25 сентября 2018

Откуда на прилавках России появляются доступные фрукты?

Откуда на прилавках России появляются доступные фрукты и можно ли доверять отечественным производителям — об этом в интервью рассказал генеральный директор импортера фруктов и овощей ООО «АйБаРус» Максим Донцов.
— Могли бы вы обозначить, какие сейчас основные проблемы у импортеров фруктов на российском рынке?

— Импорт свежих фруктов и овощей сегодня переживает не лучшие времена: нестабильность курса рубля и ограничение торговли с рядом стран оказывают негативное влияние. Пять лет назад важным направлением закупки был Европейский Союз. Это гарантировало короткое логистическое плечо, широкий ассортимент и доступ к товарным кредитам. Сейчас ситуация иная. После 2014 года импортерам пришлось заново выстраивать модель своей работы: развивать новые географические направления, обновлять портфель производителей и перестраивать логистику. Поставки сборных грузов сменились поставками моно-позиций. Из-за расширения географии закупок выросли затраты на логистику, а поставщики не готовы предоставлять товарные кредиты. Кроме того, многие торговые сети стали на 60%-70% обеспечивать себя сами. Не все участники рынка смогли адаптироваться к новым реалиям.

— Можно ли в связи с этим сказать, что конкуренция на рынке снизилась?

— Нет, на нем по прежнему сохраняется высокая конкуренция. Компании, которые смогли выжить и адаптироваться к новым условиям, стали сильней, что обострило борьбу. Для работы на рынке требуются высокие компетенции, существенный запас финансовой прочности и готовность инвестировать в инфраструктуру.

— Какие инструменты позволяют вашей компании сохранять позиции и развиваться?

— Фруктовый бизнес не отличается высокой маржинальностью, поэтому основные бизнес процессы направлены на повышение эффективности за счет сокращения издержек и оптимизации всех этапов. Мы модернизируем холодильное оборудование, что позволяет стабилизировать качество продукта и сократить издержки на хранение; запускаем фасовочные линии, совершенствуем цепь поставок; внедряем современные ERP системы для автоматизации работы склада, а так же проводим другие мероприятия.

Рост мы обеспечиваем за счет активного открытия новых распределительных центров в регионах. Это позволяет нам расширить географию продаж и оптимизировать цепь поставок, снизить количество посредников между нами и покупателем, а следовательно снизить цену. Наш головной офис и распределительный центр находятся в Санкт-Петербурге – в непосредственной близости от морского торгового порта. Филиалы открыты в Москве, Уфе, Самаре, Архангельске и в Новороссийске.

— Как ваша компания решила проблему с дефицитом товара, после введения санкций против многих европейских стран-поставщиков?

— Наши основные точки роста сегодня - это Южная Америка, Африка, Турция и Ближний Восток. Параллельно с этим мы увеличиваем закупки товара у российских производителей и в Таможенном союзе. Отечественный агропромышленный комплекс вырос за последние годы, а качество производимых фруктов и овощей уже ничем не уступает импортным.

— Стоит ли этой осенью и зимой ждать повышения цен?


— Цена сильно зависит от объема совокупного предложения: чем больше урожай, тем больше запасы, а так как товар не подлежит длительному хранению, цена быстро снижается. Так же можно сказать, что цены диктуют конечные потребители, голосуя рублем за тот или иной товар. Фрукты не являются товарами первой необходимости - спрос сильно зависит от общей экономической ситуации и платежеспособности населения.

Что касается общего тренда, то увеличение закупочных цен, номинированных в валюте, рост цен на топливо и сопутствующие материалы, не может не сказаться.

— Опишите путь поставки. От погрузки товара у поставщика до прилавка.

— На первый взгляд, все просто: товар грузят на корабль, доставляют в порт назначения, где грузят на автотранспорт и доставляют до наших распределительных центров, оттуда - в торговые сети. Но на всех этапах важно обеспечить соблюдение температурных условий и бережное обращение с нежным товаром. Специфика продукта накладывает жесткие требования к применяемым технологиям: это во-первых, использование только специализированного транспорта, оборудованного системами мониторинга условий транспортировки; во-вторых, оснащение распределительных центров современными камерами хранения, в которых поддерживается необходимые температура и влажность; в третьих, внедрение на предприятии системы контроля качества на всех этапах: приемки, хранения, фасовки и отгрузки.

— Изменились ли требования торговых сетей по отношению к импортерам фруктов?

— Выросли требования к качеству поставляемых товаров и показателям Service Level. Одно из направлений работы это персонификация продукта, собственные торговые марки, поддержание стабильного ассортимента. Негативным фактором является нарастающее давление по уровню цен.