СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
5 декабря 2016

Глава Ингушетия Юнус-Бек Евкуров в интервью РБК Юг подвел предварительные итоги экономического развития республики в 2016г.

21 ноября 2016

ЗАО «Шамбала» – один из резидентов игорной зоны «Азов-Сити», открывшейся в Щербиновском районе Краснодарского края в 2010г. За 6 лет работы компания открыла 3 казино, 4 ресторана, пятизвездочный отель на 120 номеров и комплекс SPA. В игорных заведениях «Шамбала» и «Нирвана» расположено 800 игровых автоматов и 38 игровых столов. В июле 2016г. Госдума приняла поправки в закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», разрешившие создание игорных зон в Крыму и Сочи. В августе премьер Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании на территории города-курорта игорной зоны «Красная Поляна».
Действующее российское законодательство разрешает функционирование только одной игорной зоны на территории субъекта РФ, поэтому «Азов Сити» предписывается ликвидировать до 31 декабря 2018г.

3 декабря
Интервью с главой Москомэкспертизы Олегом Шаховым
СТЕНОГРАММА ( вопрос )
РАЗВЕРНУТЬ ВСЕ
+ РБК: Олег Федорович, Вы являетесь одним из ведущих специалистов по дорожному строительству в нашей стране, возглавляете одну из крупнейших в РФ проектных дорожных организаций. Борьба с московскими пробками в последнее время стала чуть ли не темой номер один...
Олег Шахов: Проблема непростая, и решать ее нужно комплексно. На сайте правительства Москвы вывешен проект программы по борьбе с пробками, который радует именно комплексным подходом. Там рассматриваются и вопросы организации движения общественного транспорта и нового строительства, и вопросы законодательного и организационного характера. Если мы выдернем какую-то одну проблему и будем ее решать, то результатов не добьемся. Хочу подчеркнуть, что не стоит ждать быстрых результатов. Проблема пробок в Москве застарелая и не решается в один момент. По моим представлениям, при самом благоприятном сценарии потребуется от трех до пяти лет. Решительные меры, принимаемые сегодня, обеспечат зримое улучшение ситуации в самой ближайшей перспективе, но работа предстоит долгая и многотрудная.

РБК: Сейчас звучат предложения привлечь к решению проблемы пробок иностранных специалистов.

О.Ш.: Мнение иностранных экспертов любопытно и может быть даже полезно, но для решения этой проблемы более чем достаточно российских специалистов. Не знаю, чего именно не хватило прежней команде - может, политической воли, может, денег, терпения или чего-то еще, но вот дефицита компетентных специалистов, настоящих профессионалов дорожной отрасли в России не было и нет, это факт. Как и то, что их опыт и компетенция явно использовались недостаточно эффективно. Уверен, что новый мэр Москвы использует все возможности, в том числе кадровые, так что проявятся знания, таланты и способности всех и каждого специалиста транспортной сферы и на том, чтобы просто сдвинуть дело с мертвой точки, никто не успокоится, всем нужно именно решение проблемы пробок.

РБК: В каких направлениях нужно двигаться?

