Как оптимизация бизнес-процессов увеличила выручку «Агросилы»

Генеральный директор сельскохозяйственного холдинга «Агросила» Светлана Барсукова поделилась с РБК итогами прошлого года, планами на будущее и идеями о том, какие инновации будут внедрены в деятельность агропромышленных компаний.

— Как вы оцениваете итоги прошлого года для «Агросилы»? Что считаете самым важным достижением?

 — Прошлый год стал испытанием для аграриев на финансовую выдержку. Он ознаменовался для нас испытанием, связанным с ценами на сахар. В 2019 году уровень среднероссийских цен на сахар составил примерно 18 руб. за килограмм — при средней стоимости 22 руб. за килограмм. Уровень цен оказался в два раза ниже уровня 2017 года. Но «Агросила» достойно выдержала колебания рынка — и по сахару, и по птице, и по зерну за последние три года. У нас положительная рентабельность на протяжении всех этих периодов. Секрета в нашей устойчивости нет: просто если стоять на месте и ничего не делать, то, конечно, проблемы решить не удастся. Но если работать и постоянно совершенствоваться, в том числе совершенствовать внутренние процессы компании, то проблем можно избежать. В такие периоды очень важно развивать и политику продаж, и политику управления затратами.

И за вот этот трехлетний период нам удалось сократить производственную себестоимость на тонну сахарной свеклы, которую мы выращиваем на своих агрофермах, примерно на 20%, а себестоимость производства сахарного песка — на 7% на тонну. Я считаю, что это отличное достижение, мы действительно становимся все более конкурентными.

Кроме того, за 2019 год мы увеличили экспорт продукции с предприятий нашего холдинга в 2,5 раза, как и планировали годом ранее. Мы продолжаем внедрять инновации в управление бизнес-процессами и технологии производства. Если говорить о конкретных проектах, то мы внедрили аналитику по принципу «единого окна», продолжаем цифровизацию растениеводства (в этом году у нас уже будет третий этап цифровизации, которая затрагивает все сферы деятельности нашего холдинга).

Также в прошлом году мы ввели клеточное содержание бройлеров наравне с их напольным содержанием, нарастили производство готового молока и молочных продуктов на 45%. Кроме того, на 6% выросли объемы заготовки сахара, на 24% вырос валовый сбор зерновых культур, на 4% — среднесуточный надой на одну корову, на 8% — производство мясопродуктов по отношению к 2018 году.

Также, если говорить об итогах 2019 года, выручка холдинга составила порядка 39 млрд руб.

— А какие у вас планы на текущий год?

 — Что касается планов на 2020 год, мы нацелены на расширение реинжиниринга бизнес-процессов, внедрение системы Business Intelligence, увеличение экспорта, географии использования точечного земледелия. Что касается выручки, то в 2020 году ее рост должен составить от 10 до 15%. Мы собираемся нарастить ее примерно до 44 млрд руб. Прибыль, конечно, хотели бы увеличить существенно больше, поскольку мы рассчитываем, что цены должны стабилизироваться. Поэтому прибыль мы собираемся увеличить на 30%, и она должна составить в 2020 году не менее 1 млрд руб.

— Как планируете увеличивать рост прибыли?

 — Его мы хотели бы обеспечить за счет оптимизации бизнес-процессов внутри самого холдинга. В числе прочего продолжим работу по оптимизации себестоимости продукции. Также будем расширять рынок сбыта птицы и сахарной продукции, в том числе по экспортному направлению. В этом году мы получили разрешение на поставку продукции в Китай, за счет этого мы также хотели бы нарастить объемы выручки и прибыли.

На развитие собственных проектов в 2020 году мы собираемся направить порядка 1,5 млрд руб. Все эти проекты связаны между собой. Они касаются разных отраслей — от растениеводства до производства готовой продукции из мяса птицы, сахарной свеклы и молока. И все они входят в стратегию инновационного развития нашего холдинга.

— Вы уже коснулись темы инноваций. Какие инновационные технологии, кроме уже перечисленных, вы используете? И откуда вы черпаете идеи об этих инновациях — из опыта зарубежных партнеров?

 — Инновации — это расширение функционала машин, которые используются при выполнении технологических операций, совершенствование самих технологических операций и, конечно, программное обеспечение, которое сопровождает выполнение тех или иных операций. Откуда мы узнаем о новых технологиях? Конечно, с разных выставок, из профильных журналов, которые пишут о новых технологиях в растениеводстве, животноводстве и так далее. Также здесь играют роль встречи с партнерами. «Агросила» взаимодействует с очень известными компаниями, с ними мы обсуждаем все те новшества, которые появляются на рынке и которые могут быть применены в нашей работе.

— Вы применяете, в частности, принцип аналитики «одного окна» в бизнес-процессах. Можете объяснить, как это работает?

 — Это достаточно инновационный подход именно в агропромышленном секторе. Ты в режиме реального времени видишь документы и собранные системами данные и можешь принять правильное управленческое решение. Основной целью этой системы было именно создание удобных интерактивных отчетов. С их помощью любой менеджер или сотрудник компании может на мобильном устройстве открыть программу и посмотреть, что в режиме реального времени происходит на его участке. Эти отчеты предоставляются только с визуализацией, причем в этом отчете содержатся именно те данные, которые конкретному человеку необходимы.

К примеру, в ситуации с животноводством заведующий фермой в реальном времени видит температуру, сколько воды у коров, какая температура у этой воды, сколько кормов, когда они ели, сколько они ходили, какие надои у них в первой половине дня или во второй. Система позволяет принимать решение, которое гарантирует максимальную экономическую эффективность.

Также в этой системе важно то, что есть возможность получить доступ к аналитической информации вне офиса, а отчеты обновляются автоматически. Потому что большой проблемой для работы является временной разрыв между датой составления отчета и датой его изучения. Благодаря инновациям этот разрыв сведен к минимуму, и мы считаем, что это большое конкурентное преимущество.

— Есть ли у вас еще планы по внедрению новых технологий в будущем?

 — Конечно. Мы приняли стратегию цифровизации до 2023 года. Среди планов на ближайшее время — внедрение системы контроля перемещений и использования средств защиты растений. Благодаря ей мы будем видеть полностью маршрут от отгрузки со склада средств защиты растений до внесения их в поле. Кроме того, нельзя не упомянуть применение технологий машинного зрения и машинного обучения для агропромышленного комплекса. Они позволят автоматически определять соответствие, например, фактически обрабатываемой площади земельного участка электронным картам полей. Благодаря этому мы и оптимизируем расходы, и не позволим своим машинам работать на чужих полях, что иногда, к сожалению, происходит у любого сельхозпроизводителя.

Также эта технология способна выявлять болезни и вредителей сельскохозяйственных культур. По определенным признакам машина будет выявлять, какие болезни у нас присутствуют на поле, и сможет даже давать рекомендации по применению средств защиты растений. Помимо этого мы нацелены на совершенствование мониторинга состояния животных с помощью специальных бесконтактных датчиков, которые позволят отслеживать процессы, влияющие на производство молока. Сейчас у нас такой пилотный проект на одной из агроферм реализуется, по его результатам мы будем принимать решение о тиражировании этого проекта на остальные наши фермы. Вот основные направления, связанные с инновациями, по которым мы будем работать.