в частности такие емкие и динамично растущие как Китай и Индия) в значительной степени закрыты для российской продукции АПК. Тем не менее переговорный процесс между нашими странами продолжаются, и есть определенные успехи. К примеру, разрешены поставки мяса в Японию, подписано соглашении о зоне свободной торговли с Вьетнамом. В федеральном проекте «Экспорт продукции АПК» предусмотрены мероприятия, направленные на укрепление ветеринарной службы в России, что позволит эффективно бороться с болезнями животных и поможет обеспечить устойчивую эпизоотическую ситуацию в регионах, производящих экспортную продукцию. Согласование ветеринарных сертификатов на международном уровне постепенно позволит выводить продукцию российского животноводства на зарубежные рынки.

 — В рамках Восточного экономического форума эксперты активно обсуждали вопросы, связанные с экспортным потенциалом агропромышленного комплекса Дальнего Востока. Какая из стран АТР наиболее перспективна для внешнеэкономической деятельности региона?
 — Дальний Восток в настоящее время является одним их наиболее динамично развивающихся макрорегионов страны: по итогам 2017 года темпы роста сельского хозяйства здесь более чем втрое превысили среднероссийский уровень (102,4%), составив 108,8%. Приморский край вошел в тройку регионов-лидеров по данному показателю (113,8%), а Амурская область расположилась на четвертом месте (112,9%). Этих результатов удалось достичь за счет реализации государством беспрецедентных мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности Дальнего Востока.
При этом по данным Минсельхоза России регионы Дальнего Востока за счет разработки неиспользованной пашни (это около 600 тыс. га) — имеют возможность нарастить объемы сельхозпроизводства на треть за счет увеличения объемов производства сои, зерновых, картофеля, кукурузы, овощей. Хорошим примером региональной специализации является соя. На Дальнем Востоке, по данным Росстата, за 2017 год производится более половины общероссийского объема (50,6%, в 2016 году — 42,1%). Эта культура пользуется спросом во всем мире — только КНР закупает более 80 млн тонн ежегодно. Потенциал роста производства сои на Дальнем Востоке составляет порядка 5 млн тонн.
Что касается наиболее перспективного направления АТР, здесь прежде всего следует отметить Китай, который сегодня испытывает большой интерес и к этому региону, и к России в целом. Российский экспорт в Китай в 2017 году (по отношению к 2016 году) вырос на 9,5% или $ 153,4 млн. По итогам первого полугодия Китай остается крупнейшим импортером российской продукции ННЭ. Однако развитие экспортного потенциала Дальнего Востока во многом упирается в трудности с доставкой продукции и многочисленные санитарные запреты. На сегодня власти КНР сняли карантинный запрет на ввоз пшеницы лишь для шести российских регионов — Челябинской, Новосибирской, Омской и Амурской областей, а также Красноярского и Алтайского краев. Возможности для расширения экспорта российских зерновых на территорию Китая все еще ограничены, поскольку эта страна квотирует ввоз ряда зерновых (пшеницы, кукурузы и риса).

В целом, решение вопросов, связанных с изменением условий для экспорта российской продукции, являются большим вызовом для государства. Тем не менее, экспортный потенциал рынка АПК настолько огромен, что растущий спрос на наше продовольствие во всем мире внушает определенный оптимизм.