О.Ш.: Есть мероприятия много- и малозатратные. Я считаю, что надо начинать с малозатратных оргмероприятий, например, с тех же парковок. Не со строительства многоэтажных парковок, потому что это достаточно долго и дорого, а начать с того, чтобы разобраться с теми, кто паркуется в центре Москвы в неположенных местах. В решении этих вопросов очень важна система обратной связи, обсуждение с участием общественности и возможность постоянно корректировать ситуацию. Нужно разговаривать с общественными организациями, слышать их предложения, оценивать их. Хотя как специалист я считаю, что особенно дельных предложений от общественных организаций ждать не стоит, на это есть профессиональное сообщество - конечно, если только специалисты не входят в эти общественные организации. И все-таки к их мнению нужно прислушиваться, не идти на поводу, но корректировать скорость и вектор движения с учетом общественного мнения. Давно назревшие, а особенно - как в нашем случае - можно сказать, перезревшие проблемы требуют незамедлительных радикальных действий, подобно тому, как, например, произошло во Франции с повышением пенсионного возраста. Забастовки, перекрытия дорог, блокады нефтеперегонных заводов и нефтебаз - а президент Франции, несмотря ни на что, понимая, что потеряет на этом рейтинг и поддержку избирателей, тем не менее идет на это, потому что нельзя иначе, потому что это жизненно важно для бюджета государства, а значит - для страны и для ее населения. То же самое и в Москве, и в России. Например, платные парковочные места. Раньше люди не платили, и надо внедрять в сознание людей мысль, что за парковку необходимо платить. В принципе неплохо было бы создать систему парковочных мест, начиная от МКАД и заканчивая центром города, может быть, с дифференцированной ценой: у МКАД совсем дешево, чем ближе к центру, тем дороже места. Конечно, платить за парковку 100 руб. в час - это позволить себе может не каждый. Но надо понимать, что современный автомобиль в современном мегаполисе - это всё же не только средство передвижения, но и роскошь, за которую так или иначе кому-то приходится платить, пока отнюдь не владельцу, а главным образом городскому бюджету. А ведь можно, например, добраться на машине до ближайшей станции метро или автобуса и пересесть - и это будет намного дешевле для всех. Одновременно нужно улучшать работу общественного транспорта. Переходить к тому, чтобы наземный общественный транспорт ходил по расписанию. Это означает как минимум следующее: выделенная полоса для общественного транспорта и жесткое наказание для тех, кто на эту полосу выезжает. Это тоже вызовет определенное недовольство, пока люди не привыкнут и не поймут, что это необходимая и абсолютно разумная мера. Что еще? Нужно уходить от такого большого количества маршруток, которые устраивают соревнования за пассажирами, нарушая правила. Это машины небольшой вместимости, они создают трудности и сильно увеличивают трафик по сравнению с автобусами большой вместимости. Нужна система скоростных трамваев, при этом немного по-другому организовать движение трамваев: запретить выезд автомобилей на трамвайные пути, чтобы трамваи не стояли в пробках. Да, придется приучать. Да, приучать в том числе повышением штрафов, чтобы это было действительно больно. Если не можешь не нарушать - не езди вообще. Кроме штрафов нужна система стимулов. Например, в США на скоростную полосу можно выезжать, только если в машине сидят не менее трех человек. Если ты едешь один или вдвоем - пожалуйста, тебе на среднюю полосу, которая более загружена, и быстро ехать ты не можешь. Это в США, а у нас часто в машине едет один человек, ему комфортно, он при этом на пробки ругается, но менять свои привычки отнюдь не собирается.

РБК: Звучит и такое предложение - ввести плату за въезд в центр.

О.Ш.: Подобная мировая практика есть, и считаю необходимым рассмотреть и этот вариант, хотя, если будут платные парковки, это, по сути, и будет плата за въезд в город. А вот предложение С.Собянина вынести все логистические центры РЖД из Москвы я целиком и полностью поддерживаю так же, как и использование малого железнодорожного кольца. Уверен, его просто необходимо сделать логистическим пассажирским кольцом. Использовать все виды транспорта, в том числе речной. Можно и нужно создать такие математические модели, которые покажут распределение и перераспределение людских потоков при использовании транспорта в комплексе. Туда же входит и управление светофорами. Многие ругаются, что оно организовано неправильно. Я не специалист по светофорному управлению движением, но иногда как пользователь вижу, что, наверное, можно было бы что-то поправить, поменять в зависимости от времени суток, даже от дня недели, чтобы как-то сглаживать накопление заторов на перекрестках. Этого сегодня не делается, или делается, но не в полном объеме. Я считаю, что организация движения только за счет оптимальной работы светофоров и более внимательного пересмотра левых-правых поворотов на 10-20% решит проблему пробок. Конечно же, нельзя строить новые торговые и жилые комплексы без учета транспортной доступности. Разумеется, я, конечно же, не предлагаю снести уже построенные, хотя, возможно, где-то снос и будет единственно возможным решением и без него не обойтись, но всё же главное - не создавать новых проблем на будущее. Я не сомневаюсь, что новое руководство Москвы возьмется и решит проблему пробок. Не зря же президент РФ Дмитрий Медведев сказал, что проблема пробок - тест на дееспособность власти.

РБК: Олег Федорович, Вы возглавляли ФГУ "Дороги России", занимались инвестиционными проектами с использованием механизмов государственно-частного партнерства в сфере создания и последующей эксплуатации платных автомобильных дорог. Говорят, Вас называют "отцом" платных дорог в России...

О.Ш.: Привлечение частных инвесторов и, как следствие, строительство платных дорог на концессионной основе может изменить в лучшую сторону ситуацию с дорожной инфраструктурой. К настоящему времени разработаны шесть проектов на основе государственно-частного партнерства в дорожной отрасли, они прошли необходимые этапы и уровни утверждения, одобрено их финансирование. Два из них запущены в реализацию - это новая платная трасса Москва - Санкт-Петербург и северный объезд г.Одинцово. Самые необходимые с точки зрения пробок маршруты. Следует иметь в виду, что по российскому законодательству платной дороге всегда должна быть альтернатива в виде бесплатного проезда, при этом бесплатный должен быть не более, чем втрое длиннее платного, за исключением районов Крайнего Севера и участков, где много тоннелей и мостов.

