21 июня 2018

Крановые технологии. Интервью с одним из российских лидеров отрасли

Александр Михайлов — управляющий группы компаний «Крановые технологии GIRAFFE», которая является одним из лидеров по производству башенных кранов в Восточной Европе и на всем постсоветском пространстве. При этом производственные мощности GIRAFFE находятся на Урале — в Челябинской области.
В интервью топ-менеджер рассказал о предприятии, а также о борьбе за российские стройки с западными производителями башенных кранов.
— Готовясь к нашему интервью, я обнаружил, что GIRAFFE — одна из немногих в России компаний, которая производит башенные краны…

 — Вы, правы, GIRAFFE — практически единственный отечественный бренд. В 2017 году GIRAFFE построил 90% всех отечественных башенных кранов в России. То есть, скорее, мы больше конкурируем с иностранными производителями.

— Как удалось навязать эту конкуренцию иностранным производителям?

 — Это целый комплекс мероприятий. В первую очередь мы ориентируемся на то, что нужно самим строителям, то есть потребителям нашей продукции. Мы максимально учитываем их задачи и пожелания. Причем не только больших начальников, но и прорабов, машинистов башенных кранов. Кропотливая работа «в полях» позволила нашим инженерам создавать надежную технику, которая работает в любых погодных и сейсмоопасных условиях. Успешной конкуренции также способствовала арендная компания GIRAFFE, созданная несколько лет назад. Это подразделение занимается исключительно сдачей наших кранов в аренду, сейчас такое направление очень популярно.

— Вы упомянули сейсмоопасные условия. Неужели башенный кран способен пережить землетрясение?

 — Башенный кран —техника повышенной опасности, поэтому во всех узлах инженерами закладывается многократный запас прочности. Что касается устойчивости к землетрясениям — это важное конкурентное преимущество GIRAFFE. Например, сейчас мы осуществили поставку нескольких башенных кранов в Узбекистан — в Ташкент. Важным требованием заказчиков была способность техники выдержать землетрясение в девять баллов. Мы это обеспечили. Аналогичные требования к башенным кранам предъявляют и наши партнеры из Казахстана. В Алма-Ате, например, раз в 100 лет происходят землетрясения, и к этому надо всегда быть готовым. Кстати, Казахстан — очень важный для нас рынок. 28 июня там пройдет выставка, где мы представим всю линейку башенных кранов GIRAFFE.

— А что сейчас происходит со спросом на строительную технику в России, особенно на отечественную?

 — Если продолжить разговор про конкуренцию с иностранной продукцией… В 2017 году в Россию из-за границы было ввезено около 70 башенных кранов. Причем 12 из них — подержанные, бывшие в употреблении. И мы видим, что российские строители все еще покупают иностранную технику. Это объяснимо, ведь не так давно в России башенных кранов производилось очень мало. В кризисные годы количество сделок на рынке не превышало 100−150. К счастью, это время осталось в прошлом: с начала 2017 года мы чувствуем рост рынка и спроса на отечественную технику. Из-за высокой конкуренции всем строительным брендам пришлось совершенствоваться высокими темпами, и мы не исключение. Можно сказать, как отечественное предприятие успешно конкурируем с ведущими западными брендами строительной техники. И сейчас уже стоит говорить не о качестве нашей техники, а о доверии потребителя. И здесь не обойтись без помощи государства. Ведь когда на стратегически важных объектах работает техника российских производителей — это и есть тот самый драйвер развития экономики и технологических инноваций в области машиностроения, а также всей строительной отрасли, о которых так много говорят на высшем уровне.

Что касается продаж, последние три года в структуре наших сделок экспорт обгоняет внутренний спрос. Это свидетельствует о высоком доверии к производимой нами технике со стороны зарубежных партнеров.

— Я читал, что завод — старейший не только на Урале, но и в России. Расскажите о его истории.

 — GIRAFFE — это многовековая история и огромный опыт поколений. Начало истории было положено в 1747 году на Урале, сегодня это Челябинская область. Тогда в колыбели российской металлургии был основан железоделательный завод, от которого и пошло, как считается, наше предприятие. Конечно, в XVII веке подъемных кранов не делали, этим завод стал профессионально заниматься в 1949 году, когда получил машиностроительную специализацию. В наши дни GIRAFFE — один из крупнейших производителей башенных кранов в Восточной Европе и на постсоветском пространстве. За свою историю завод построил более 10 тыс. башенных кранов!

— Получается, что в прошлом завод снабжал башенными кранами почти все стройки Советского Союза?

 — Именно поэтому мы очень гордимся работой своих предшественников. Нам есть к чему стремиться, и наша задача — повторить этот успех. В 1980-е ежегодный выпуск башенных кранов в СССР составлял порядка 400 штук в год. После распада СССР кризис ударил по всей строительной отрасли, в том числе и по производству кранов — резко упало производство, разрывались многолетние связи между заводами и предприятиями, отсутствовала государственная поддержка. В результате многие предприятия закрылись. Наше предприятие было приватизировано, оно получило название «Литейно-механический завод» (ЛМЗ). Мы пережили тяжелые времена середины 1990-х и продолжили производство востребованной техники.

— А как удалось сохранить завод?

 — Да отступать было просто некуда. ЛМЗ — это градообразующее предприятие Нязепетровска. Полная остановка завода ставила под вопрос существование этого моногорода.

— Что изменилось в работе предприятия за последние годы?

 — Изменился подход к работе. Во-первых, мы создали новый бренд — GIRAFFE, это помогает в маркетинге. Во-вторых, появился инжиниринговый центр, в котором работают перспективные молодые и уже опытные специалисты. За несколько лет из неповоротливого предприятия мы превратились в современную компанию, которая поставляет башенные краны за рубеж, участвует в крупнейших строительных проектах нашей Родины и при этом ведет научно-исследовательскую деятельность в области краностроения.

— На каких стройках можно увидеть вашу продукцию?

 — Краны GIRAFFE принимали непосредственное участие в строительстве стадионов к чемпионату мира по футболу. Также мы очень гордимся сотрудничеством с корпорацией «Росатом» — сейчас наши краны грузоподъемностью 40 тонн используются на Курской АЭС. Этот проект мы начинали с чистого листа, краны произвели, доставили и смонтировали на стройплощадку менее чем за 1,5 года. Кстати, грузоподъемность в 40 тонн — это уникальная для российских производителей характеристика. Даже во времена СССР подобная техника ввозилась из заграницы.

— Какие планы на будущее?

 — В 2018 году планируем произвести порядка 120 башенных кранов. Мы продолжим развиваться на рынках стран СНГ, но в первую очередь, конечно, ориентированы на внутренний рынок России.