РБК: Можно ли уже посчитать, сколько будет стоить проезд?

О.Ш.: По методике, используемой в России, плата не должна превышать 60-70% от выгоды, приобретаемой пользователем автомобиля. Учитываются пробки, износ матчасти, затраты топлива, потеря времени и т.д. Я думаю, порядок цен - 2-3 рубля за километр. В Европе это в среднем 10-15 евроцентов, то есть 4-6 рублей. В проект трассы Москва - Санкт-Петербург закладывалась разная цена для разных участков. Например, участок до Шереметьево может стоит 3 рубля, а в Тверской области - 80 копеек.

РБК: Какова судьба других проектов?

О.Ш.: Сейчас идет проектирование участка новой центральной кольцевой дороги вокруг Москвы, планируется, что она пройдет на расстоянии 30-40 км от центра города. Это неплохое решение, оно снимет с Москвы достаточно много транзитного трафика. У нас ведь радиально-кольцевая транспортная система не только в Москве, но и в России в целом, и чтобы проехать, например, из Санкт-Петербурга в Челябинск, необходимо ехать через Москву. Если будет такая кольцевая дорога, конечно, по ней будут объезжать пробки на МКАД. Планируется, что это будет полностью платное кольцо протяженностью 520 км, строиться оно будет участками, и в зависимости от их окупаемости будут приниматься решения о строительстве новых участков. Проектирование должно закончиться в этом году. Концессионное законодательство и механизм государственно-частного партнерства постепенно внедряется и в регионах; я думаю, оно должно развиваться и на уровне муниципалитетов, что даст большой положительный экономический и социальный эффект. Но надо понимать, что платные дороги - не панацея, во всем мире их не больше 1-1,5%, от дорожной сети, они решают только самые острые проблемы на самых трудных участках. Что касается дорожной сети в целом, то нужно понимать, что автодороги с асфальтовым покрытием стали активно строиться в нашей стране в 50-60-х годах, чтобы связать города и другие населенные пункты. Трафик тогда был небольшой, и дороги проектировались двухполосными, что привело сегодня к сложной дорожно-транспортной ситуации. Конечно, можно строить обходы вокруг городов, но следует помнить, что земля вокруг городов очень дорогая и полностью строительство обходов проблемы не решает. Целесообразнее и проще строить новые направления. В том числе, дорогу от Санкт-Петербурга до Челябинска через Кострому и Киров. Тогда поток грузового транспорта от портов Прибалтики пойдет на Урал и дальше, минуя Москву, что будет способствовать решению проблемы не только московских пробок.

РБК: Существует мнение, что строительство дорог в нашей стране обходится существенно дороже, чем в других странах. Это так?

О.Ш.: Дороги дорогие везде, и еще никто не доказал, что где-то они дешевые. На самом деле надо смотреть, какие, где и в каких условиях сколько они стоят, что учитывается в сметной стоимости. Например, у нас в сметной стоимости учитывается выкуп земли, снос сооружений и другие затраты, которые в других странах не учитываются, что ведет к удорожанию на 30-40%. То есть это вопрос как минимум спорный и требует внимательного, вдумчивого, профессионального подхода.

РБК: Олег Федорович, Вы входите в первую сотню резерва управленческих кадров, находящихся под патронажем президента РФ. Какие обязательства это накладывает и какие преимущества дает?

О.Ш.: На сегодняшний день требования к профессионалам, выдвигаемые жизнью, намного выше, чем раньше, поскольку наука и техника очень быстро развиваются. Необходимо непрерывное образование. Кадровый резерв - это те специалисты, которые отобраны благодаря своим знаниям, умениям, опыту и достигнутым результатам. Как подчеркнул на первой встрече с нами президент, у нас больше обязанностей, чем преимуществ, и мы должны соответствовать этому определению. Я возглавляю инициативную группу кадрового резерва. Все вошедшие в состав кадрового резерва уже достигли высоких результатов и в профессиональном, и в личностном росте, и многим, к сожалению, уже присуща некоторая пассивность. Однако, как показывает практика, если сам не занимаешься своим развитием, кто-то другой заниматься тобой и твоим развитием не обязан и не будет. Ты должен сам проявлять инициативу и продвигать свои идеи, и кадровый резерв - это отличная площадка для этого. В феврале 2011г. исполнится два года с момента создания первого кадрового резерва. Многие "сотники" уже познакомились, и обмен опытом внутри этой группы оказался очень полезным. Сейчас совместно с администрацией президента мы разработали и реализуем ряд мероприятий, которые направлены на усиление этого эффекта.

РБК: Каким образом происходил отбор?

О.Ш.: Более ста известным экспертам было предложено назвать фамилии тех, кто, по их мнению, достоин войти в кадровый резерв президента и, с учетом накопленного опыта и знаний, может в дальнейшем с пользой поработать для страны и для людей на более высоких и ответственных должностях. Это так называемая "сингапурская система" отбора, где лучшие выбирают лучших. Так был сформирован резерв. Но не было обратной связи на этапе отбора, и в кадровый резерв попали люди (я слышал их комментарии на радио и читал в прессе), которые вполне довольны своим положением и не готовы к переменам в жизни. Вот таких в президентский резерв управленческих кадров, по-моему, включать не нужно. Надо дать им возможность самоотвода, чтобы в резерв вошли те, кто более мобилен, инициативен и нацелен принести пользу там, где это необходимо сейчас стране. Я считаю, что, если президенту необходимо, чтобы его резервист выполнил конкретное поручение, скажем, в Магадане, в Якутии или на Чукотке, отказываться нельзя. По крайней мере, не более одного раза и то по объективным причинам, иначе вылетаешь из резерва. Конкретное поручение, с повышением, с понижением, в комфортных условиях или нет - не важно.

РБК: Есть ли какая-либо программа повышения квалификации кадрового резерва?

О.Ш.: Правительством разработана программа подготовки и переподготовки резерва управленческих кадров на 2010-2015 годы. В рамках этой большой программы сейчас запущена "Программа подготовки высшего уровня резерва управленческих кадров". По ней учится пилотная группа, куда вхожу и я. Программа сложная, и занятия занимают много времени, по этой причине несколько человек уже вышли из нее, дав место другим. Проводится много тестов - на выявление психологического портрета, на профессиональные знания и опыт, чтобы более эффективно выстраивать индивидуальный процесс обучения. В принципе система эффективная, она должна работать и постоянно совершенствоваться. Одна из тем, которую поддерживают президент и правительство, - назначение вместо чиновников независимых директоров в советы директоров госкомпаний. Я сам был чиновником, по должности участвовал как представитель государства в совете директоров акционерных обществ и могу четко сказать, что требуется довольно много времени, чтобы ознакомиться с делами и, тем более, на разработку стратегических вопросов развития компаний, и именно его, времени, часто не хватает. Независимые специалисты могут быть очень полезны в плане развития эффективности, тем более сегодня, когда стоит вопрос о модернизации и инновационном развитии госпредприятий. И сейчас этот процесс идет - быстро, аккуратно, с пониманием подхода, в том числе с использованием кадрового резерва, которое должно постоянно расти. Думаю, в ближайшие год - два, если не сбавлять обороты, это даст положительный эффект и для госкомпаний, и для страны в целом. Я считаю, что создание системы кадрового резерва чрезвычайно нужное дело. Это те самые социальные лифты, функционирование которых является необходимым условием качественного роста, гарантией того, что самым эффективным и профессиональным менеджерам будет предоставлено то место приложения их сил и способностей, где положительный эффект от их деятельности будет максимально возможным, то есть принесет максимум пользы для страны и для нашего народа. Создание кадрового резерва - это, безусловно, шаг в правильном направлении, и я со своей стороны приложу все усилия, чтобы это движение не потеряло своей положительной динамики и внесло свою лепту в достижение целей, поставленных президентом, для чего и им и был создан резерв.
Форма для аккредитации
ФИО:
Должность:
Компания:
Телефон:
Комментарий:
Защита от спама:
Ближайшие
Прошедшие
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ
Расскажите об успехах с РБК
III Международный агропромышленный молочный форум
10 ноября Интервью
Обсуждаемые вопросы

17-18 ноября 2016 г. в Доме Правительства Московской области пройдет IIIМеждународный агропромышленный  молочный форум.
Заместитель Председателя Правительства Московской области – министр инвестиций и инноваций Московской области Буцаев Денис Петрович раскрывает РБК ключевые темы повестки форума.

Видеоцитаты
Хотите провести
мероприятие у нас?
Свяжитесь с нами:
  • jpashneva@rbc.ru
  • +7 (495) 363-1111 доб. 1392
  • Пашнева Юлия
Подать заявку

Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@top.rbc.ru

Rambler's Top100 Service

Все права защищены и охраняются законом.

© 1995-2016 РосБизнесКонсалтинг.

Информация об ограничениях © Reuters, © AP.
Подробнее о соблюдении авторских прав и размещении рекламы.